Конспект урока по теме " Основы системологии"
Оценка 4.6

Конспект урока по теме " Основы системологии"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
информатика
10 кл
27.03.2017
Конспект урока по теме " Основы системологии"
данный конспект урока преследует следующие цели: • познавательные: познакомить учащихся с понятиями “система”, “системный анализ”, “системный подход”. • развивающие: способствовать формированию у школьников системного мышления для эффективной работы с информацией, определения состава, структуры системы. • мотивационные: развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, формировать у них информационную культуру и потребность в приобретении знаний по всем предметам, изучаемым в школе, в частности по информатике, географии, истории, литературе, искусству с целью дальнейшего практического применения в различных сферах деятельности человека. • воспитательные: воспитание патриотизма на исторических примерах, чувства ответственности за будущее страны, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.конспект урока по информатике и ИКТ "Основы системологии"
конспект урока.docx
Тема урока: "Основы системологии"  Основные задачи:    познавательные: познакомить учащихся с понятиями “система”, “системный  анализ”, “системный подход”. развивающие: способствовать формированию у школьников системного мышления  для эффективной работы с информацией, определения состава, структуры системы.  мотивационные: развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся,  формировать у них информационную культуру и потребность в приобретении  знаний по всем предметам, изучаемым в школе, в частности по информатике,  географии, истории, литературе, искусству с целью дальнейшего практического  применения в различных сферах деятельности человека.  воспитательные: воспитание патриотизма на исторических примерах, чувства  ответственности за будущее страны, усиление познавательной мотивации  осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе. Тип уроков: комбинированный – объяснение нового материала с элементами  самостоятельной работы для закрепления понятий. Оборудование: рабочее место учителя (компьютер + проектор), 10 рабочих мест  учеников. Презентации в Microsoft PowerPoint  Урок 1 План урока:  Тема урока: Система: понятие, свойства. 1. Организационная часть – 1 мин. 2. Сообщение темы и постановка целей урока – 2 мин. 3. Беседа с учащимися, подводящая к изучению новой темы – 5 мин. 4. Объяснение нового материала – 16 мин. 5. Организационный момент – 2 мин. 6. Практическая работа – 16 мин. 7. Подведение итогов урока – 2 мин. 8. Домашнее задание – 1 мин.  Ход урока I. Организационная часть II. Сообщение темы и постановка целей урока Продолжим изучение темы “Информационное моделирование” и познакомимся с азами и  основными понятиями системологии. Демонстрируется слайд 1 (Приложение 1). Системология – наука о системах.  III. Беседа с учащимися, подводящая к изучению новой темы С термином “система” вам приходилось встречаться и на уроках, и в повседневной жизни.  Вопрос. Вспомните и приведите примеры словосочетаний, где используется слово  “система”.  Ответы. Примеров достаточно много: Солнечная система, периодическая система  химических элементов, система уравнений, система классификации растений и животных,  система образования, система здравоохранения, система водоснабжения, система  городского транспорта, операционная система Windows, файловая система и другие.  Демонстрируются слайды 2, 3, 4, 5 (Приложение 1). Каждый из вас имеет  представление о том, что кроется за каждым из этих словосочетаний. А задумывались ли  вы о смысле слова “система”, и почему это слово используют в различных сферах  деятельности. IV. Объяснение нового материала Окружающий нас мир состоит из множества различных объектов, каждый из которых имеет разнообразные свойства, и при этом объекты взаимодействуют между собой. Например,  планеты Солнечной системы имеют различные свойства (массу, геометрические размеры) и по закону всемирного тяготения взаимодействуют с Солнцем и друг с другом. Планеты входят в состав более крупного объекта – Солнечной системы, а Солнечная  система – в состав нашей галактики “млечный путь”. С другой стороны, планеты состоят из атомов различных химических элементов, а атомы из элементарных частиц. Можно сделать вывод, что практически каждый объект состоит из других объектов, то есть представляет  собой систему. В переводе с греческого языка Systema – соединение из частей.Демонстрируется слайд  6   (Приложение 1). В информатике понятие “система” мы использовали для обозначения:     совокупности взаимосвязанных данных, предназначенных для обработки на  компьютере – система данных,  совокупности взаимосвязанных программ – программные системы (операционные  системы, системы программирования, пакеты прикладных программ), организованной совокупности файлов и папок на дисках компьютера – файловая  система. Проведём классификацию систем:    естественные системы (созданные природой), искусственные системы (созданные человеком с определённой целью).  Естественные системы:   живая природа (животные, растения, микроорганизмы),  неживая природа (космические системы, материальные природные объекты). Искусственные системы:   материальные системы (искусственные материалы, строительные сооружения,  технические системы),  общественные системы (производственные коллективы, политические партии). Демонстрируется слайд 7 (Приложение 1). В естественных системах неживой природы связи носят только материальный характер. В  системах живой природы и искусственных системах существуют связи материальные и  информационные. Для общественных систем очень большое значение имеют  информационные связи. Вопрос. Приведите примеры естественных и искусственных (материальных и  общественных) систем. Ответы. Солнечная система, горная система, речная система – естественные системы, а  искусственные – школьная система, промышленная система, правительственная система. Перейдём к рассмотрению следующего вопроса нашего урока.  Какими свойствами обладает система? Демонстрируется слайд 8 (Приложение 1). Важным признаком системы является её целостное функционирование. Система является  не набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов. Например, компьютер – система, состоящая из различных устройств, при этом устройства связаны  между собой и аппаратно (физически подключены друг к другу) и функционально (между  устройствами происходит обмен информацией). . Система сохраняет свою целостность под воздействием различных внешних воздействий и внутренних изменений до тех пор, пока она сохраняет неизменной свою структуру. Если  структура системы меняется (например, удаляется один из элементов), то система может  перестать функционировать как целое. Так, если удалить одно из устройств компьютера  (например, процессор), компьютер выйдет из строя, то есть прекратит своё существование. Второе свойство системы – структурность. Структура – это совокупность связей между элементами . Из кирпичей  и других деталей можно кроме жилого дома построить гараж,  башню все эти сооружения строятся из одних и тех же элементов, но имеют разную  конструкцию, т.е. на языке системологии, можно сказать что они различаются структурой. Главное свойство любой системы­возникновение системного эффекта. . Заключается оно  в том, что при объединении элементов в систему у системы появляются новые качества,  которыми не обладал ни один из элементов в отдельности. В качестве примера системы рассмотрим самолет. Главное его свойство – способность к  полету. Ни одна из составляющих его частей в отдельности (крылья, двигатели и т.д.) этим  свойством не обладает, а собранные вместе строго определенным способом, они такую  возможность обеспечивают. Вместе с тем, если убрать из системы «самолет» какой­нибудь  элемент (например, крыло), то не только это крыло, но и весь самолет потеряет  способность летать. Состав системы.  В состав крупной системы может входить другая система. Первую называют надсистемой,  вторую – подсистемой. Имя надсистемы на схеме состава всегда располагают выше имен  всех ее подсистем (пример с ПК) Систему, входящую в состав какой­то другой, более крупной системы, называют  подсистемой. V. Организационный момент  Следующий этап урока – работа за компьютером. VI. Практическая работа Учащиеся работают за компьютерами по карточкам (рисование объектов в текстовом  редакторе) приложение 2 VII. Подведение итогов урока На этом уроке вы узнали:   Что такое система? Сложный объёкт, состоящий из множества взаимосвязанных  элементов.  Как классифицируют системы? Естественные и искусственные системы.   Какими свойствами обладает система?  Целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность,  множественность описаний.  VIII. Домашнее задание Выучить конспект

Конспект урока по теме " Основы системологии"

Конспект урока по теме " Основы системологии"

Конспект урока по теме " Основы системологии"

Конспект урока по теме " Основы системологии"

Конспект урока по теме " Основы системологии"

Конспект урока по теме " Основы системологии"

Конспект урока по теме " Основы системологии"

Конспект урока по теме " Основы системологии"

Конспект урока по теме " Основы системологии"

Конспект урока по теме " Основы системологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017