Урок 78
ЧАСТИ РЕЧИ – ИМЕНА
Цель: обобщать знания о частях речи – именах.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 78
ЧАСТИ РЕЧИ – ИМЕНА
Ц е л ь : обобщать знания о частях речи – именах.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
1. У п р а ж н е н и е 321.
– Прочитайте строки С. Я. Маршака.
– Какое слово в стихотворении не дописано? (Каникулы.)
– Что вы можете рассказать об этом слове?
– Проанализируйте его как часть речи.
1. Каникулы – сущ., что? предмет.
2. Нач. ф. – каникулы (не имеет форму единств. числа).
3. –
4. Во мн. числе, в им. п.
5. Подлежащее.
– Почему вы не указали, к какому склонению относится это слово?
– Значит, оно не склоняется?
– Просклоняйте его с предлогами (устно).
– Покажите строение этого слова.
– Как определили окончание? Что для этого помогает? (Изменение по
падежам.)
– Выполните транскрипцию этого слова.
[к а н ’и(cid:8) к у л ы ]
– Объясните все орфограммы на месте пропусков.
– Найдите в стихотворении существительное 2го склонения, у которого во
множественном числе именительного падежа будет окончание не и (ы).
Назовите это окончание.– Чем необычно по строению слово ЛЕЖЕБОКА?
– В каком падеже оно употреблено в тексте? Докажите.
– Найдите другие существительные в тексте, стоящие в том же падеже.
Определите их склонение.
– Какие части речи в стихотворении вы не встретили?
– Приведите примеры этих частей речи.
2. У п р а ж н е н и е 322.
– Какие части речи называют именами?
– Дополните схему.
– Укажите, почему эти части речи объединили в одну группу.
– Прочитайте отрывок из стихотворения, назовите все известные вам
имена.
– Выпишите из отрывка все словосочетания, подходящие к схеме:
(Муравей смелый, могучий; в куче муравьиной; дом муравьиный,
высотный.)
– Какие слова командуют в этих словосочетаниях, в чем подчиняются
зависимые слова? Почему их форма различна?
– В каких словосочетаниях уместен и другой вопрос?
(Дом (чей?) муравьиный.)
– Почему числительное стоит после имени существительного? Меняет ли
это значение?
3. П и с ь м е н н ы й а н а л и з имени прилагательного.
Был он всех здоровей в муравьиной куче.
– Опираясь на образец разбора (с. 4), проанализируйте имя прилагательное
как часть речи.
1. Муравьиной – прилаг.; какой?; призн. предм.2. Нач. ф. – муравьиный.
3. –
4. В ед. ч., ж. р., в предл. п.
5. Вт. член.
– Почему в третьем пункте вы ничего не написали? (Нет постоянных
признаков.)
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише,
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
4. Найдите ошибки, допущенные в разборе слов.
На снежных сугробах видны следы зайца.
1. На сугробах – им. сущ.; на чем?; предм.
2. Нач. форма – сугробы.
3. М. р., 1 скл.
4. Во мн. ч., в предл. п.
5. Втор. член.
1. На снежных (сугробах) – им. прил.; на каких?; призн. пр.
2. Нач. форма – снежный.
3. М. р.
4. Во мн. ч., в предл. пад.
5. Втор. член.
1. Зайца – им. сущ.; чего?; предм.
2. Нач. форма – заяц.
3. М. р., 1 скл., ед. ч.
4. В род. п.
5. Втор. член.
(Дети находят ошибки, объясняют, почему данный пункт считают
неверным.)5. И г р а « П о м и р и с л о в а » .
– Какие два имени неразрывно связаны между собой в речи?
– Представьте, что имя существительное и имя прилагательное
поссорились.
– Прочитайте, что при этом произошло с текстом.
Тяжелый шапки снега упали с макушки огромной сосны. Стройный березы
покрыты серебристый инеем. На полянке растет маленький елочка. Белый
покрывало из снега укутало и ее. Легкий морозцем прихватило лужицы.
Хорошо гулять по зимний лесу!
– Что вы можете сказать об именах прилагательных? (Стоят в начальной
форме.)
– Как же их «помирить» с именами существительными?
– Запишите исправленный текст,
укажите те признаки над
прилагательными, которыми с ними «делятся» имена существительные.
III. Итог урока.
– Что мы вспомнили сегодня об именах?
Домашнее задание: упражнение 324.