Мартынова В.А. – учитель математики ГОУ РК «РЦО».
Конспект урока по теме: «Четырёхугольники». 8 класс.
Учебник: Геометрия 7-9 под редакцией Л. С. Атанасян
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Краткосрочный проект.
Цель урока: систематизация
сведений о четырехугольниках.
Задачи:
1. Образовательные: закрепить изученные
свойства четырехугольников; учиться выявлять общие свойства параллелограммов и
свойства конкретного четырехугольника; учиться применять теоретические знания в
решении практических задач.
2. Воспитательные: через умение выслушать
выступающего, через работу в группах, воспитывать уважительное отношение к
своим одноклассникам;
3. Развивающие: формировать навыки применения
свойств четырехугольников при решении задач базового уровня; развитие
логического мышления через способность увидеть данные свойства
четырехугольников в новых ситуациях.
Ресурсы: основные: учебник, рабочая тетрадь, УМК,
доска.
Дополнительные: раздаточный материал.
Формы работы на уроке: проектная, работа в
группах.
Применяемые технологии: проектное обучение.
Используемые методы обучения: устный фронтальный опрос; работа над проектом; письменный опрос
Планируемые результаты:
личностные:
ü формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию,
ü формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
ü формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
метапредметные:
ü умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы,
ü умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения,
ü умение применять теоретические знания на практике,
ü развитие памяти, внимания, наблюдательности,
ü развитие мотивации учения через эмоциональное удовлетворение от открытий,
предметные:
ü обобщить знания обучающихся о четырехугольниках,
ü формировать умения решать задачи, с использованием признаков и свойств четырехугольников.
Ход урока:
Выход на тему и цель урока.
1. Организационно - подготовительный этап.
Здравствуйте! Разделитесь на 4 группы, с кем вам будет комфортно работать на этом уроке. Выберите капитана группы.
На доске карточки с загадками. Каждой группе надо отгадать загадку и подготовить выступление о свойствах вашей геометрической фигуры. Сегодня вы расскажете о четырехугольниках.
Работа в группах.
Теперь надо выбрать карточку с задачей, соответствующую вашему виду четырехугольника. Решить и подготовить выступление, в котором расскажете, что вы узнали о ней на уроках, покажете авторское решение задания.
Работа над проектом:
Этапы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Организационно- подготовительный |
Разбиваются на группы, (кол- во групп соответствует видам четырехугольников) разрабатывают основные идеи, цели своей работы, составляют план |
Формирование мотивации участников, консультирование по работе над проектом, помощь в подборке необходимых свойств и решения задач, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах. |
Поисковый |
Сбор, анализ и систематизация собранной информации о свойствах и признаках четырехугольника, запись материала в группах, выдвижение решения, оформление материала и выступления, самоконтроль. |
Консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка. |
Итоговый |
Оформление своего проекта, его защита. |
Оказывает помощь в оформлении. |
Рефлексия |
Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» |
Оценивание каждого участника проекта. |
2. Поисковый. Работа в группах.
«Веселая Физкультминутка»
Если верно – то хлопаем, если неверно – топаем
ü У четырехугольника 5 вершин - нет
ü Диагонали прямоугольника равны - да
ü Стороны ромба равны - да
ü Углы квадрата острые - нет
ü Диагонали ромба перпендикулярны - да
ü Диагонали прямоугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам? - да
ü Найти сумму длин всех сторон - значит вычислить периметр? - да
ü Квадрат является ромбом? - да
ü Диагонали ромба равны? – нет
3. Итоговый. Защита проектов. Выступление групп.
В процессе работы над проектом каждая группа учащихся исследовала «вес» четырехугольника, его роль среди других изучаемых четырехугольников. В итоге общим итогом деятельности всех групп становится создание классификации четырехугольников.
Сказка – вопрос
Вопросы на которые необходимо ответить:
1. Кто стал королем?
2. Кто был основным соперником?
3. Кто первым вышел из соревнования?
Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырехугольников. Кто первым дойдет, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам». Часть четырехугольников остались на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников остались у горы, остальные продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.
Историческая справка.
4. Рефлексия. Мы повторили свойства и определения параллелограмма, ромба, трапеции и прямоугольника. Теперь ответьте письменно на вопросы и заполните таблицу:
Работа в группе. Заполнить таблицу, отметив знаки +( да), -(нет).
|
|
параллелограмм |
прямоугольник |
ромб |
квадрат |
трапеция |
1 |
Противолежащие стороны параллельны и равны. |
|
|
|
|
|
2 |
Все стороны равны. |
|
|
|
|
|
3 |
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180°. |
|
|
|
|
|
4 |
Все углы прямые.
|
|
|
|
|
|
5 |
Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. |
|
|
|
|
|
6 |
Диагонали равны. |
|
|
|
|
|
7 |
Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов. |
|
|
|
|
|
Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»
Выводы по уроку.
Литература:
1.УМК. Геометрия 7-9 под редакцией Л. С. Атанасян.
2. http://rubizhne-yceum.edukit.lg.ua/v_pomoschj_ucheniku/matematicheskij_razdel/proishozhdenie_matematicheskih_slov/
3. http://ppt4web.ru/matematika/kto-stal-koroljom.html
4. https://infourok.ru/material.html?mid=39042
Ссылки на чертежи:
1.http://images.myshared.ru/6/632886/slide_4.jpg
2.https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_560c2fc4e1497/plan-konspiekt-uroka-po-tiemie-chietyriokhughol-niki-v-8-klassie_3.png
3. https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_560c2fc4e1497/plan-konspiekt-uroka-po-tiemie-chietyriokhughol-niki-v-8-klassie_4.png
4. https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_560c2fc4e1497/plan-konspiekt-uroka-po-tiemie-chietyriokhughol-niki-v-8-klassie_2.png
Дополнительный материал к уроку.
1. Карточки с загадками.
Любую площадь я могу измерить,
Ведь у меня 4 стороны
И все он между собой равны.
И у меня ещё равны диагонали,
Углы они мне делят пополам,
И ими на части равные разбит я сам.
(квадрат)
-Мои хоть не равны диагонали
По значимости всем я уступлю едва ли.
Ведь под прямым углом они пересекаются
И каждый угол делят пополам.
(ромб)
Хочу сказать я, хоть меня не называли
И у меня равны диагонали.
И хоть я не зовусь квадратом
Он мне приходится родимым братом.
(прямоугольник)
Хоть стороны мои попарно и равны и параллельны
Всё ж я в печали, что не равны мои диагонали
Да и углы они не делят пополам.
Но всё ж скажи, дружок, кто я?
( параллелограмм).
Треугольник сунул нос
В реактивный пылесос.
А без носа он, – о, боже! –
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,
Как теперь зовут его.
( трапеция)
2. Карточки с задачами.
3.Таблица.
|
|
параллелограмм |
прямоугольник |
ромб |
квадрат |
трапеция |
1 |
Противолежащие стороны параллельны и равны. |
|
|
|
|
|
2 |
Все стороны равны. |
|
|
|
|
|
3 |
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180°. |
|
|
|
|
|
4 |
Все углы прямые.
|
|
|
|
|
|
5 |
Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. |
|
|
|
|
|
6 |
Диагонали равны. |
|
|
|
|
|
7 |
Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов. |
|
|
|
|
|
Правильные ответы:
|
параллелограмм |
прямоугольник |
ромб |
квадрат |
трапеция |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
2 |
- |
- |
+ |
+ |
- |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
4 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
6 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
7 |
- |
- |
+ |
+ |
- |
4. Историческая справка.
1.Термин «параллелограмм» греческого происхождения и согласно Проклу, был введён Евклидом.Понятие параллелограмма и некоторые его свойства были известны ещё пифагорейцам. В «Началах» Евклида доказывается следующая теорема:
в параллелограмме противоположные стороны равны и противоположные углы равны, а диагональ разделяет его пополам. Евклид не упоминает о том, что точка пересечения диагоналей параллелограмма делит их пополам. Он не рассматривает ни прямоугольника, ни ромба. Полная теория параллелограмма была разработана к концу средних веков и появилась в учебниках лишь в XVII веке. Все теоремы о параллелограммах основываются непосредственно или косвенно на аксиоме параллельности Евклида.
Параллелограмм даёт определения прямоугольнику, ромбу; в жизни параллелограмм – это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жёсткости проведена диагональ. В физике параллелограмм применяется при изучении разложения сил, при нахождении равнодействующих сил.
2. Слово «ромб» тоже греческого происхождения, оно означало в древности вращающееся тело, веретено, юлу. Ромб связывали первоначально с сечением, проведённым в обмотанном веретене. В «Началах» Евклида термин «ромб» встречается только один раз, свойства ромба вообще не изучаются.
Реечный домкрат для легковых автомобилей имеет форму ромба. Плиточники укладывают плитку в виде ромба, квадрата – из них получаются красивые узоры.
3. Термин «квадрат» происходит от латинского слова – сделать четырёхугольным.
«Первый четырёхугольник, с которым познакомилась геометрия, был квадрат»
4.Трапеция – слово греческое, означавшее в древности «столик». Сравните трапеза, трапезная. В «Началах» термин «трапеция» применяется не в современном, а в другом смысле: любой четырёхугольник (не параллелограмм). «Трапеция» в нашем смысле встречается впервые у древнегреческого математика Посидония.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.