Урок 114
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЫВАЮТ ОДНОРОДНЫМИ
Цель: обучать построению предложений с однородными членами, выбору союзов в них и постановке знаков препинания.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 114
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЫВАЮТ ОДНОРОДНЫМИ
Ц е л ь : обучать построению предложений с однородными членами, выбору
союзов в них и постановке знаков препинания.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте из домашнего задания предложения, соответствующие
схемам.
(Кружками обозначены однородные члены предложения.)
– Что вы можете сказать о постановке знаков препинания в этих
предложениях?
– Какие дополнения нужно внести в схемы? (Запятые.)
– Проверьте наличие знаков в ваших работах.
– Какие звуки вы написали над выделенными буквами в словах
ОТБИЛ, СБЕГАТЬ? В какой части слова они находятся? Докажите.
– В каких падежах употреблены имена существительные в тексте?
– Назовите слова из текста, в которых количество букв и звуков не
совпадает. Объясните причину этого явления. (Очень, сбегать, нечестно.)
III. Работа по теме урока.
1. У п р а ж н е н и е 473.
– Какие произведения Н. Носова вы читали?
– Вспомните рассказ «Дружок». Что за история приключилась?– Дополните предложение из этого рассказа, используя рисунок.
– Какой союз вы считаете более уместным употребить в этом
предложении?
– Объясните свое решение.
– Чем необычно это предложение? (Две группы однородных членов.)
– Назовите первую группу. Каким членом предложения являются
однородные члены?
– К какому слову они относятся?
– Назовите вторую группу. К какому слову относятся эти однородные
члены?
– Какими членами предложения они являются?
– Рассмотрите схему к этому предложению в задачнике на с. 57.
– Считаете ли нужным сделать поправки? (Нужно поставить запятую.)
– Запишите предложение в тетрадь, помня о правилах постановки запятой.
2. Р а б о т а в п а р а х (упр. 477).
Дети выполняют задание, данное в учебнике. Проверка правильности
выполнения проводится в коллективном обсуждении.
3. У п р а ж н е н и е 475.
– Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме на с. 59
(задачник).
– Выпишите его. Что о постановке знака можете сказать?
– Составьте схему пятого предложения.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
4. И г р а « П о д б е р и с о ю з ».
На доске записаны предложения с пропущенными союзами. Их нужно
вставить, показать зависимость однородных членов.
Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет.Любит кошка рыбку …в воду лезть не хочет.
Мультфильм был не цветной … чернобелый.
Держи голову в холоде … ноги в тепле.
Надо, надо умываться по утрам … вечерам.
Мальчик был очень слабый … смелый … настойчивый.
– Объясните постановку не только союзов, но и знаков препинания.
IV. Самостоятельная работа по выбору.
а) Придумайте и запишите 6 предложений с однородными членами:
– с союзом А;
– с союзом НО;
– с одиночным союзом И;
– с повторяющимся союзом И;
– с одиночным союзом ИЛИ;
– с повторяющимся союзом ИЛИ.
б) Спишите, расставив знаки препинания.
– Подчеркните однородные члены предложения.
Лист?я обл.тели с б.резы а остались на дуб. .
Ноч?ю мес.ц св.рка.т и все осв.ща.т.
Ос.нью звезды свет.т ярк. но хол.дно.
П.т.мнело н.хмурилось небо.
Дети с.брали букеты из л.монных и красных и оранжевых лист?ев.
Осен?ю ё. з.бира.тся в нору енота или барсука.
V. Итог урока.
– Опираясь на какие признаки, вы доказываете, что выделенные вами члены
предложения – однородные?
– Расскажите о знаках препинания при однородных членах.
Домашнее задание: упражнение 477.