Урок 87
ЧТО ИЗВЕСТНО О НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ ГЛАГОЛА
Цель: повторить правила о написании суффиксов в неопределенной форме и в прошедшем времени глагола, развивать умения определять части слова у глаголов.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 87
ЧТО ИЗВЕСТНО О НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ ГЛАГОЛА
Ц е л ь : повторить правила о написании суффиксов в неопределенной
форме и в прошедшем времени глагола, развивать умения определять части
слова у глаголов.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Словарный диктант.
– Какие орфограммы встречаются в неопределенной форме глагола?
– Я диктую глаголы, в случае если вы затрудняетесь написать суффикс
перед
, оставьте «окошко».
Бросить, сеять, чистить, лаять, видеть, обидеть, слушать, ехать,
готовить, таять, сыпать, мерить, веять, исправить.
– В каких глаголах вы затруднились написать суффикс?
– Проверьте свою работу по словарю и вставьте буквы в «окошки».
III. Работа по теме урока.
1. И г р а « С о о б р а з и к а » .
– Определите, как образовано слово в скобках верхней строки. Таким же
образом составьте слово в скобках нижней строки.
носить (косить) колечко
нажать (…) левый
место (мести) найти
зайчик (…) нести
увлечь (беречь) берега
испечь (…) залесье
– Какие три слова вы записали в тетрадь? (Лежать, зайти, запечь.)
– Что вы можете сказать об этих словах?– На какие две группы их можно разделить? (По виду.)
2. У п р а ж н е н и е 365.
– Прочитайте начало текста.
– Назовите глаголы из текста. Выпишите их.
– Разберите их по составу.
– На что указывает суффикс
– Рядом с глаголами напишите их начальную форму.
– Какое правило о написании суффиксов вы помните?
– Проверьте себя, прочитав сообщение на с. 19.
– Выделите суффикс перед
3. У п р а ж н е н и е 367.
– Откройте словарную страницу задачника (с. 80).
– Впишите туда глагол из прочитанного отрывка. Какой глагол вы
в глаголах неопределенной формы.
впишете?
– Нужно ли вписывать остальные? Почему?
– Можно ли вписать глагол ВЕРИТЬ? (Объясните почему.)
Мы входим в лес.
Сколько здесь чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели
И за парты тихо сели.
– В какой форме встретились глаголы в стихотворении?
4. И г р а « С к а ж и н а о б о р о т ».
Учитель называет глагол и бросает мяч одному из учеников, тот ловит мяч
и называет глагол с противоположным значением, задает к нему вопрос,
определяет вид и бросает мяч обратно.
С л о в а д л я и г р ы : открыть, лечь, плакать, уходить, налить, говорить,
прилететь, найти, принести, худеть, брать, зажечь, обуваться, войти.
– Эта игра поможет нам справиться со следующим зданием.
5. У п р а ж н е н и е 368.
– Хотите узнать о том, что за «фабрика имени папы Карло» упоминалась в
отрывке?
– Прочитайте продолжение текста в тетрадизадачнике (с. 18).
– Вставьте пропущенные буквы, объясняя правописание слов.– Выпишите все глаголы из текста, через тире записывайте их
неопределенную форму. Будьте внимательны, не забывайте, что глаголы
бывают двух видов!
– Обозначьте суффикс перед
в неопределенной форме и в глаголе
прошедшего времени перед
– Выберите из текста 3 глагола, на ваш взгляд, часто встречающиеся в
речи, и дополните ими словарную страницу (с. 80).
6. – В тексте встретилось слово ОДЕТЬ. Вспомните о трудности в
употреблении этого глагола.
(Его путают с глаголом НАДЕТЬ.)
Одеть и надеть.
Два этих слова
Мы часто путаем
Так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
Выходит так, что дед одет,
А шуба, стало быть, надета.
Одеть, надеть…
Давай глядеть.
Кого одеть и что надеть?
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето,
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!
– Так когда же мы употребляем глагол ОДЕТЬ, а когда глагол НАДЕТЬ?
– Распределите слова в соответствии с глаголами.
НАДЕТЬ
ОДЕТЬ
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .
форму
ребенка
девочку
пальто
платье
куклу
больного
туфли
костюм
. . .
. . .
. . .
. . .
. . .дедушку
7. С о с т а в ь т е и з а п и ш и т е о т в е т на вопрос в упр. 369.
– Какой глагол употребите?
IV. Итог урока.
– Какие правила написания глаголов мы повторили?
Домашнее задание: выпишите из словаря (с. 115) глаголы в
неопределенной форме, обозначьте суффиксы, которые нужно запомнить.