Урок 143
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЛОВАХ?
Цель: систематизировать изученное о слове.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 143
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СЛОВАХ?
Ц е л ь : систематизировать изученное о слове.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
У п р а ж н е н и е 585.
– Какие слова в каждой группе являются «лишними»?
– Какие однокоренные слова вы к ним подобрали?
– Найдите среди слов ВЕЛ, НЕС, ДУШ, НОЛЬ такое, которое при
характеристике звуков будет совпадать с характеристикой звуков в слове
ЛЁД.
У п р а ж н е н и е 586.
– Какими частями различаются слова в парах?
– Прочитайте, в каком порядке вы выписали слова.
III. Работа по теме урока.
1. И г р а « Р а з г а д а й п о с л а н и е » .
Поренькие мимючки чирут ан зибекой каломе и зумят мвурить.
– Можете ли вы понять, что написали инопланетяне в записке? Почему?
– А догадаться, к какой части речи относятся слова, можно?
– Попробуйте по форме дать характеристику словам.
– Чего не хватает для понимания? ( Значения каждого слова.)
– Попробуйте, опираясь на форму слов, представить слова землян так,
чтобы у предложения появился смысл.
(Н а п р и м е р : Маленькие человечки живут на далекой планете и хотят
дружить.)
2. У п р а ж н е н и е 587.
– Из предложенных записей какая не является словом? Почему?
– Что общего у слов? В чем разница?– Какая часть объединяет слова?
– Переставьте буквы в последнем варианте так, чтобы получилось
родственное слово. (Рады.)
– Разберите по составу слова.
– Какую роль выполняют в словах суффиксы, окончания?
– Различно ли количество букв и звуков в слове РАДУЮСЬ? Докажите.
– Сделайте вывод: как вы можете охарактеризовать слово?
3. У п р а ж н е н и е 588.
– Что вы знаете о предложении?
– Какую роль играет в предложении слово?
– Дополните предложения словами из упр. 587.
– Какими членами предложения являются вставленные слова?
– В какой форме в предложениях употреблены личные местоимения?
4. Р а б о т а в п а р а х (упражнение 589).
(После того как дети подготовятся, они дают ответы на поставленные
вопросы вслух.)
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре –
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
5. У п р а ж н е н и е 590.
– Охарактеризуйте каждое из слов (устно).
– Составьте из слов предложение.
– Поставьте слова в предложении в таком порядке, чтобы мысли первого и
второго предложения были связаны. (Скоро на ней распустится яркий
цветок.)
– Что вы можете сказать о выделенном слове?
– Составьте и запишите предложения, употребив слово РАЗБИЛИ в другом
значении.
6. И г р а « Ц в е т и к с е м и ц в е т и к » .
Детям предлагается цветок, на лепестках которого записаны слова, а с
обратной стороны записано задание. Дети отрывают лепесток и выполняют
задание.– На вопрос темы нашего урока «Что мы знаем о словах?» мы ответим,
демонстрируя свои знания при выполнении различных заданий, связанных со
словом.
IV. Итог урока.
– Расскажите о том, что вы знаете о слове.
Домашнее задание: упражнение 591.