Урок 46
ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ ОБ ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цель: создать условия для повторения сведений об именах существительных, повторить системы падежей и способов их определения, познакомить с понятием «склонение».
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ ОБ ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Урок 46
Ц е л ь : создать условия для повторения сведений об именах существительных,
повторить системы падежей и способов их определения, познакомить с понятием
«склонение».
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного об имени существительном.
1. У п р а ж н е н и е 171.
– Есть ли в русском языке существительные, у которых род определить нельзя? (Это
существительные, которые имеют только форму множественного числа: ножницы,
санки, брюки.)
– Можно ли сказать, что существительные изменяются по родам? Почему?
– Как могут изменяться существительные? (По числам.)
2. И з м е н е н и е и м е н с у щ е с т в и т е л ь н ы х по числам.
– Определите число имени существительного и измените его.
палатки – …
глаз – …
игрушки – …
заводы – …
зубок – …
лыжи – …
очки – …
листва – …
рубашки – …
вилы – …
– В каких случаях вам не удалось выполнить задание? Почему?
3. У п р а ж н е н и е 172,173
Физминутка
4. Упражнение 174,177,178.
III. Итог урока.
– Что мы повторили сегодня об имени существительном?
Домашнее задание: упражнение 176.Жила была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый
мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о
мотыльке, когда мотылька не было рядом. Но и он не забывал красавицу
ромашку. Он вспоминал о ромашке даже на дальних лугах и в благоуханных
садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок:
нежную паутинку или блестящую росинку. Зато подружка, расцветая от
удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький
путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для
хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.
– Здесь часто встречаются два слова: ромашка и мотылек.
– Выпишите из сказки эти слова в порядке следования падежей.
I в а р и а н т
И. ромашка
Р. для ромашки
Д. ромашке
В. ромашку
Т. ромашкой
П. о ромашке
II в а р и а н т
И. мотылек
Р. мотылька
Д. мотыльку
В. мотылька
Т. с мотыльком
П. о мотыльке
– Что меняется у слов в зависимости от формы падежа? (Окончание.)
– Одинаковые ли окончания у этих слов в одних падежах?
Если я произношу слово МОТЫЛЕК, вы размахиваете руками.
Если я говорю РОМАШКА, вы приседаете.
– В физкультминутке мы обошлись без замены окончаний у слов, а вот в
предложении сможем обойтись?
– Представьте себе: «Очень они дружили с мотылек… Подружка часто
думала о мотылек, когда мотылек не было рядом…».
– Что же получилось?
6. У п р а ж н е н и е 174.
– Прочитайте сообщение авторов.
– Закончите предложение:
ПРОСКЛОНЯТЬ – ЭТО…
– Просклоняйте слова ДОСКА и ГВОЗДЬ в тетрадизадачнике.
– Одинаковы ли окончания у этих слов в одних и тех же падежах?7. У п р а ж н е н и е 177.
– Просклоняйте слова ЛИСА и КОТ.
– Сравните, одинаковы ли у них окончания в одних и тех же падежах.
– Внимательно посмотрите на изменение слов по падежам, попробуйте
догадаться, почему окончания в одних и тех же падежах разные?
– Каким признаком отличались склоняемые нами слова в каждом задании?
8. У п р а ж н е н и е 178.
– Укажите признаки слов ТЕТРАДЬ и ТЕТРАДКА как частей речи.
– Одинаковы ли у них окончания в предложном падеже?
– Почему же в словах, похожих по значению и по признакам, разные
окончания?
III. Итог урока.
– Что мы повторили сегодня об имени существительном?
Домашнее задание: упражнение 176.