У р о к 60.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ОСТАТКОМ.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цели: рассмотреть случаи деления уголком многозначных чисел с остатком; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать составные задачи; развивать умение обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 60.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ОСТАТКОМ.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цели: рассмотреть случаи деления уголком многозначных чисел с
остатком; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать
составные задачи; развивать умение обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Разложите карточки с выражениями в порядке возрастания их значений:
9996 : 3
3339 : 3
6369 : 3
6633 : 3
9639 : 3
6963 : 3
2. Соедините выражения, значения которых содержат одинаковое
количество цифр:
5426 : 6
39505 : 5
148444 : 6
8291 : 3
87045 : 9
4971 : 5
5392 : 4
269743 : 53. Дети решали пример 707 : 7. У Маши получилось 11, у Оли – 110, у Коли
– 101.
Кто из них прав?
4. Р е б у с ы:
5. Р е ш и т е з а д а ч и:
а) Надя отдыхала на даче с 3 по 21 июля. Сколько дней Надя была на
даче?
б) Кинофестиваль начал работу 14 марта и закончил 19 марта. Сколько
дней проходил кинофестиваль?
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 224.
– Разделите данные выражения на группы.
– Объясните, как рассуждала Маша. (При разбиении выражений на
группы Маша ориентировалась на число, стоящее в делителе.)
– Как рассуждал Миша? (Миша ориентировался на первое неполное
делимое. В первом столбике первое неполное делимое делится без
остатка, а во втором столбике – с остатком.)
– Выполните деление уголком. Проверьте свои ответы.
Учащиеся работают с объяснением у доски.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 225.
– Сравните данные выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?
(Первое неполное делимое во всех выражениях делится на делитель без
остатка. Но при этом количество цифр в значении частного различно, так
как в одном выражении первое неполное делимое обозначает сотни
, а в другом – тысячи
.)
– Разбейте все выражения на 2 группы. (По количеству цифр в частном.)
– Вычислите значения выражений, не выполняя записей деления уголком
(1й и 2й столбики).
– Сделайте проверку.
З а п и с и в т е т р а д и:
5648 : 8 = 706
1632 : 8 = 204
706
8
5648
Проверка:
204
8
1632
Проверка:
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Продолжение работы по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 226.
– Проанализируйте схемы. Найдите «ловушки»:
а)
б)
в)
д)
г)
– Объясните, как рассуждали. («Ловушки» – схемы а), г), д), так как при
делении двузначного числа на однозначное в частном будет одна или две
цифры. При делении пятизначного и шестизначного числа на однозначное
не получим трехзначное число.)
– Прочитайте задание № 226.
– Составьте свои выражения, используя калькулятор.
– Какие выражения составили Миша и Маша?
– Выполните деление и проверьте Мишу и Машу.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 227.
– Прочитайте задачу.
Под руководством учителя учащиеся составляют схему к условию:
Р е ш е н и е з а д а ч и п о в о п р о с а м:
1) Сколько всего мест в зале?
160 ∙ 20 = 3200 (м.)
2) Сколько всего продано билетов?
987 ∙ 2 + 329 = 2303 (б.)
987
2
1974
1974
329
2303
3) Сколько билетов осталось?
3200 – 2303 = 897 (б.)
3200
2303
897
– Объясните, что обозначают выражения:
а) 3200 – 987 ; б) 3200 – (987 + 329).
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 228; тетрадь с печатной основой № 1 (задание №
128).
Анализируя домашнее задание № 228, учитель обращает внимание
учащихся на определение количества свободных мест с четвертого по
девятое. Здесь следует иметь в виду, что четвертое место тоже было
свободным, поэтому нужно из 9 вычесть 3. Возможно, что для осознания
этого действия придется выписать ряд чисел от 4 до 9, и учащиеся,
пересчитав их, убедятся в том, что число свободных мест равно 6.