Конспект урока по теме: ДРЕВНЯЯ РУСЬ. КОГДА И КАК ВОЗНИКЛА КИЕВСКАЯ РУСЬ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 41 ДРЕВНЯЯ РУСЬ. КОГДА И КАК ВОЗНИКЛА КИЕВСКАЯ РУСЬ Цели: – познакомить учащихся с историей возникновения Древнерусского государства, с образованием Киевской Руси; – познакомить с городами-крепостями в Древней Руси; – ввести понятия: вече, дань, ополчение; – развивать познавательный интерес к истории своего государства, воображение; – воспитывать уважение к делам наших предков. Оборудование: исторические карты; иллюстрации и фото (старинные города, кремли, крепостные стены); родословное дерево первых русских князей.
Иконка файла материала Окружающий мир.docx

Урок 41
древняя Русь. Когда и как возникла Киевская Русь

Цели:

– познакомить учащихся с историей возникновения Древнерусского государства, с образованием Киевской Руси;

– познакомить с городами-крепостями в Древней Руси;

– ввести понятия: вече, дань, ополчение;

– развивать познавательный интерес к истории своего государства, воображение;

– воспитывать уважение к делам наших предков.

Оборудование: исторические карты; иллюстрации  и фото (старинные города, кремли, крепостные стены); родословное дерево первых русских князей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Задание № 5 (рабочая тетрадь).

Город Византий – столица Византийской империи – стал Царьградом, затем Константинополем, сейчас Стамбул. Названия города менялись со сменой правящих династий и после распада Византийской империи. Сейчас это турецкий город.

Чтиль стал Астраханью.

До наших дней сохранились названия древнейших российских городов – Новгород, Смоленск, Суздаль, Ярославль, Муром, Владимир.

2. Фронтальный опрос.

– Какие племена жили на территории современной России?

– Чем они занимались?

– Как произошли названия славянских племен: полян, древлян, дреговичей, северян?

– Где селились наши предки и как защищались от врагов?

– Какими были оборонительные сооружения в поселении древних славян?

– Какие города стали центрами объединения славянских племен?

– Из чего делали одежду и воинские доспехи славяне?

– Какие ремесленники участвовали в их изготовлении?

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы узнаем, когда и как возникла Киевская Русь.

IV. Когда и как возникла Киевская Русь.

– Прочитайте текст на с. 40–42 учебника и ответьте на вопросы, записанные на доске.

Вопросы:

– В какой части территории России начало создаваться Древнерусское государство?

– Кода это произошло? (В 862 году.)

– Какие племена объединились первыми? (Новгородские словене, кривичи и финские племена.)

– Какой город стал первой столицей Древней Руси?

– Почему столица Руси была перенесена из Новгорода в Киев?

– Кто решил это сделать? (Князь Олег.)

Учитель дополняет текст учебника.

Жили на берегу Балтийского моря князья Рюриковичи из племени россов. Слышали славяне, что никаких ссор и войн у них между собой не было.

И тогда мудрые люди из разных славянских племен решили: «Не можем мы управлять сами всеми племенами. Нужен нам князь, чтобы судил всех по праву». И отправили послов к князю Рюрику и его братьям. Послы от славян рассказали Рюриковичам, что много слышали о том, какие хорошие порядки в их племени, и просили: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите и правьте нами!»

Рюрик согласился и пришел в славянскую землю со своей дружиной, со своими братьями Синеусом и Трувором, со всем родом. Сначала поселился в Ладоге, а потом в Новгороде. Братья Рюриковичи поддерживали друг друга. В городах они поставили своих воевод, от людей требовали покорности и порядка.

По мнению некоторых ученых, от названия племени «россы» и произошли слова «русские» и «Россия».

Рюриковичи управляли главным образом северными землями славян. В их владения входили Новгород, Изборск, Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром. До южных племен Рюриковичи не доходили. И южные племена (поляне, древляне, кривичи) жили, как и прежде, врозь.

А на самом юге, по берегам Азовского и Черного морей, жили хазары – кочевой воинственный народ. Они нападали на селения и земли полян и древлян, требовали с них дань хлебом, скотом, иногда брали в плен людей.

Рюрик на славянской земле правил 17 лет. После смерти Рюрика наставником его малолетнего сына Игоря и правителем Новгорода стал князь Олег (родственник Рюрика). Ему подчинялись и соседние племена. Однако в конце правления Рюрика и при Олеге полного спокойствия не было. Между некоторыми племенами все еще шли споры из-за земли и  богатства. Дело доходило до военных походов и нападений разных племен друг на друга.

– Почему и как на славянской земле появились Рюриковичи?

– Оправдались ли надежды славянских людей на Рюриковичей?

Учитель демонстрирует родословное дерево первых русских князей.

Когда Рюрик умер, его сыну Игорю было только два года. И тогда править стал старший в рюриковом доме – князь Олег. Он перенес свою столицу в город Киев, на берег Днепра.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

                      Жура-жура-журавель!

                      Облетал он сто земель.

                      Облетал, обходил,

                      Крылья, ноги натрудил.

                      Мы спросили журавля:

                      «Где же лучшая земля?»

                      Отвечал он, пролетая:

                      «Лучше нет родного края!»

V. Откуда взялась Киевская Русь.

Учитель. Мы знаем, что земля, на которой жили славянские племена, называлась славянской землей или Русской землей – Русью.

Почему эта земля стала называться Киевской Русью?

В одной из легенд рассказывается: «Над Днепром, на крутых холмах жили три брата – Кий, Щёк и Хорив с сестрой Лыбедь. Жили они дружно и были очень трудолюбивые. Вставали рано и ложились поздно – весь день работали. Ставили избы, терема изукрашенные, пахали землю и косили сено. Самый старший брат Кий был смелым и разумным. Любил он не воевать, а строить. Так и говорили про него: «Где злодей пройдет, там земля горит. А где Кий пройдет, там город стоит». Построили братья на днепровских кручах город и нарекли его в честь старшего брата-строителя Кия Киевом». Может, это легенда, а может, так оно и было.

Высоко на кручах на берегу Днепра стоит Киев. Река Днепр глубока, красивы ее берега. По Днепру с юга из Византии идут груженые лодки со всякими товарами: драгоценными украшениями, тканями. А из Руси везут пшеницу, меха, сало, мед. С севера плывут переселенцы в надежде найти места потеплее и безопаснее. Через Киев по Днепру плывут с товарами торговцы отовсюду, в том числе и варяги в Византию. Византия в то время была богатой страной и привлекала торговцев дорогими тканями и украшениями. И стал этот путь называться путем «из варяг в греки».

Никто из торговцев не миновал Киев. У подножия киевских холмов была пристань, куда причаливали суда, лодки, плоты. За провоз товаров киевляне брали дань. Киев постепенно разрастался и богател.

Однажды двое знатных бояр Аскольд и Дир плыли по пути «из варяг в греки». Увидели красивый город на высоком берегу Днепра и решили поселиться в нем. Они освободили полян, живших вокруг Киева, от дани, которую собирали с них хазары.

Ближе к Киеву стали строиться и другие города. Тянулись к нему люди изо всех племен. Вот и стал Киев называться «матерью городов русских», а Русь стала называться Киевской.

Киев притягивал к себе жителей и западных стран. Их правители присылали в Киевскую Русь своих послов, чтобы подружиться, торговлю вести, молодых киевлянок в жены посватать – завести родство с киевлянами.

После Аскольда и Дира в Киев пришел могущественный и сильный князь Олег из Новгорода. Он решил подчинить себе Киев и захватил его.

Киев при Олеге не только богател, но и сильно укреплялся. Город был окружен рвом и крепкими бревенчатыми стенами.

– Почему Киев стал называться «матерью городов русских»?

– Хотя и силен был киевский князь, разрастались его владения, Киевская Русь не жила спокойно. Сначала на юге надо было отражать нападения хазар. С ними сражались еще князья Аскольд и Дир, а потом и князь Олег.

А. С. Пушкин в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге» пишет о его походах:

                   Как ныне сбирается вещий Олег

                   Отмстить неразумным хазарам.

                   Их села и нивы за буйный набег

                   Обрек он мечам и пожарам.

Олег воевал и с Византией. В честь взятия Царьграда, столицы Византии, он прибил свой щит на его въездных вратах. Пушкин прославляет доблестные походы Олега:

                   Победой прославлено имя твое;

                   Твой щит на вратах Цареграда;

                   И волны, и суша покорны тебе;

                   Завидует недруг столь дивной судьбе.

– Как же строили города в Киевской Руси, чтобы защищаться от врагов? (Города-крепости.)

– Кто был врагами Киевской Руси?

VI. Почему Древнюю Русь называли «Гардарики».

Учащиеся читают текст на с. 43–44 учебника и параллельно рассматривают рисунок с изображением древнего города на с. 45.

– Как были устроены города-крепости в Древней Руси?

– Большинство горожан жили в городском посаде, располагавшемся вокруг городской крепости. Там же, в посаде, вблизи берега реки или озера, где были пристани для торговых судов, находились обычно самые людные днем торговая площадь и торговые улицы города. Большой бедой городских улиц и площадей была «непролазная» грязь. С ней боролись, сооружая мостовые («мосты» через лужи и грязь) из бревен и досок. Позднее вместо деревянных стали делать каменные (булыжные) мостовые.

– Пофантазируйте. Представьте, как проходила встреча иностранного гостя в древнем городе-крепости. Какими приспособлениями были снабжены мосты через рвы с водой? Как закрывались входные ворота?

– Кто управлял жизнью городов и деревень?

– Почему иностранцы называли Русь страной городов?

– Запишите основные части древнего славянского города в рабочей тетради (задание № 9 на с. 17).

Запись в тетради:

1) кремль;

2) посад;

3) торговище;

4) пристань;

5) ров.

VII. Итог урока.

– Какова причина объединения славянских и других племен?

– Где решались самые важные вопросы жизни племен? (На вече – собрание жителей.)

– Чем отличалась дружина от ополчения? (Ополчение набиралось из жителей города и окрестных деревень. А дружина – постоянное войско князя.)

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 7, 8 на с. 169); учебник (с. 40–45); из пластилина изготовить макет старинного города.