Конспект урока по теме «Файл» (10 класс, информатика)

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект разработан для учащихся профильного уровня по учебнику Угринович Н.Д. Раздел программы: архитектура компьютера. Урок комбинированный. Форма: посещение библиотеки. В процессе урока создаются условия для практической деятельности учащихся, в процессе которых через организованное взаимодействие, систематизированы и обобщены знания по теме «Файл». Конспект урока написан в соавторстве с Пашковой М.А.
Иконка файла материала конспект урока.docx
Тема: «Файл» Авторы урока: Пашкова М.А., Сивец Л.В. Предмет: информатика и ИКТ Класс:10 класс, обучение в подгруппе Продолжительность урока:45 минут Раздел программы: архитектура компьютера. Тема урока: Файл Автор учебника: Угринович Н.Д.  Тип урока: урок комбинированный.  Цель   урока:  создание   условий   для   практической   деятельности   учащихся,   в   будут   через   организованное   взаимодействие, процессе   которой, систематизированы и обобщены знания по теме «Файл». Задачи урока:  1. Выделить   и   сформулировать   «файл,  файловая   система»,   применить   умения производить действия с файлами. 2. Научиться пользоваться файловой системой. 3. Организовать взаимодействие учащихся через работу в парах. 4. Учить ставить цели, систематизировать собственные знания по теме урока. 5. Учить   работать   с   различными   источниками   информации,   в   том   числе, предлагаемыми сетью Интернет. 6. Развивать познавательный интерес учащихся, логическое мышление. 7. Способствовать   развитию   приемов   умственной   деятельности,   творческой активности. 8. Способствовать   формированию   чувства   патриотизма   через   привлечение внимания к родному краю. 9. Способствовать созданию комфортного психологического климата на уроке, создании ситуации успеха. 10.Способствовать воспитанию коммуникативных качеств, воспитанию навыков самооценки.Планируемые результаты:  личностные:  обучающиеся вырабатывают умения и навыки самостоятельной работы, навыки работы в парах.       метапредметные:  обучающиеся   научатся   извлекать   знания   из   различных источников   (текста,   рисунков,   предметов,   схем,   условных   обозначений); научатся контролировать свою речь (строить связной ответ) при выражении своей точки зрения по заданной тематике; составлять план решения учебной задачи;   планировать   последовательность   шагов   алгоритма   для   достижения цели;   предметные:  обучающиеся смогут сформировать навык работы с файлами; выработать   умение   работы   с   файловой   системой   посредством   выполнения проектной деятельности (создание презентации).  Личностная значимость изучаемого для школьника: для того, чтобы учащиеся могли добиться цели, необходимо заранее продумывать и планировать свои действия. Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Оборудование:  компьютер,   интерактивная   доска,   мультимедийный   проектор, презентация, рабочие листы для учащихся, листы с технологической картой для   практической   работы,   мобильные   телефоны   обучающихся,   нетбуки   по количеству обучающихся. Список литературы и Интернет­ресурсов: 1. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – 3­е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 2. Информатика   и   ИКТ:   Практикум   по   информатике   и   информационным технологиям:   учебное   пособие   для   общеобразовательных   учреждений   / Н.Д.Угринович. – 4­е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 3. Преподавание   курса   «Информатика   и   информационные   технологии». Методическое пособие для учителей. – 2­е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 4. http://vseuchebniki.net/inf10/214­uchebnik­informatika­i­ikt­10­klass­ugrinovich­ 2009.html 5. http://infourok.ru/material.html?mid=7180 План урока:1. Приветствие. (1 мин). 2. Вхождение в тему урока (определение целей урока, ожидание от урока).  (7 мин). 3. Проработка содержания темы (15 мин).  4. Практическая работа «Использование файловой системы» (20 мин).  5.  Рефлексия (2 мин).Ход урока: 1. Приветствие. Здравствуйте,   ребята!   Повернитесь   друг   к   другу.   Улыбнитесь!   Подарите хорошее настроение, уверенность в том, что у вас сегодня все получится.  2. Вхождение в тему урока (определение целей урока, ожидание от урока). Давайте посмотрим мультфильм. Где происходят действия сюжета? (В БИБЛИОТЕКЕ) В настоящее время мы не часто посещаем библиотеку, но в этом и нет особой необходимости, так как мы используем другие источники информации. Какие? (Телефон, ПК) В виде чего хранится информация в ПК? (Файлах) Вот об этом сегодня поговорим. Итак, какова тема нашего урока? (Файл) Я предлагаю вам сегодня на уроке посетить библиотеку, но необычную. Когда вы   приходите   в   библиотеку,  на   вас   заводят   карточку  –  формуляр   читателя,  в которой   заносятся   сведения   о   книгах,   из   которых   вы   хотите   получить интересующую информацию. У вас на столах находятся такие формуляры, в них мы будем заносить этапы и оценки работы на каждом этапе.  Обратите   внимание   на   экран…   Перед   вами   ожидания   от   урока.   В формулярах, напротив первой записи, поставьте ту цифру, которая соответствует вашим ожиданиям: ХОЧУ: 1. Расширить представление о понятии «файл». 2. Продолжить изучение раздела «Файл и файловая система». 3. Оценивать правильность выполнения поставленной задачи. 4. Научиться осуществлять контроль своей деятельности.5. Научиться соотносить свои действия с планируемыми результатами. 3. Проработка содержания темы (20 мин).  Как вы думаете, какое отношение библиотека имеет к информатике? (и в библиотеке и на файле хранится информация). Система хранения файлов напоминает хранение большого количества книг в библиотеке:   сравните   объекты   библиотеки   и   понятия,   касающиеся   хранения файлов:  библиотека – диск шкаф – папка полки – вложенная папка книга – файл название книги – имя файла Во время работы за компьютером чаще всего проводятся такие операции с файлами, как модификация, копирование, удаление и перемещение.  У вас на столах 2 конверта, в конверте БИБЛИОТЕКА – действия которые можно   выполнить   с   объектом   книга,   в   конверте   –   ФАЙЛОВАЯ   СИСТЕМА   – действия,   которые   можно   выполнить   с   объектом   файл.   Проведите   аналогию библиотеки и файловой системы, разместив в ячейке таблицы соответствующие полоски. На выполнение задания даётся минута.  БИБЛИОТЕКА ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА   Реставрация   книг   (взять, заменить страницы, поставить на место) Ксерокопия   с   книги   и получение двух   одинаковых книг Убрать   из   библиотеки удалить Модификация   файла   (открыть,   заменить, сохранить) Скопировать   файлы   и   сохранить   в   другой папкесписанную книгу Взять   из   шкафа   книгу   и поставить в другой, или на другую полку переместить Посмотрите   на   экран   и   сверьтесь   с   ответом.   Возьмите   формуляр   и   в следующей строке запишите «Сравнение». Если все ответы верны – ставим 5, 1 ошибка – 4, 2, 3 ошибки – 3, 4 ошибки – 2. Сегодня   в   нашей   библиотеке   «Тематическая   выставка».   Перед   вами экспонаты. Ваша задача по описания определить, о каком объекте идёт речь. На партах находятся нетбуки, с их помощью, в программе Paint, стикером напишите номер того экспоната, о котором идёт речь.  1. Грампластинка  –    аналоговый  носитель  звуковой  информации,  диск  из полимерного  материала,  на  поверхности   которого  по  спирали расположены канавки (дорожки) с записью звука. Для «проигрывания» используются специальные аппараты: граммофоны, патефоны. 2. Компакт­диск –  оптический носитель информации в виде пластикового диска  с   отверстием   в   центре,   процесс   записи   и   считывания, информации которого осуществляется при помощи лазера.  3. Флешка  –  это   съемный   носитель   информации,   который   имеет компактные размеры. Удобство его использования трудно переоценить –   совсем   небольшой   кусочек   пластика   позволяет   хранить   большие объемы информации и считывать ее на любом устройстве, где есть выход USB (компьютеры, ноутбуки, планшеты, на телевизоры, DVD­ проигрыватели). 4. Кассета  –  это   небольшая   плоская   коробка   с   магнитной   лентой,   на которую вы записываете звук или изображение.5. Дискета  –  сменный  носитель   информации,   используемый   для многократной   записи   и   хранения  данных,   кассета­конверт   с   гибким магнитным диском. В центре имеется  отверстие  для установки на дисковод.   Используется   в   персональных   ЭВМ   для   хранения информации. Какое   отношение   данные   объекты   имеют   к   теме   урока? (на  них   хранится информации). В виде чего? (Файлов) В формуляре напротив темы оцените свою работу.5­5, 4­4… Настала   пора   отправиться   в   «Читальный   зал».   Все   привыкли   думать,   что телефоны  мешают   в  учёбе,  сегодня  они  нам  наоборот  будут  помогать.  Искать информацию мы будем в интернете. Работать будем в группах. Посмотрите на конверты с именем «Читальный зал»: у кого красный кружок – организуйтесь в группу 1,… Подойдите к соответствующим местам. Для   уменьшения   места,   занимаемого файлами,   с   целью   долговременного хранения   или   передачи   по компьютерным   сетям   файлы сжимаются с помощью... Какие существуют архиваторы файлов? Что такое путь к файлу? 1. Файл – это… 2. Имя файла состоит из…  3.   Какие   операции можно   выполнять   с файлом? Оценивание… 4. Практическая работа. Использование файловой системы.  В наше время большой популярностью пользуются «Выездные библиотеки». Предлагаю и вам, посетить такую библиотеку,  выполнив практическую работу на компьютерах.   Вспомним   ТБ.   Вам   понадобятся   телефоны.   Я   буду   читать   вамутверждения: если согласны – экран телефона должен загореться, не согласны – экран должен быть выключен.  Готовы?  Утверждения по технике безопасности: 1. Включайте   и   выключайте   компьютеры   без   разрешения   преподавателя. НЕТ 2. Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы. ДА 3. Не трогайте питающие провода и разъемы соединительных кабелей. ДА 4. Прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора пальцами. НЕТ 5. Не   пытайтесь   самостоятельно   устранять   неисправности   в   работе аппаратуры. При неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю. ДА Молодцы. Ваша задача, в «Выездной библиотеке» создать мини – проект на одну из тем: ….   (Высветить   на   экране).   При   этом   вы   будете   тренироваться   в   открытии   и закрытии файлов, в их копировании и сохранении, редактировании. Вы повторите создание и оформление слайда в программе …  План   работы   и   примерный   шаблон   вы   найдете   за   компьютерами.   Вам необходимо создать ОДИН слайд. Вы можете приступить к работе. Сели на свои места. Давайте посмотрим несколько мини проектов, которые у вас получились. Откроем формуляры, 5 баллов по системе оценивания – 5,…   Подведем итог работы на уроке. Найдем сумму баллов и разделим её на 5, полученная оценка пойдет в журнал. Возьмите нетбуки, напишите свою оценку в программе и  покажите мне. 5. Рефлексия (2 мин). А теперь давайте вернёмся к вашим ожиданиям, оправдались ли они? Мне   было   приятно   работать   с   вами.   Выходя   из   необычной   библиотеки, оставьте свои отзывы в книге «Отзывов и предложений».Урок окончен.

Посмотрите также