Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".
Оценка 4.6

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
25.04.2017
Конспект урока по теме  "Фольклор в музыке русских композиторов".
Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Базовый учебник: Г. П. Сергеева., Е. Д. Критская. «Музыка. 5 класс» учебник для общеобразовательных организаций. М.,Просвещение. 2013г. Цель урока: способствовать формированию представлений о возможностях симфонического оркестра в музыкальном воплощении фольклорного образа. Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Технологическая карта урока.docx
Методическая разработка урока. Исполнитель: Большакова Ирина Александровна ,  Учитель музыки,   МБОУ «СОШ №40»                                                                                                             2017г. Технологическая карта урока Предмет: Музыка                    Класс 5 класс Базовый учебник: Г.П.Сергеева.,Е.Д.Критская. «Музыка. 5 класс» учебник для общеобразовательных организаций.  М.,Просвещение.2013г. Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов. Цель урока:  Способствовать формированию представлений о возможностях симфонического оркестра в музыкальном  воплощении фольклорного образа.  Задачи урока:  1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения Сформировать знания  о художественно­образном содержании фольклорного жанра. Сформировать умения  определять и называть истоки фольклора и его взаимосвязь с музыкой и литературой. 2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.  3.   Обеспечить   достижение   личностных   результатов   обучения:   сформировать   позитивное   эмоциональное   отношение обучающихся к изучаемым на уроке музыки понятиям,вызвать удивление уникальностью внутреннего строения Земли и процессов связанных с ним, сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о внутреннем строении Земли. Тип урока: Урок первичного  предъявления  новых  знаний. Необходимое оборудование: ­ магнитофон, аудиозапись симфонической миниатюры «Кикимора» А.К.Лядова.  ­ музыкальный инструмент – фортепиано ­ мультимедиапроектор, экран ­ иллюстрационный материал (портрет А.К.Лядова, рисунки детей, презентация). ­ выставка книг с русскими народными сказками. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА №    1    2 Этап урока Организационный  момент. Мотивация к  учебной  деятельности :   включение  обучающихся в  учебную  деятельность на  личностно  значимом уровне. Актуализация  знаний : включение обучающихся  в  учебную  деятельность через исполнение песни.    Деятельность  учителя ­Приветствие обучающихся. Групповое интервью: ­ « Для чего   вы пришли на  урок?» ­ Создает условия для  самостоятельного  определения обучающимися  темы урока, формированию  позитивного отношения к  изучаемому материалу.  – Предлагает вспомнить и  исполнить фрагмент песни   «Без сказки прожить мы не  сможем» ­ звучит музыка. ­ Привлечение внимания детей к книжной выставке. ­Как вы думаете, как связаны  книги с нашим уроком? О чем  мы сегодня будем с вами  говорить? Деятельность  ученика ­ Участвуют в диалоге с учителем ­ Актуализируют свои знания  ­ В результате  групповой работы  предлагают свои  варианты  формулировки темы  урока  ­ Дети исполняют   песню. Формируемые УУД Личностные­ самоопределение Регулятивные­  целеполагание Коммуникативные  ­планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками. ­ Коммуникативные – планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками. ­ Дети предполагают и выдвигают версии.  ­ Познавательные­ ­Что объединяет все эти  книги? ­ Сказки ­ это жанр народного  творчества. Каким  словом  может называться народное  творчество? ­Каких персонажей из р.н.  сказок вы знаете? ­А вы всех назвали ?  Отгадайте, кто это?  рассказывает о Кикиморе, не  называя ее (фрагмент  сказания И.Сахарова) ­Это Кикимора. А придумал  ее русский народ. Это ­  фольклорный персонаж.    ­Тема нашего урока : Образ  Кикиморы в музыке и  литературе. А какую цель вы себе  поставите? логический анализ объектов с  целью выделения признаков.    ­ Это русские  народные сказки. ­ Фольклор. ­ Перечисляют. ­ Предлагают версии. ­ Формулируют  цель  урока и предлагают  пути достижения.  Узнать как  изображена   Кикимора в музыке и  литературе и есть ли  что­то общее в этих  жанрах? ­Регулятивные­ целеполагание ­Коммуникативные­  постановка вопросов ­Познавательные —  общеучебные :  самостоятельное выделение  — формулирование  познавательной цели,  логические  формулирование  проблемы     3 Постановка цели  урока в процессе  урока. 4   Первичное   восприятие и  усвоение нового  учебного  материала. ­  Откуда мы можем узнать  больше о Кикиморе? О ее  привычках, о внешнем виде, о  характере? ­ Создает учебную ситуацию  целеполагания. ­ Подведение  итогов этапа: Тема «Образ  фольклорного  персонажа   в музыке и  литературе» Выведение темы, цели.  ­ Что мы будем делать?  ­ Выведение  плана на доску в презентации       5 Применение   теоретических  положений в  условиях  выполнения   задания. ­Учитель организует работу   обучающихся  с учебником  с  целью  выделения  информации о звуках  в  сказании До прочтения текста учитель  обращает внимание детей на  ­ Предлагают  варианты: из учебника, из книг,  из сказки,  из   Интернета, из музыки. ­ Озвучивают план  работы на уроке: ­ прочитаем  народное сказание,  ­ познакомимся с  новым музыкальным  произведением о  Кикиморе,  ­ сравним    музыкальный и  литературный образы ­ Читают текст  в  учебнике  в  группах    с извлечением  информации о   внешнем виде и   характере  Кикиморы  1 группа­  в звуках,  в  ­Регулятивные —  планирование,  прогнозирование ­Познавательные   общеучебные:  ­   самостоятельное выделение   познавательной цели,  построение логической цепи  рассуждения ­Коммуникативные  —  инициативное сотрудничество  в поиске  и выборе  информации ­ Познавательные  общеучебные: ­  умение  структурировать знания,  анализ, сравнение,  прогнозирование ­ Коммуникативные ­  умение  устанавливать рабочие сказании ­2 группа. отношения и эффективно  сотрудничать, умение  договариваться ­ Цитируют текст  сказания ­ Дети перечисляют  ­ Шумовые. ­ Участие детей в  инсценировании и  озвучивании сказания. ­ Поет Кот­Баюн и др. ­Коммуникативные­  инициативное сотрудничество, взаимодействие. слайд с объяснением значения  незнакомых старинных  слов в тексте: кудесник, тешит, кудель  конопельная, пряжа  пеньковая, спознать Диалог с детьми по  прочитанному тексту: ­ 1 группа: «Как выглядит  Кикимора, какова по  характеру» ­ 2 группа:  «Какие звуки вы  услышали в тексте» Стучит, гремит, свистит,  шипит — это  какие звуки? А давайте озвучим и  изобразим эту картину  ­ А звучит ли музыка в   сказании? ­ Если бы вы были  композиторами то какую  музыку вы бы сочинили на  этот сюжет?         6 Динамическая  пауза. 7 Самостоятельное  творческое  использование  сформированных  умений и навыков. ­ Предлагает поработать в  группах (задание на слайде  презентации) ­ Создает учебную ситуацию  для развития  коммуникативных УУД  в  процессе выполнения  групповых заданий. 1 группе  предложить ­ средства  музыкальной  выразительности.  2 группе ­ музыкальные  инструменты симфонического оркестра ­ Если бы вы были  композиторами,  какую  музыку вы бы сочинили  ? На доске таблица из 2  столбцов:  ­ Работают в группах  по заданиям: ­  Коммуникативные­  взаимодействие, инициативное сотрудничество. ­ Личностные ­ коллективное   взаимодействие,  смыслообразование. 1 группа:   средства музыкальной выразительности:  темп, ритм,  лад,  динамика, регистр. 2 группа:  музыкальные  инструменты  симфонического  оркестра ­  Дети  работают по  карточкам в группах  А.К. Лядов  «Кикимора» Дети ­  компо­ зиторы А.К.  Лядов  «Кикимо ра» Дети ­  композиторы Учитель  вносит 8 Обобщение  усвоенного  материала и  творческое  использование  сформированных  УУД. предложенные  варианты обех  групп  ­ Проговаривают свои  варианты. Русский композитор А.К.  Лядов  сочинил  симфоническую миниатюру на этот же  сюжет.  Давайте  послушаем и определим   какими средствами муз.  выразительности  изображена  Кикимора.  ­Диалог учителя с детьми о  музыкальном произведении. Учитель вносит  ответы детей  в таблицу  Учитель предлагает  сравнить  предположения  детей  с  услышанной музыкой А почему в симфонической  миниатюре  композитор  использовал  разные темпы,  и  уровни динамики? Сколько  по вашему мнению  ­ Слушают и   анализируют.  ­ Ответы учащихся. ­ Сравнивают и  находят общее и  различное. ­ Высказывают свое  мнение о форме  музыки и выходят на  2х частную форму. ­ Познавательные логические : — анализ и сравнение,   ­общеучебные : поиск и  выделение нужной  информации, моделирование,  установление причинно­ следственных связей.  ­ Коммуникативные :   сотрудничество с учителем и  сверстниками. частей.  Аргументируйте свой  ответ. А какой прием музыкального   развития использовал  композитор в своем  произведении: контраст,  повтор, вариационность  (вывести на слайд  презентации) Обратимся к тексту.   Можем ли мы выделить 2  части и найти контраст в  тексте? 1  часть  в  музыке ­ это  маленькая Кикимора и ее  сказочное окружение. 2 часть — это взрослая и  злая Кикимора . Предлагает повторное  прослушивание фрагментов   симфонической миниатюры с  акцентом на различие средств  музыкальной   выразительности  в 2 частях   (фрагмент 1 части и 2 части) С помощью  каких средств  музыкальной выразительности композитору удалось  ­ Работа с текстом. Коммуникативные — умение   выражать свои мысли,  слушать собеседников . ­ Слушают и отмечают поднятой рукой   изменения в музыке ­ Ответы учащихся. 9 Рефлексия  деятельности. раскрыть фольклорный образ  Кикиморы? Можем ли мы считать, что  и  музыка и литература  создали  единый образ сказочного   персонажа? Какое впечатление  оставил у  вас образ Кикиморы  в этой  музыкальной картине?   Можно ли изобразить  Кикимору  при помощи  еще  одного вида искусства?   Какого? Д\З: Я предлагаю вам   нарисовать Кикимору такой  какой вам подсказала музыка  и литература. Учитель предлагает оценить   каждому ученику  свою  работу на уроке, заполнив   оценочный  лист. ­ Коммуникативные ­ умение  точно  выражать свои мысли  по заданной теме. ­Познавательные   общеучебные рефлексия  ( осуществляют  самооценку  своей учебной деятельности,  соотносят цель и результаты,  степень их соответствия) Личностные ­ смыслообразо­ вание, нравственно­этическое  оценивание. ­ Ответы учащихся. Дети  заполняют  оценочный   лист  Приложение Оценочный лист Я оцениваю Да  «+» Затрудняюсь  «?» Нет «­» Я  запомнил фамилию композитора Я запомнил новые  термины ­ симфоническая миниатюра ­ народное сказание ­ двухчастная форма произведения Я могу  охарактеризовать    героя с помощью средств музыкальной выразительности  Я  могу  сравнить  литературный и музыкальный образ  (найти  общее и различное)   Я согласен, что симфонический оркестр может  изобразить  фольклорный персонаж Анализ урока. Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов » Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний Цель урока: Способствовать формированию представлений о возможностях симфонического оркестра в музыкальном  воплощении фольклорного образа.  Задачи: 1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения Сформировать знания  о художественно­образном содержании фольклорного жанра. Сформировать умения  определять и называть истоки фольклора и его взаимосвязь с музыкой и литературой. 2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.  3.   Обеспечить   достижение   личностных   результатов   обучения:   сформировать   позитивное   эмоциональное   отношение обучающихся   к  изучаемым   на  уроке  музыки     интонационным   особенностям   музыкального  языка,  вызвать   удивление спецификой   средств   художественной   и   музыкальной   выразительности,   сформировать   понимание   практической значимости и ценности знаний о народном творчестве фольклорного жанра.  Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Дидактическая задача урока  (краткий оценочный анализ) Дидактическая  задача урока сформулирована в соответствии с содержанием  материала и местом урока по данной теме. Содержание урока Методы обучения Формы обучения Содержание учебного материала соответствует триединой задачи урока.  Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется  интеграция содержания. Выбор оправдан, соответствует задачам урока. Использованы  разнообразные  методы, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе и  предполагающие включение школьников как субъектов деятельности на всех  этапах урока (словесно­наглядный, проблемный, частично поисковый). В ходе урока использовались групповая  и индивидуальная формы работы.  Учитель эффективно сочетает репродуктивные и продуктивные задания  при  обучении, учит детей работать  творчески; владеет технологией диалога. Результативность урока Цель урока  достигнута. Учитель добился  осмысления учебного материала всеми  обучающимися. Практическая направленность урока На протяжении всего урока прослеживалась практическая направленность  изучения музыкального и литературного материала для выполнения школьниками  творческих заданий. Самостоятельная работа  школьников как форма организации  учебной деятельности Формирование универсальных  учебных действий на каждом этапе  урока Дети   выполняют   различные   творческие     задания   и   осуществляют   их взаимопроверку.   деятельности творческий. В завершении организуется рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий в виде оценочного листа.    Характер   самостоятельной   учебной     1. Организационный момент.   целеполагание,   планирование,   волевая Регулятивные: саморегуляция.  Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участие в   коллективном   обсуждении   проблем,   умение   выражать   свои   мысли   в соответствии   с   задачами   коммуникации,   владение   монологической   и диалогической речью.  Личностные:  самоопределение   прогнозирование, 2. Актуализация знаний.   Познавательные     общеучебные:  поиск  информации, логический анализ объектов   с целью выделения признаков.  Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, участие в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли . 3. Постановка цели.  Познавательные общеучебные: самостоятельное выделение­ формулирование познавательной цели.  Регулятивные:  целеполагание. 4.Первичное   восприятие   и   усвоение   нового   учебного   материала. Регулятивные: оценка достижения планируемых результатов, коррекция планов и способов   действий   в   соответствии   с   оценкой,   волевая   саморегуляция. Познавательные:   рефлексия   способов   и   условий   действий,   контроль   и   оценка способов и результатов действий. 5. Применение теоретических положений в условиях выполнения задания. Коммуникативные:  сотрудничество   с   учителем   и   сверстниками,  участие   в коллективном обсуждении проблем, умение слушать и вступать в диалог, умение выражать   свои   мысли   в   соответствии   с   задачами   коммуникации,   владение монологической и диалогической речью.   Самостоятельное   творчество.  Коммуникативные: 6. инициативное сотрудничество.   взаимодействие, 7.  Обобщение   усвоенного   материала:    Познавательные   логические:   анализ   и сравнение,   поиск   и   выделение   нужной   информации, моделирование,установление причинно­следственных связей.   общеучебные: 8.Рефлексия   деятельности.    Личностные:   смыслообразование,   нравственно­ этическое оценивание. Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли по заданной теме. Формирование ИКТ­компетентности На уроке применялись ИКТ, велась работа по формированию  ИКТ  компетентности обучающихся. Структура урока Структура урока соответствует его цели и типу. Этапы урока последовательны и  взаимосвязаны. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и  самооценки (происходит специальное формирование контрольно­оценочной  деятельности). Учитель обучает детей осуществлять рефлексивное действие  (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины  затруднений. Педагогический стиль Стиль, тон отношений, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества,  психологического комфорта. Учитель специально планирует коммуникативные  задачи урока. Гигиенические требования На уроке чередуются различные виды деятельности. Обстановка и гигиенические  условия в кабинете соответствуют требованиям. Выводы и рекомендации: Цель урока  достигнута. Учитель добился  осмысления учебного материала всеми  обучающимися

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме  "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме  "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме  "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме  "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме  "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме  "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме  "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме  "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме  "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме  "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме  "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме  "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме  "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме  "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме  "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов".

Конспект урока по теме  "Фольклор в музыке русских композиторов".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2017