Урок 93
ИМЕНА СКЛОНЯЮТСЯ, А ГЛАГОЛЫ…
Цель: познакомить с понятием «спряжение».
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
ИМЕНА СКЛОНЯЮТСЯ, А ГЛАГОЛЫ…
Урок 93
Ц е л ь : познакомить с понятием «спряжение».
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
1. У п р а ж н е н и е 381.
– Прочитайте рассказ. Что интересного вы в нем нашли?
– Выпишите из текста слова, которые автор изменяет. Изменения каждого
слова запишите в отдельный столбик.
Имя
существительное
пчел
Глагол
боялся
не боюсь
Глагол
Глагол
ужалят
ужалю
по врем.
по лицам, числам
по лицам
по пад., числ.
– Почему нельзя было не изменять каждое из слов?
2. У п р а ж н е н и е 382.
– Какие могут быть формы у слова ПЧЕЛА?
– Как называется такое изменение слов?
– Допишите к словам ПЧЕЛА, ПЧЕЛЫ глагол.
– Что вы вынуждены у него изменить? Почему?
– Попробуйте глаголы изменить по лицам, подставляя местоимения.
– Какой вывод вы сделаете?
3. У п р а ж н е н и е 383.
– Определите время глаголов с частицей НЕ.
– Что помогает вам это узнать?
– Запишите эти глаголы в таблицу с. 27 задачника.– Каких форм не хватает? Какие местоимения помогут образовать эти
формы?
– Как вы изменяли глагол?
– Знаете ли вы, как подругому называется это изменение?
III. Работа над новой темой.
1. П р о ч и т а й т е с о о б щ е н и е авторов на с. 24 учебника.
– Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
– Итак, что значит проспрягать глагол?
– В каком времени можно проспрягать глагол? Почему?
– Прочитайте начало заголовка, который не завершен, и закончите его.
– Какое дополнение вы бы сделали к заголовку? Почему?
Если я называю форму слова, полученную при склонении, вы наклоняетесь
вперед.
Если называю форму слова, полученную при спряжении, вы делаете хлопок
в ладоши над головой.
У стены, гуляли, к розовому, смотрите, перед домом, переделает,
уступишь, у ступни, без белого, растворю, прочитаем, затушил.
– Почему не выполнили упражнение, услышав слово ЗАТУШИЛ?
2. С п р я ж е н и е г л а г о л о в .
– Подготовьте табличку для спряжения глагола, как в задачнике на с. 27.
– Проспрягайте глагол КЛАСТЬ, записывайте с местоимениями.
3. Р а б о т а п о к а р т о ч к а м .
– Впишите недостающие глагольные формы. Выделите окончания.
ед. ч.
. . .
летишь
. . .
ед. ч.
. . .
. . .
. . .
ед. ч.
. . .
1 л.
2 л.
3 л.
1 л.
2 л.
3 л.
1 л.
мн. ч.
летим
. . .
. . .
мн. ч.
берем
. . .
берут
мн. ч.
. . .2 л.
3 л.
1 л.
2 л.
3 л.
говорит
. . .
ед. ч.
. . .
. . .
сотрет
. . .
говорят
мн. ч.
. . .
. . .
сотрут
– Понаблюдайте за окончаниями.
– Что вы заметили?
4. И г р а « К т о у з н а е т ? » .
На доске записаны глаголы в два столбика. Нужно в первом столбике
определить форму глагола и соединить с глаголом, стоящим в той же форме,
из второго столбика.
– Что можете сказать об окончаниях?
– Этот секрет вы раскроете на следующем уроке.
IV. Итог урока.
– Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
– Глаголы какого времени спрягают?
Домашнее задание: упражнение 389.