Урок 53
ИЗВЕСТНОЕ ПРАВИЛО ПОДСКАЗЫВАЕТ НОВОЕ
Цель: познакомить со способом действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним
ИЗВЕСТНОЕ ПРАВИЛО ПОДСКАЗЫВАЕТ НОВОЕ
Урок 53
Ц е л ь : познакомить со способом действия для решения орфографических
задач в безударных окончаниях имен существительных.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении
на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать
тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за
использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в
материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения
практических задач. Осознавать общий способ действия при решении
обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя
принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять
интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Закрепление изученного.
1. Что нового вы узнали об имени существительном?
– Как определить, к какому склонению относится имя существительное?
– Какие существительные относятся к 1му склонению? Ко 2му
склонению? К 3му склонению?
Игра «Кто быстрее заполнит схему?»
Дети заполняют одну схему по выбору.
1. Вписать 4 имени существительных 1го склонения, состоящих из 5 букв,
с буквой А в середине.
(Например: кража, трава, краса, влага.)
2. Добавить по две буквы так, чтобы получились имена существительные 3
го склонения.
Л Ь
Л Ь
Л ЬЛ Ь
Л Ь
Л Ь
Л Ь
Л Ь
(Например: мель, соль, моль, роль, боль, ноль, голь, гель.)
3.
Заполнить клетки буквами так,
чтобы получились имена
существительные 2го склонения.
А
А
А
А
А
А
А
А
А Н
А Н
А Н
А Н
(Например: караван, балаган, сарафан, барабан.)
4.
Заполнить клетки буквами так,
чтобы получились имена
существительные 2го склонения.
О
О
О
О
О
(Например: молоко, болото, долото, золото.)
– Какого рода получились имена существительные в первой схеме? Во
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О
второй?
– Имена существительные какого рода вы вписали в третью схему? В
четвертую?
– В каких случаях можно было сразу (по схеме) определить род имен
существительных?
– Встретились ли вам слова с орфограммами?
2. Какое из слов РЕЧКА, РЕКА содержит орфограмму? (Оба: в первом – ЧК,
во втором – безударная гласная.)
– С точки зрения корневой орфограммы какое из слов является
проверяемым, а какое – проверочным? Докажите.
– Просклоняйте сначала проверяемое, затем проверочное слово.
Оставляйте «окошки» на месте орфограмм в окончании.
И.
Р.
река
реки
речка
речк_Д.
В.
Т.
П.
реке
реку
рекой
о реке
речк_
речку
речкой
о речк_
– Почему в первом столбике вы не засомневались в выборе окончания?
(Оно ударное.)
– В каком случае вы оставили «окошки»? (Там, где окончание безударное
и не слышится.)
III. Изучение нового материала.
1. У п р а ж н е н и е 199. Работа в парах.
– Решите орфографические задачи (задачник, с. 50).
– Что общего в способах проверки безударных гласных в разных частях
слова?
– Что можете сказать о последней записи в рамке?
– Как вы думаете, какого примера не хватает в парах слов?
– Прочитайте сообщение авторов на с. 87 учебника.
– Эта подсказка поможет нам определить окончания в слове РЕЧКА при
склонении?
– Вставьте нужные буквы в «окошки».
– Как будете действовать?
– Можем мы теперь завершить последнюю строчку в упражнении 199?
– Какое обозначение нужно добавить в схему?
– Какой пример из склонения слов РЕКА – РЕЧКА можно вписать в столбик
примеров?
– Объясните выбор букв в окончании так же, как и в других частях слова.
2. У п р а ж н е н и е 203.
– Четвероклассники применили полученные знания и решили
орфографическую задачу. Вы с ними согласны?
– Какую ошибку они допустили?
– Какое предостережение вы дадите сверстникам, чтобы подобная ошибка
не допускалась?
3. – П р о ч и т а й т е п р а в и л о в учебнике на с. 88.
– Составьте план действий, которые необходимо совершить для того,
чтобы решить орфографическую задачу в безударном окончании имени
существительного.а) Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того,
чтобы определить склонение.
б) Подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
в) Определить падеж слова с безударным окончанием.
г) Поставить в форму того же падежа слово с ударным окончанием.
д) Записать то же окончание в безударную позицию.
– Проверьте свой план с планом на с. 154.
4. – П о д б е р и т е словаподсказки для трех склонений.
– Что это должны быть за слова?
1 скл.
лиса
река
стена
2 скл.
окно
слон
конь
3 скл.
любовь
печь
степь
– Запишите словаподсказки в три столбика (упражнение 206, задачник).
– Докажите, что эти слова будут являться проверочными для орфограммы
безударного окончания.
IV. Самостоятельная работа.
– Просклоняйте слова. При написании безударных окончаний пользуйтесь
окончаниями в словах подсказках.
– При склонении указывайте ударение (где возможно).
I вар. И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
II вар. И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
V. Итог урока.
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…– С какой орфограммой мы познакомились?
– Как проверить безударное окончание в именах существительных?
– Какие словаподсказки заполнили?
Домашнее задание: упражнение 207.