Урок 98
КАК ПО НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ УЗНАТЬ
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА?
Цель: учить распознавать спряжение глагола по неопределенной форме.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 98
КАК ПО НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ УЗНАТЬ
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА?
Ц е л ь : учить распознавать спряжение глагола по неопределенной форме.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие глаголы с «окошками» вы выписали?
– Почему вы не можете заполнить «окошки»?
– Как определяли у глагола неопределенную форму?
III. Работа по теме урока.
1. – На прошлом уроке вопрос о том, как по неопределенной форме
определить спряжение, остался открытым. Посмотрите на запись на доске.
Может, вы сами определите, какие глаголы относятся ко II спряжению, а
какие – к I спряжению?
– Проверьте свои предположения по записи в учебнике на с. 33.
– Итак, какие глаголы относятся ко II спряжению?
– Какие окончания вы будете писать у глаголов II спряжения?
– Какие глаголы относятся к I спряжению?
– Какие окончания у них вы будете писать?
– Откройте тетради там, где глаголы написаны с «окошками».– На что оканчивается неопределенная форма?
– Если на ИТЬ – это глагол II спряжения, поставь «+», если не на ИТЬ –
это глагол I спряжения, поставь «–».
– Обозначьте римской цифрой спряжение глагола и запишите
соответственно окончание.
– Проделайте ту же работу, вставляя окончания во фразеологические
обороты.
2. У п р а ж н е н и е 414.
– Какую орфографическую задачу вам нужно решить в неопределенной
форме глагола?
– Куда за помощью можно обратиться?
– Прочитайте названия колонок в таблице.
– Что вы должны сделать, чтобы заполнить вторую колонку?
– Как определите спряжение глагола?
– Какие местоимения помогут образовать необходимые глагольные
формы? Подпишите их.
– Какие окончания будут у этих форм глагола при I спряжении?
– А при II спряжении?
(Таблица заполняется коллективно с пояснением каждого действия.)
3. У п р а ж н е н и е 415.
– Перечислите по порядку все действия, которые необходимо выполнить,
чтобы записать безударное личное окончание глагола. Опирайтесь на таблицу
подсказку на с. 34 задачника.
– Прочитайте комментарий к выполнению задания.
– Так как не ошибиться в безударном личном окончании глагола?
(Таблицу заполняют, проговаривая каждое действие.)
– Если услышите глагол, который оканчивается на ИТЬ, – хлопайте в
ладоши два раза. Если назову глагол, который оканчивается на любые другие
буквы, топаете два раза.
Попытайтесь сосчитать, сколько глаголов на ИТЬ будет названо.
Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, полоть, тянуть, спешить,
сеять, рыть, зеленеть, встречать, помогать.
4. И г р а « Б у д ь в н и м а т е л е н ».
– Из двух названных глаголов один будет первого спряжения. Докажите
какой.
(Используются сигнальные карточки с цифрами I, II.)Победить, побеждать. Отправлять, отправить. Потерять, находить.
Разрушать, разрушить. Гореть, говорить.
5. – З а п и ш и т е глаголы, укажите спряжение.
– Рядом с каждым глаголом укажите форму 2го лица единственного и
множественного числа.
– Какие местоимения помогут поставить глагол в заданную форму?
– Какие могут быть окончания в этих формах глагола?
Читать, решать, любить, спросить, успеть, купить, готовить,
встретить, встречать, запрещать, помогать, спасать.
(Работа выполняется на доске и в тетрадях.)
6. О т г а д а й т е з а г а д к у .
Зверька узна. мы с тобой
по двум таким приметам:
он в шубк. сереньк. зимой,
а в рыж. шубк. летом.
– У каких частей речи в загадке пропущены окончания?
– Теперь мы сможем закрыть все «окошки»?
– Как определить безударное окончание у глагола?
– Как определить безударное окончание у имени существительного? А у
имени прилагательного?
– Запишите загадку, окончания выделите. (Проверка по готовому образцу.)
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: упражнение 416.