Урок 100
КАК ПО НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ УЗНАТЬ
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА?
Цель: уточнить знания об особенностях глаголов I и II спряжения; ознакомить с глаголами-исключениями, развивать умения распознавать их в тексте и правильно писать безударные личные окончания.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 100
КАК ПО НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ УЗНАТЬ
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА?
Ц е л ь : уточнить знания об особенностях глаголов I и II спряжения;
ознакомить с глаголамиисключениями, развивать умения распознавать их в
тексте и правильно писать безударные личные окончания.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как вы действовали, чтобы определить безударные окончания глагола?
– Какие окончания могут быть у глаголов I спряжения?
– Какие окончания могут быть у глаголов II спряжения?
– Покажите сигнальными карточками, к какому спряжению вы отнесли
каждый из глаголов, назовите окончания.
III. Работа по теме урока.
1. П и с ь м о п о д д и к т о в к у .
– Я буду диктовать глаголы парами. Первый глагол записывают учащиеся
первого варианта, а второй глагол – второго. Глаголы вы записываете в
столбик, в скобках указываете рядом начальную форму, окончания глаголов
выделяете.
платит
носит
готовит
почитает
строит
рисует
сеет
пишет
половит
спасает
– Назовите общие признаки у слов вашей группы. (3 л. ед. ч.)
– Какой глагол можно назвать лишним в первой группе? (I спряжения –
почитает.)– Назовите лишний глагол II варианта, но по другому признаку. (Буд. вр. –
половит.)
– По каким четырем признакам сразу эти глаголы в своей группе лишние?
(Время, вид, спряжение, приставка.)
2. У п р а ж н е н и е 418 (задачник).
– Посмотрите внимательно на глаголы и их неопределенные формы. В двух
глаголах есть еще одна тайна.
– Что не так?
– Прочитайте сообщение от авторов на с. 35 в учебнике, и еще одна тайна
глаголов вам откроется.
– Для того чтобы эти глаголы было легче запомнить, предлагаю вам такое
стихотворение для заучивания.
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать,
Ненавидеть
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя!
– Эти глаголыисключения относятся ко II спряжению. Но на этом тайна
глаголов до конца не открыта. Попробуйте ее открыть сами. Понаблюдайте за
глаголами из советашутки.
Сначала ты салфетку
На столе ПОСТЕЛЕШЬ
И лишь потом ты курицу
Наголо ПОБРЕЕШЬ.
– Поставьте глаголы в неопределенную форму. Теперь догадались?
– Так сколько же всего глаголов, исключенных из своего спряжения?
3. У п р а ж н е н и е 420.
– Какая в связи с этим появилась новая колонка в нашей таблице?
– Зачем она, повашему, нужна?
4. У п р а ж н е н и е 421.
– С какими же двумя глаголами мы встретились в стихотворении С.
Маршака? (Упр. 418.)– Запишите их в таблицу. Сначала с «окошками» в окончании, как того
требует задание, и лишь после заполнения всех граф впишите окончание.
5. У п р а ж н е н и е 422.
Дети читают задание и работают, записывая упражнение в тетрадях, а
вызванные к доске ученики выполняют его, комментируя объяснение вслух.
6. У п р а ж н е н и е 423.
Работа в парах по заданию учебника.
– Какие глаголыисключения встретились вам в задании?
– По какому спряжению они изменяются?
– Какие окончания вы им определили?
– На какие глаголы они очень похожи?
– Как вы их отмечали?
IV. Итог урока.
– Какую тайну глаголов вы открыли?
– Сколько глаголовисключений относится ко II спряжению?
– Сколько глаголовисключений относится к I спряжению?
– Кто запомнил глаголыисключения?
Домашнее задание: упражнение 424.