Конспект урока по теме: КАК СЧИТАЮТ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ(4 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по теме: КАК СЧИТАЮТ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ(4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
03.02.2019
Конспект урока по теме: КАК СЧИТАЮТ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ(4 класс)
КАК СЧИТАЮТ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ Цели: – закрепить знание единиц измерения времени (год, месяц, сутки); – познакомить с солнечным и лунным календарем; – сформировать представление об историческом времени; – ввести понятие «век», «тысячелетие», «эра»; – развивать познавательный интерес к истории, умение работать со схемами и моделями, умение пользоваться римскими цифрами; – воспитывать уважение к труду ученых. Оборудование: «лента времени»; таблички со словами «календарь», «дата».
Окружающий мир.docx
У р о к  4  КАК СЧИТАЮТ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ Ц е л и : – закрепить знание единиц измерения времени (год, месяц, сутки); – познакомить с солнечным и лунным календарем; – сформировать представление об историческом времени; – ввести понятие «век», «тысячелетие», «эра»; –   развивать   познавательный   интерес   к   истории,   умение   работать   со схемами и моделями, умение пользоваться римскими цифрами; – воспитывать уважение к труду ученых. О б о р у д о в а н и е : «лента времени»; таблички со словами «календарь», «дата». Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Ф р о н т а л ь н ы й   о п р о с . – Что является стрелкой в солнечных часах? – Какое время показывают часы в полдень? – Как можно проверить точность хода часов? – Что можно соорудить в школьном дворе, чтобы наблюдать изменение положения Солнца на небе в разные времена года? 2. З а д а н и е. Расскажите о старинных часах, их устройстве. 3. З а д а н и е. Расскажите о современных часах, их устройстве. 4.  Г р а ф и ч е с к и й   д и к т а н т.  (Если   утверждение   верно,   надо поставить «+», если неверно – поставить «–».) 1) Шведский ботаник Карл Линней устроил цветочные часы. 2) В солнечных часах стрелкой является маятник. 3) Электронными часами пользовались монахи­летописцы. 4) Самые точные часы – атомные. 5) В электронных часах маятником являются колеблющиеся заряженные частицы. 6) Механические часы появились тысячу лет назад. 7) Водяные часы – современные. 8) Часы с кукушкой называют электронными. О т в е т ы : +; –; –; +; +; –; –; – . III. Сообщение темы урока. – Отгадайте з а г а д к у : Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь.) –   Сегодня   мы   познакомимся   с   видами   календарей.   Узнаем,   что   такое историческое время. Слово   «календарь»   произошло   от   латинского   «календы».   Так   древние римляне называли первые дни каждого месяца. Сейчас словом «календарь» называют систему счета суток, недель, месяцев, лет. IV. Изучение нового материала. 1. Что такое календарь. –   Счет   физического   времени   связан   с   периодически   повторяющимися природными   явлениями.   Календарное   начало   сезонов   не   совпадает   с положением Солнца над горизонтом. И счет лет у разных народов ведется по­ разному.   Это   связано   с   тем,   что   календарь   –   это   система   счета   дней, придуманная   людьми.   Для   удобства   пользования   начало   каждого   сезона приходится на первый день месяца, счет лет ведется без учета дробности (раз в четыре года добавляется один день). Промежуток   времени   –   это   время   между   двумя   последовательными событиями. В основу календаря у разных народов положены наблюдения за разными   небесными   телами   (солнечный   и   лунный   календари).   В   лунном календаре   год   –   это   промежуток   времени   между   12   новолуниями.   В солнечном   календаре   год   –   это   промежуток   времени   между   двумя одинаковыми положениями Солнца (его высота) над горизонтом. Начало года у разных народов приходилось и на весну, и на лето, и на осень, и на зиму. Христианские народы ведут счет времени еще с языческих времен по Солнцу – это был их главный бог. Мусульмане поклонялись Луне. Мусульманские мечети можно узнать по серпу Луны, который возвышается над ними. По календарям определяют даты происходящих событий. Дата – это день, месяц и год события. – Одинаковой ли будет дата события, отмеченная по разным календарям, например извержение вулкана Везувия? Далее учащиеся читают статью «Что такое календарь» на с. 22 учебника. – Какая наука изучает жизнь человечества в прошлом? –   Рассмотрите   иллюстрацию   на   с.   23   учебника.   Как   развивалось человечество? 2. Как изображают течение времени. Учитель   читает   отрывок   из   книги   Л.   Талимоновой   «Путешествие   во времени». В стране Беоргин жили замечательные люди. Превыше всего беоргийцы ставили гармонию в мире. Жили они по законам Истины, Добра и Красоты. Они верили в Бесконечность и поклонялись Времени. В   представлении   беоргийцев   Время   делилось   на   три   части:   Прошлое, Настоящее,   Будущее.   Прошлое   они   принимали   за   абсолютную   истину   и уважали   его.   Будущее   –   всегда   движение   вперед,   к   чему­то   лучшему.   А Настоящее   –   это   только   мостик   из   Прошлого   в   Будущее.   Беоргийцы представляли Время огромной рекой, текущей из Прошлого в Будущее… –  Какое   представление   о   времени   было   у   жителей   сказочной   страны   и какое представление о времени у вас? – Чем отличаются понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»? – Чем отличаются понятия «вчера», «сегодня», «завтра»? –   Путешествовать   в   историю   нам   поможет   лента   времени.   Она   даст возможность понять, как далеко во времени отстоит одно событие от другого. На ленте времени отмечены годы, века (100 лет), тысячелетия. Все годы каждого века с 1­го по 100­й включительно относятся к одному веку. Вы уже давно знаете из математики, что десяток – это числа от 1 до 10, а сотня – это числа от 1 до 100. Значит, третий век начинается с первого января 201 года. Века принято обозначать римскими цифрами, вы их уже знаете: 988 год – Х век, 1242 год – XIII век, 1901 год – ХХ век, 2000 год – ХХ век. – Напишите дату начала XXI века в рабочей тетради (задание 18).  (2001 год.) Заполните пропуски римскими цифрами. За точку отсчета времени в большинстве стран мира принят год, в котором, по   библейскому   преданию,   родился   Иисус   Христос.   Эта   дата   делит   всю историю людей на два периода – на две эры: «до новой эры» (до н. э.) и «новую эру» (н. э.). Далее учащиеся читают статью «Как изображают течение времени» на с. 24–25 учебника. – Что такое «лента времени»? – Отметьте на ленте времени (рабочая тетрадь, задание № 20) условными знаками исторические события: 1147 г. – первое упоминание о Москве, 1783 г. – полет на воздушном шаре и др. (Задание можно выполнить фронтально на доске.) – В каком году в России Новый год стали отмечать 1 января? (В 1700 г. от Рождества Христова.) – Отметьте это историческое событие на ленте времени. Учитель читает отрывки из указа Петра I. …Считать новый год не с первого сентября, а с первого генваря сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с новым годом… По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. …Чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. (Из указа Петра I.) Никакой   другой   день   в   году   не   похож   на   этот.   Казалось   бы,   что особенного? Пошли к концу 365 и одна четвертая дня без одной из трехсотой части, как вычислил с почти современной точностью еще во втором столетии до   нашей   эры   древнегреческий   ученый   Гиппарх.   Мы   на   условном   рубеже, которым люди издавна отмеряют равные периоды времени, за которое Земля делает полный оборот вокруг Солнца. Все на свете имеет свою историю, есть она и у новогодней елки. История давняя,   богатая   событиями   и   разного   рода   превращениями.   Начало   ее восходит   к   тем   отдаленным   временам,   когда   наши   предки,   одушевляя природу, испытывали особое суеверное отношение к деревьям. Их почитали и побаивались,   считая,  что   в   ветвях   и   листьях   деревьев   нашли   приют   души могущественных   предков,   существ   сколь   милостивых,   столь   и   злобных.   С ними следовало ладить. Общий обрядовый пир, общий праздник с духами, а потом и с богами в представлении людей был тем, чем можно умилостивить гнев, добиться помощи в повседневных делах и заботах. А как нужна была такая помощь в самые важные моменты хозяйственного года, особенно в его начале! И хотя у разных народов эта дата отмечалась в разное время, общей для всех оставалась попытка магического воздействия на природу с помощью ритуальных колдовских обрядов. Они распространялись и на деревья как на олицетворение плодоносящей силы. С   тех   времен   жители   Вьетнама,   например,   сохранили   обычай   дарить   в новогоднюю   ночь   расцветшие   веточки   персикового   дерева,   маленькие мандариновые деревца. У японцев в этом качестве выступали связки бамбука, ветви ели. Елка была почитаемым, священным деревом у германских племен. Должно быть, поражала она воображение тем, что с зеленым нарядом не расставалась и   зимой.   Праздничные   ублаготворения   духов   ели   приходились   на   конец декабря – начало января. Трещит еще мороз, но – люди уже это знали – солнце поворачивает к теплу. Недаром сами слова «Новый год» – «зонненвенде» – переводятся с немецкого как поворот солнца. На Руси обычай украшать елку получил распространение в XVIII веке. По указу   Петра   I,   вернувшегося   из   заграничных   путешествий,   началом   года повелевалось считать не 1 сентября, как во всех европейских странах. Первые торжества в Москве по случаю празднования нового 1700 года запомнились надолго.   Любитель   фейерверков,   царь   сам   зажег   первую   ракету.   Звенели колокола,   стреляли   пушки,   в  темном   небе   вспыхивали   разноцветные   огни. Яркие отблески от костров, от горящих смоляных бочек ложились на снег – указ предписывал поддерживать огонь в течение недели. В этот день, тоже по царскому указу, дома в Москве украсились еловыми, сосновыми, можжевеловыми   ветками. «Люди  скудные»  и  то  обязаны  были пометить зеленой веткой ворота или свой домишко. Прошли годы, новая жизнь лишила елку звания «христова дерева». Стала она милым, радостным символом новогоднего праздника. V. Обобщение знаний учащихся. 1. – Послушайте с т и х о т в о р е н и е : Небо называется голубым, Солнце называется золотым, Море называется необъятным, Время называется невозвратным. –   Почему   время   называют   невозвратным?  (Время   нельзя   вернуть, повернуть назад.) 2. – Какие пословицы, поговорки о времени вы знаете? Делу – время, потехе – час. День и ночь – сутки прочь. Время не поворотишь вспять. – Составьте и поясните поговорки о времени. (Рабочая тетрадь, задание № 17.) 3. Разгадайте к р о с с в о р д . В о п р о с ы : 1. Месяц с самым коротким днем. 2. Какое время суток любят звезды? 3. Какое время года больше всего любит Солнце? 4. Месяц с самым длинным днем. 5. Система счета дней в году. 6. Как еще называют времена года? 7. День отдыха. 8. Самая близкая к нам звезда. 9.   Календарь,   использующий   изменение   вида   небесного   тела   для   счета месяцев. 10. Одно из времен года. О т в е т ы : 1. Декабрь. 2. Ночь. 3. Лето. 4. Июнь. 5. Календарь. 6. Сезоны. 7. Воскресенье. 8. Солнце. 9. Лунный. 10. Осень. VI. Итог урока. – Что взято за основу счета времени в солнечном и лунном календарях? – Как следует называть дату события? – Какие единицы исчисления времени используют историки? – Что такое лента времени? – Сколько лет, веков, тысячелетий уже длится наша эра? Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задания № 19, 21 выполняются в течение месяца); учебник (с. 22–25).

Конспект урока по теме: КАК СЧИТАЮТ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ(4 класс)

Конспект урока по теме: КАК СЧИТАЮТ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ(4 класс)

Конспект урока по теме: КАК СЧИТАЮТ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ(4 класс)

Конспект урока по теме: КАК СЧИТАЮТ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ(4 класс)

Конспект урока по теме: КАК СЧИТАЮТ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ(4 класс)

Конспект урока по теме: КАК СЧИТАЮТ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ(4 класс)

Конспект урока по теме: КАК СЧИТАЮТ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ(4 класс)

Конспект урока по теме: КАК СЧИТАЮТ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ(4 класс)

Конспект урока по теме: КАК СЧИТАЮТ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ(4 класс)

Конспект урока по теме: КАК СЧИТАЮТ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ(4 класс)

Конспект урока по теме: КАК СЧИТАЮТ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ(4 класс)

Конспект урока по теме: КАК СЧИТАЮТ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ(4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019