Урок 138
ОТ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА – К ПРАВИЛЬНОМУ НАПИСАНИЮ
Цель: развивать орфографическую зоркость, основанную на значении слов.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 138
ОТ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА – К ПРАВИЛЬНОМУ НАПИСАНИЮ
Ц е л ь : развивать орфографическую зоркость, основанную на значении
слов.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Работа над ошибками, допущенными в изложении.
Работу учащиеся выполняют самостоятельно, опираясь на образец.
III. Проверка домашнего задания.
– Какими секретами автор пользуется в предлагаемой части текста?
– Какие орфограммы вы выделили в тексте?
– Указанные виды разбора проверьте по готовому образцу (на доске).
Исправьте неверно записанные характеристики.
IV. Актуализация опорных знаний.
1. Может ли невнимание к значению слова привести к орфографической
ошибке?
РАССКАЗ ОБ ОДНОЙ ОШИБКЕ
Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мечом вечером,
сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом
с домом, где живет Петя, и передала записку.
– Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.
– Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
– Мяч будет! Петька принесет, я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было
оружие фехтования – длинный деревянный меч.
– Почему же так получилось?
2. У п р а ж н е н и е 562.– Исправьте ошибки в работе учеников.
– В какой части слова допущены ошибки?
– Каким способом вы проверяли написание?
3. У п р а ж н е н и е 563 (по заданию учебника).
4. В ы б е р и т е н у ж н о е проверочное слово, опираясь на значение слов.
Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка),
расч.щать (честь, чисто), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрип, скрепка),
м.стерить (мост, мастер).
5. У п р а ж н е н и е 564.
– К какой части речи относятся записанные ребятами слова? Докажите.
– Допущены ли в работе орфографические ошибки? Исправьте их.
(Далее по заданию учебника.)
Взаимопроверка.
Самокат!
Самокат!
Самокату очень рад!
Сам качу,
Сам качу
Самокат,
Куда хочу.
(Одну ногу дети сгибают в колене (слегка пружиня), другой ногой они
имитируют движение отталкивания, как при езде на самокате.)
6. У п р а ж н е н и е 565.
– Со словами какой части речи вы будете работать?
– В какой части слова находятся ошибки?
– Значение слова поможет их исправить?
– Как поставить глагол в заданную форму?
– Как не ошибиться в написании безударного окончания глагола?
– Какое время у глаголов 2го лица единственного числа?
– Как вы это определите?
7. И г р а « П о с м е я т ь с я н е х о т и т е ? » .
а) Прочитайте предложения.
– Почему они вызывают смех?
– В чем заключается проблема?
– Вы сможете с ней справиться?
Мальчик полоскал собаку.
Все спустились с горы. Вита все слизал.Мама отварила дверь.
б) Но ведь в жизни изза того, что люди невнимательно относятся к
значению слов, случается полное непонимание.
– Прочитайте переписку ребят с их разрешения.
(Письма с заданием распечатаны и имеются на каждой парте.)
Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды
написал Ваня сестре письмо следующего содержания (текст можно написать
на доске):
Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на
солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано
утром.
Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.
В ответ он получил такое письмо от Маши:
Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и
ответь мне на несколько вопросов.
Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?
Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?
И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?
Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих
черных?
Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?
И еще сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?
Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не
поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский
язык знаю. А вот знаешь ли ты его?
– Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял. Давайте, ребята,
поможем Ване разобраться, в чем же его ошибки!
8. З н а к о м с т в о с с о о б щ е н и е м (с. 83, учебник).
IV. Итог урока.
– Что вы поняли из всего сказанного на уроке?
Домашнее задание: упражнение 568.