Урок 74
ОТКРЫВАЕМ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЕКРЕТОВ
ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Цель: обучить правильному изменению слов, закрепить грамматико-орфографические умения.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 74
ОТКРЫВАЕМ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЕКРЕТОВ
ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Ц е л ь : обучить правильному изменению слов, закрепить грамматико
орфографические умения.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Вы догадались, в чем секрет слов, данных в упражнении?
– Какими словами вы дополнили перечень?
– Расскажите об их формах.
III. Работа по теме урока.
1. У п р а ж н е н и е 304.
– Прочитайте предложения. Понятен ли их смысл? Почему?
– Слова, данные в скобках, употреблять нужно в форме множественного
числа, кроме слова порт.
– Запишите предложения, укажите, в какой форме вы записали каждое из
слов в скобках.
(Вот они, суда, стоят у причалов большого порта.
Целый лес мачт и труб.)
– Знаете ли вы значение слова СУДА(cid:8) ? Назовите его начальную форму.
Подберите синоним.
2. У п р а ж н е н и е 305.
Работа в парах по заданию учебника.
– Прочитайте текст, который у вас получился.
– Какие знания об изменении имен существительных во множественном
числе вам пригодились?– Назовите формы измененных слов.
– Прочитайте высказывание мальчикаиностранца.
– Вы заметили ошибку в изменении одного слова?
– Чем необычно оно? (Среднего рода, а окончание
– Верно ли вы изменяете такие слова?
3. У п р а ж н е н и е 306.
– Есть и еще одна особенность у этих слов. О ней вы узнаете из сообщения
.)
на с. 129.
– Внесите все необходимые изменения в просьбувопрос в упр. 307.
Запишите предложение.
– Какое слово вы проверили по словарю? Что узнали о нем?
– Согласны ли вы с постановкой знаков в этом предложении?
Солнце землю греет слабо
(Руки вверх и вниз),
По ночам трещит мороз
(Руки на пояс, наклоны в стороны),
Во дворе у снежной бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос
(Дети показывают нос).
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда
(Прыжки на месте),
Вьюга злится,
Снег кружится
(Дети кружатся),
Заметает все кругом
Белоснежным серебром
(Имитируют движения руками).
4. У п р а ж н е н и е 308.
– Запишите словосочетания парами, вставляя окончания. Укажите
склонение и падеж имен существительных.
– Что вы заметили?
– Объяснение этому вы найдете в упр. 309.
– Что вы узнали из сообщения?
5. У п р а ж н е н и е 310.
– В каких словах вы заметили беглые гласные?– В каких из этих слов в именительном падеже множественного числа
будут окончания
?
6. У п р а ж н е н и е 311.
– Теперь вы знаете много секретов русской речи.
– Постарайтесь не только найти ошибки в речи ребят, но и объяснить,
какие секреты они не знают. (Тетрадьзадачник, с. 77.)
(Коллективная работа.)
IV. Итог урока.
– О каких секретах русского языка мы сегодня говорили?
Домашнее задание: упражнение 313.