Урок 47
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЙ СЕКРЕТ
ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цель: создать условия для ознакомления с распределением имен существительных по склонениям, обучить определению склонения, к которому относится то или иное существительное.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 47
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЙ СЕКРЕТ
ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ц е л ь : создать условия для ознакомления с распределением имен
существительных по склонениям, обучить определению склонения, к
которому относится то или иное существительное.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении
на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать
тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за
использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в
материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения
практических задач. Осознавать общий способ действия при решении
обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя
принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять
интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
III. Знакомство с тремя типами склонения имен существительных.
1) – О т к р о й т е тетрадизадачники на с. 46.
– Посмотрите на изменения по падежам слов ЛИСА и КОТ.
– Попробуйте сделать вывод об окончаниях в этих словах.
(Зависит от рода имени существительного.)
– Это предположение подтверждается в упр. 178 (в
в тетрад
– Чтобы проверить свои догадки и узнать мнение ученых, прочитайте
сообщение авторов.
2) З н а к о м с т в о с с о о б щ е н и е м а в т о р о в учебника (у п р а ж н е н и е
179).
– Что вы узнали из сообщения?
– По каким же признакам слова узнают его склонение?
– По какой форме слова можно определить склонение имени
существительного?
– Заполните таблицу в тетрадизадачнике, опираясь на сообщение авторов.– Теперь вы можете сказать, какими еще признаками отличаются слова
ЛИСА и КОТ?
– К какому склонению относится первое? Напишите.
– К какому склонению относится второе? Напишите.
– Столбик какого склонения пока остался пустым?
IV. Наблюдение за словами, относящимися к разным склонениям.
1. У п р а ж н е н и е 181.
– Какое слово – МЫШЬ или МЫШКА – ты выберешь, чтобы занять место в
третьем столбике упражнения 177?
– Письменно просклоняйте слово МЫШЬ. На месте окончаний оставляйте
пропуск.
– Почему в первых двух словах вы написали окончания без затруднений?
(Они ударные.)
– Впишите нужные буквы в окончания существительного МЫШЬ, пользуясь
табличкой из упражнения 181.
– Что интересного вы заметили в окончаниях существительных 3го
склонения?
– Посмотрите на окончания имен существительных 1, 2, 3го склонений
(упр. 177). Какой вывод можете сделать?
2. У п р а ж н е н и е 182 учащиеся выполняют в парах по заданию учебника.
что окончания имен
(Необходимо напомнить детям о том,
существительных 3го склонения по падежам приведены в таблице
упражнения 181.)
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
3. В с л о в а х д л я ф и з к у л ь т м и н у т к и встретилось три имени
существительных: хомка, хатку, на зарядку.
– У каких слов вы можете сразу определить склонение?
– Почему у оставшихся двух слов сразу определить склонение не
получится?
– Что для этого нужно сделать сначала? (Поставить в начальную форму.)
– Как будете действовать дальше?
– Проверьте, верны ли ваши ответы: откройте с. 149 и прочитайте
дополнение к памятке «Как узнать, к какому склонению относится имя
существительное».– Определите склонение (устно) у слов хатку, на зарядку.
4. У п р а ж н е н и е 183.
– Укажите род имен существительных в тетрадизадачнике, выделите
окончания.
– В рабочей тетради распределите эти слова в три столбика:
1е склонение
2е склонение
3е склонение
. . .
. . .
. . .
– Какая орфограмма, требующая проверки, встретилась в слове 1го
склонения?
– Назовите слова 1го склонения, в которых гласную в корне нужно
запомнить.
– Какая корневая орфограмма встретилась в словах, относящихся ко 2му
склонению? (Слог, брат, звук.)
– Какая орфограмма встретилась в двух словах 3го склонения? (Дочь,
речь.)
5. И г р а «Засели домики». (Работа по карточкам.)
– Попробуйте самостоятельно «заселить» слова в домики.
– Окончания выделяйте.
– Сколько «этажей» вы смогли заселить?
V. Итог урока.
– Что нового об именах существительных вы узнали на уроке?
– Какие существительные относятся к 1, 2, 3му склонению?
Домашнее задание: упражнение 184.