Урок 69
ПОВТОРЯЕМ, ТРЕНИРУЕМСЯ В ПРАВИЛЬНОМ ПИСЬМЕ
Цель: совершенствовать знания о склонении имен существительных и прилагательных, формировать умения грамотно писать безударные окончания при склонении.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 69
ПОВТОРЯЕМ, ТРЕНИРУЕМСЯ В ПРАВИЛЬНОМ ПИСЬМЕ
Ц е л ь : совершенствовать знания о склонении имен существительных и
прилагательных, формировать умения грамотно писать безударные окончания
при склонении.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Почему в тексте слова взяты в скобки?
– Форму какого слова вы изменяли раньше? Почему?
– Прочитайте предложения с неверным знаком на конце. На какой знак вы
изменили? Почему?
– В форме какого числа и падежа вы употребили имена существительные?
III. Закрепление пройденного материала.
1. Р а б о т а с о с х е м а м и (упражнение 286).
– Можно ли по данным характеристикам определить часть речи? А число?
Запишите.
– Где возможно, укажите склонение.
– Окончания какой части речи указаны в первых двух столбиках?
Приведите примеры.
– Что можете сказать о склонении этих существительных?
– Приведите примеры слов для третьего столбика.
– Что о них можете сказать?
– Какое склонение вы указали над четвертым столбиком? (Все три.)
– Почему? (Там множественное число.)
– Что скажете о словах пятого столбика?
2. У п р а ж н е н и е 288.(Выполнить коллективно по заданию учебника. Обратить внимание
учащихся на то, что в начале второго предложения частично должна
повториться информация предыдущего, тогда мысли будут связаны между
собой.)
Предложения будут построены так:
1) На скамейке рядом с мальчиком стояла корзинка. В корзинке спал кот.
2) У Мишки дома я увидел большого персидского кота. Кот спал в
корзине.
3) Этой весной на дачном участке папа построил теплицу. В теплицу мы
высадили рассаду помидоров.
3. И г р а «Собери буквы».
а) – Вам кажется, что эти слова непонятны? Правильно, в них рассыпались
буквы. Если вы расставите их в другом порядке, то прочитаете названия
животных.
ЛЁЗОК КУТА ДАШОЛЬ ЛЁСО ОВАРКО
СУГЬ ПУТЕХ АЗОК ЦУРИКА ВОЦА
(Козел, утка, лошадь, осел, корова, гусь, петух, коза, курица,
овца.)
б) – Поставьте данные слова в форму множественного числа родительного
падежа. Если нужно, проверьте себя по словарю.
в) – Образуйте (устно) от данных слов имена прилагательные. (Козлиный,
утиный, лошадиный и т. д.)
– Выберите одно прилагательное и запишите с ним три словосочетания,
употребив в среднем роде, женском и мужском.
г) – Словосочетание с прилагательным среднего рода поставьте в форму
родительного падежа; женского рода – в форму винительного падежа;
мужского рода – в форму предложного падежа.
(Взаимопроверка.)
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
4. П и с ь м о п о д д и к т о в к у .
По узкой улице, по широкой площади ехал я на лошади. А потом у
маленькой речки я ехал на овечке. А на старом мостике я с овечки слез.– Какими орфограммами насыщены предложения? (Безударными
окончаниями.)
– Выделите окончания. Над существительными укажите склонение, над
прилагательными падеж.
– В каком числе употреблены имена?
5.
У п р а ж н е н и е в распознавании окончаний родительного падежа
множественного числа.
– В форме какого падежа у имен существительных во множественном
числе нас поджидают трудности?
– Спишите предложения. Имена существительные ставьте в форму
родительного падежа множественного числа.
I в а р и а н т .
Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки). На углу был поставлен щит
для (афиша). В прихожей было много (галоши).
В городе много (училище).
II в а р и а н т .
По радио можно услышать много детских (передача). В вагоне много
(место). Брату отец привез пару (сапоги) и три пары (носки).
По небу плыло много (туча).
6. «З а г а д ы в а й – о т г а д ы в а й ».
Бываю черный, красный, синий, с начинкой твердой в середине.
(Карандаш.)
Круглое, горячее, яркое, слепящее, на весь мир оно глядит, на себя же не
велит. (Солнце.)
Желтый цвет у носа, шея – знак вопроса, белые одежки, красные сапожки.
(Гусь.)
– Отгадайте загадки.
– Обозначьте все орфограммы.
(Работу можно выполнять, не записывая в тетради.)
IV. Итог урока.
– О правописании каких орфограмм мы вспомнили?