Урок 101
ПРАВИЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ПРАВИЛЬНАЯ БУКВА
Цель: формировать умения распознавать в тексте глаголы-исключения и правильно писать окончания глаголов.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 101
ПРАВИЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ПРАВИЛЬНАЯ БУКВА
Ц е л ь : формировать умения распознавать в тексте глаголыисключения и
правильно писать окончания глаголов.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как найти неопределенную форму глагола?
– Какие окончания могут иметь глаголы I спряжения?
– Какие окончания могут иметь глаголы II спряжения?
– Какие глаголыисключения относятся ко II спряжению?
– Какие глаголыисключения относятся к I спряжению?
– Назовите глаголы II спряжения и их окончания из домашнего задания.
– Есть ли среди них исключения?
– Назовите глаголы I спряжения и их окончания.
– Есть ли среди них исключения?
III. Работа по теме урока.
1. Почему 13 глаголов в русском языке называются исключениями?
1) У п р а ж н е н и е 425 (задачник).
– Мальчикиностранец написал глаголыисключения. Проверьте его
работу.
– Какие глаголы он написал верно?
– Какие глаголы он написал ошибочно?
– Какие глаголы он не написал вообще?
– Выполните последнее задание этого упражнения в рабочей тетради.
2) А в ы с у м е е т е записать все глаголыисключения?
– Запишите глаголыисключения во множественном числе:
на АТЬ – в первом лице;на ЕТЬ – во втором лице;
на ИТЬ – в третьем лице.
(Проверка по готовому образцу.)
3) С р а в н е н и е г л а г о л о в и с к л ю ч е н и й .
У п р а ж н е н и е 427.
– В чем разница в глаголах в парах.
– Познакомьтесь с сообщением на с. 37.
– Что вы узнали нового о глаголахисключениях?
– Продолжите ряд глаголовисключений с приставками и суффиксом
– Запишите глаголы, данные в парах, в форме 3го лица ед. числа. Добавьте
к ним пары БРИТЬ – ПОБРИТЬ, СТЕЛИТЬ – ЗАСТЕЛИТЬ.
4) У п р а ж н е н и е 428.
Дети выполняют его по заданию учебника с комментированием.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыгскок, прыгскок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень,
Тиритири, теньтеньтень!
5) И г р а « О т г а д а й и д о к а ж и ».
Игроки получают карточку с загадкой.
З а д а ч а : отгадать загадку, назвать глаголы в ней и объяснить
правописание безударного окончания.
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Собака ла.т, а достать не мож.т
По воде хвостом виля.т, и зубаста, да не ла.т
Сладкие крошки на коротких ножках. Кто их увид.т, тот и поклон.тся
Черный конь скач.т в огонь, рогами бода.т, еду хвата.т
Нос, как хобот у слона, на спине рука одна.
Мы с плиты его снима.м, угоща.т всех он чаемЛетом одева.тся, а зимой раздева.тся
Ход.т конь вороной, тащ.т город за собой
Сердитый дед во сто шуб одет. Кто его раздева.т, тот .слезы пролива.т
Отгадки: луна, щука, земляника, ухват, чайник, лес, поезд, лук.
6) У п р а ж н е н и е 429.
– О ком говорится в стихотворении С. Маршака?
– А второй отрывок к какому жанру относится?
– Посмотрите на обозначения учеников на с. 42 (задачник).
– Кто из них прав? Что обозначает каждый знак в записи?
– Зачеркните неправильную запись.
– Над глаголами в стихах поставьте знаки «+», «–» и решите
орфографические задачи в окончаниях.
(Выполняют с объяснением.)
7) С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а п о в ы б о р у .
а) З а д а н и е н е с о д е р ж и т г л а г о л о в и с к л ю ч е н и й .
– Напишите предложения в том порядке, который указан в таблице.
Решите орфографические задачи. Укажите спряжение глаголов.
Долина сохн.т и пестре.т.
Ночью в полях под н.певы м.тели дремл.т бере.ки и ели.
Скоро теплый вет.р все пр.буд.т ото сна.
Скоро степи зап.стре.т, скоро светлая в.сна.
№
Спряжение глаголов
предложения
I спряжение
II спряжение
1
2
3
1
2
1
–
–
1
б) В з а д а ч н и к е е с т ь г л а г о л ы и с к л ю ч е н и я .
– Спишите предложения, решите орфографические задачи, укажите
спряжение глаголов.
Кто вперед смотр.т, тот далеко вид.т.
Кто много вид.т и слыш.т, тот много зна.т.
Не посмотр.шь – (не) увид.шь, (не) расспрос.шь – (не) найдешь.
IV. Итог урока.– Что нового вы узнали на уроке о глаголахисключениях?
Домашнее задание: упражнение 431.