Урок 106
ПРИМЕНЯЕМ ЗНАНИЯ, СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЯ
Цель: формировать умения безошибочного написания безударных окончаний глагола, расширять речевой опыт детей.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 106
ПРИМЕНЯЕМ ЗНАНИЯ, СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЯ
Ц е л ь : формировать умения безошибочного написания безударных
окончаний глагола, расширять речевой опыт детей.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какое предложение «заблудилось» в тексте? Где его место?
– Какие опечатки в тексте вы нашли?
– Какие орфограммы встретились в глаголах?
– Объясните их правописание.
– Какие орфографические задачи решали в именах существительных? Как?
– Кому легко было выполнять задание, на полях поставьте Л, кому трудно
– Т.
III. Работа по теме урока.
1. И г р а « Д а й о т в е т ».
Для игры готовятся карточки с буквами Е и И для каждого ученика.
Учитель называет неопределенную форму глагола, учащиеся ставят глагол
в форму 1 л. мн. числа и показывают карточку с гласной в окончании.
Клеить, колоть, построить, бороться, чистить, послушать, услышать,
мыть, готовить, сесть, шептать, побрить, зарубить, синеть, покормить,
увидеть, потерять, прогнать, поставить.
– Какие знания и умения вам были нужны для выполнения этого задания?
– Какие орфограммы могут встречаться при написании глагола?
2. У п р а ж н е н и е 457.
– Как называются такие тексты? (Диалог.)
– Понаблюдайте, в каких частях глаголов пропущены буквы.
– Как объясните их правописание?
– Чьи действия называет форма 2го лица единственного числа глагола?
3. У п р а ж н е н и е 458.– Рассмотрите рисунок на с. 46 учебника.
– Устно нарисуйте картину из 3–4 предложений.
– В какой форме вы употребляли глаголы?
– Прочитайте картину, нарисованную автором (с. 51, задачник).
– Вы смогли представить картину? Какие слова текста помогли это
сделать?
– В какой форме употреблены глаголы? Напишите.
– Есть ли в тексте диалог?
– А зачем же автор использует форму 2го лица единственного числа?
– Нет ли в этом какойто «тайны»?
– Вы догадались, в чем она заключается?
– Решите орфографические задачи.
(Взаимопроверка.)
4. У п р а ж н е н и е 459. (Знакомство с «секретом» авторов.)
Объяснительный диктант.
Стала коза бодаться. Идет по двору человек. А она потихоньку зайдет
сзади, разбежится, да как ударит лбом под коленки.
– В каких формах употреблены глаголы?
– Помогает ли это представить происходящее?
– Какова в предложении роль частицы КАК? (Передача неожиданности
действий.)
– Можно ли такой прием назвать «секретом» речи?
5. Работа с текстом. (Текст напечатан для каждого ученика.)
– Прочитайте текст.
На улице лютый мороз. Метель замета.т дорожки. Ты сидишь в тепле и
готов.шь уроки. Вдруг слыш.шь в стекло тоненький стук. За оконной рамой ты
вид.шь птичку. Синичка ход.т по снежку. Через стекло на тебя смотр.т
глазкибусинки. Птица просит о помощи. Бедняжка сильно голода.т.
Кто помож.т синичке выжить в зимнюю пору?
Ты открыва.шь форточку, броса.шь горстку зерна. Потом отреза.шь сало и
привязыва.шь кусочки за окном. Птичка отплат.т тебе добром. В твоем
огороде не будет вредителей. Ты встрет.шь весну с радостной песней птиц.– Какой «секрет» использовал в тексте автор?
– Зачем в тексте употреблены глаголы 2го лица единственного числа?
– Вставьте буквы на месте пропусков.
– Какие действия для выполнения этой задачи будете выполнять?
– Отметьте глаголыисключения.
– Выделите окончания других слов, которые требуют проверки.
– Как проверить окончания имен?
– Поставьте точку под всеми безударными гласными, проверяемыми
ударением, в корнях слов.
6. Р а б о т а п о к а р т о ч к а м .
– Запишите в тетрадь формы слов, указанные в карточке «+».
– Укажите спряжение глагола, выделите окончания.
Глагол
гоняла
придержал
брили
наколол
смотрела
читал
Глагол
протирала
слушала
посеял
подогнал
убирал
побрила
Глагол
постирали
задышал
угонял
постелила
развеяло
писали
Н. вр.
Б. вр.
Н. вр.
Н. вр.
Б. вр.
1 л., мн. ч.
2 л., ед. ч.
2 л., мн. ч.
3 л., ед. ч.
3 л., мн. ч.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Б. вр.
Н. вр.
Б. вр.
Б. вр.
Н. вр.
1 л., мн. ч.
2 л., ед. ч.
2 л., мн. ч.
3 л., ед. ч.
3 л., мн. ч.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Н. вр.
Б. вр.
Б. вр.
Н. вр.
Б. вр.
1 л., мн. ч.
2 л., ед. ч.
2 л., мн. ч.
3 л., ед. ч.
3 л., мн. ч.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+Глагол
пригоняли
рисовал
застелил
наклеила
услышал
понаблюдала
Б. вр.
Н. вр.
Б. вр.
Б. вр.
Н. вр.
1 л., мн. ч.
2 л., ед. ч.
2 л., мн. ч.
3 л., ед. ч.
3 л., мн. ч.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
IV. Итог урока.
– С каким «секретом» авторов мы познакомились?
– Для чего его используют в текстах?
Домашнее задание: упражнение 460.