Урок 94
СКЛОНЕНИЙ – ТРИ. А СПРЯЖЕНИЙ?
Цель: познакомить с наличием у глаголов двух спряжений, с окончаниями каждого спряжения.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 94
СКЛОНЕНИЙ – ТРИ. А СПРЯЖЕНИЙ?
Ц е л ь : познакомить с наличием у глаголов двух спряжений, с
окончаниями каждого спряжения.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите склонение и падеж каждого из существительных.
– В каком времени, лице и числе употреблены глаголы?
III. Работа по теме урока.
1. У п р а ж н е н и е 390.
– Назовите общие признаки слов ЕЛКА, ЕЛЬ, ДЕРЕВО.
– Какими признаками эти слова различаются?
– Запишите эти существительные в три столбика и поставьте в форму
заданного падежа.
– Как называется изменение имен существительных по падежам?
– Какие слова еще могут склоняться? Приведите примеры.
2. У п р а ж н е н и е 391.
– Изза трех наборов окончаний у существительных выделено три
склонения. А сколько же спряжений у глаголов?
– Вспомните, мы на прошлом уроке слова одинаковой глагольной формы
соединяли парами. Сколько наборов окончаний вы заметили?
– Проспрягайте четыре глагола.
ИДТИ, ГОВОРИТЬ, НЕСТИ, ЗАМОЛЧАТЬ.
– Выписывайте только окончания.
– Формы какого времени вы образовывали?
– Сколько вариантов окончаний в каждом лице у вас получилось?
– Так сколько же спряжений в русском языке?– А какие окончания вы записали в 1м лице?
3. «С к а з к а о том, как окончания разделились на два спряжения».
Дядюшка Глагол рассказал целую историю о своих окончаниях.
«Есть у меня друзья – глагольчикилилипутики. Имена у них очень
странные – совсем коротенькие.
Зовут моих друзей:
У (Ю), ЕШЬ (ЁШЬ), ЕТ (ЁТ), ЕМ (ЁМ), ЕТЕ (ЁТЕ), УТ (ЮТ).
А еще: ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ (ЯТ).
Раньше все они очень дружили между собой. Но вот однажды в их город
прилетел огромный страшный дракон. Он потребовал привести ему на
съедение несколько лилипутиков потолще.
Лилипутики У (Ю), ЕШЬ (ЁШЬ), ЕТ (ЁТ), ЕМ (ЁМ), ЕТЕ (ЁТЕ), УТ (ЮТ)
до смерти перепугались и решили задобрить дракона.
На середину площади трусишки вытолкнули маленького толстенького У и
его брата Ю, поклонились дракону и сказали: «ЕШЬ, ЁШЬ!» «Да уж я ЕМ, ЕМ!»
– улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку и довольно потирая лапы. А
несчастные близнецы дрожали от страха и тихо плакали.
Зато лилипутики У (Ю) (это другие У (Ю) – однофамильцы тех, которых
собирался съесть дракон), ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ (ЯТ) не испугались
дракона. «ИШЬ, какой шустрый! ИШЬ, чего захотел! ИМ, драконам, только
позволь! Весь город сожрут, никого не оставят!» – крикнул самый смелый
лилипутик, которого так и звали – ИШЬ.
Он возглавил армию, в которую и вступили отважные лилипутики.
Вооружившись мечами и копьями, они пошли войной на дракона, вырвали у
него почти изо рта бедных близнецов и не позволили съесть их на завтрак.
А бояки в это время прятались в подвале дома. Когда же смельчаки
победили дракона и он с позором уполз из города, волоча свой зеленый хвост,
бояки вылезли из своего убежища.
Но смельчаки им даже руки не подали. Мало того – они отказались жить с
трусишками в одном городе и переехали.
Лилипутикитрусишки У (Ю), ЕШЬ (ЁШЬ), ЕТ (ЁТ), ЕМ (ЁМ), ЕТЕ (ЁТЕ),
УТ (ЮТ) остались в своем прежнем городе и назвали его ПЕРВОСПРЯЖЕНСК.
А лилипутикисмельчаки У (Ю), ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ (ЯТ) построили
себе отличный новый город и назвали его ВТОРОСПРЯЖЕНСК.
– Итак, окончания глаголов разбрелись на две группы – I спряжение и II
спряжение.
– Рассмотрите таблицу на с. 27.
– Какими цифрами принято обозначать спряжение? (Римскими.)
– Какая буква пишется на месте Ё в безударных окончаниях I спряжения?
– А какая буква чаще всего повторяется в окончаниях II спряжения?– Окончания глаголов I и II спряжения нужно помнить наизусть. Выучить
их вам поможет подсказка.
– Прочитайте, какие окончания могут быть у глаголов I спряжения.
Обозначение I спряжения имеет одну вертикальную палочку, и у буквы Е тоже
одна вертикальная палочка. Обратите внимание на глаголподсказку ЕдУТ, в
нем как раз указано, что к первому спряжению относятся окончания с буквой
Е и в 3м лице мн. ч. УТ (ЮТ).
– А теперь попробуйте проанализировать вторую строку подсказки.
4. У п р а ж н е н и е 393.
– А теперь поучимся определять спряжение глагола по его окончанию.
– Записывайте глаголы в два столбика, выделяйте окончания, указывайте
лицо и число.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
– В какой форме прозвучали глаголы?
5. У п р а ж н е н и е 394.
– Прочитайте сообщения.
– Какие орфограммы встречаются в личных окончаниях глаголов?
6. У п р а ж н е н и е 395.
– Что вы можете определить по предложенным окончаниям глаголов?
– Можете ли определить время? Почему?
– Охарактеризуйте предполагаемый глагол по окончанию (спряжение,
лицо, число).
– Какие орфограммы находятся в окончаниях глаголов?
– Запишите глаголы БИТЬ, ЗВОНИТЬ в предложенных формах рядом с
окончаниями.
7. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а .
– Запишите только те предложения, в которых все глаголы I спряжения.
В неб. звездоч?ки г.рят, в реч?к. струйки г.в.рят.
Дремлют рыбы под в.дой, п.чивает сом с.дой.
Дует вет.р со сне.ком, Дед М.роз идет с м.шком.
Р.няет лес б.гряный свой убор, серебрит Мороз увянувшее поле.
Едва лишь в полдень со.нце греет, кр.снеет липа в высоте.
– Какие предложения вы выписали? Выделите окончания глаголов,
обозначьте спряжение.
IV. Итог урока.– Что нового вы узнали о глаголах?
– Какие окончания у глаголов I спряжения? II спряжения?
Домашнее задание: упражнение 396.