Конспект урока по теме: СКЛОНЕНИЙ – ТРИ. А СПРЯЖЕНИЙ?(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 94 СКЛОНЕНИЙ – ТРИ. А СПРЯЖЕНИЙ? Цель: познакомить с наличием у глаголов двух спряжений, с окончаниями каждого спряжения. Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Иконка файла материала русский.docx
Урок 94 СКЛОНЕНИЙ – ТРИ. А СПРЯЖЕНИЙ? Ц е л ь :  познакомить   с   наличием   у   глаголов   двух   спряжений,   с окончаниями каждого спряжения. Планируемые   предметные   результаты:   Участвовать   в   устном   общении   на   уроке, соблюдать   правила   речевого   поведения.   Самостоятельно   читать   тексты   учебника, извлекать   из   них   информацию.   Наблюдать   за   использованием   языковых   средств, анализировать их. Формируемые УУД:  Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей  беседе,  выполняя принятые  правила  речевого  поведения,  слушать  собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – Назовите склонение и падеж каждого из существительных. – В каком времени, лице и числе употреблены глаголы? III. Работа по теме урока. 1. У п р а ж н е н и е  390. – Назовите общие признаки слов ЕЛКА, ЕЛЬ, ДЕРЕВО. – Какими признаками эти слова различаются? –  Запишите   эти   существительные   в   три   столбика   и   поставьте   в   форму заданного падежа. – Как называется изменение имен существительных по падежам? – Какие слова еще могут склоняться? Приведите примеры. 2. У п р а ж н е н и е  391. –   Из­за   трех   наборов   окончаний   у   существительных   выделено   три склонения. А сколько же спряжений у глаголов? – Вспомните, мы на прошлом уроке слова одинаковой глагольной формы соединяли парами. Сколько наборов окончаний вы заметили? – Проспрягайте четыре глагола. ИДТИ, ГОВОРИТЬ, НЕСТИ, ЗАМОЛЧАТЬ. – Выписывайте только окончания. – Формы какого времени вы образовывали? – Сколько вариантов окончаний в каждом лице у вас получилось? – Так сколько же спряжений в русском языке?– А какие окончания вы записали в 1­м лице? 3. «С к а з к а  о том, как окончания разделились на два спряжения». Дядюшка Глагол рассказал целую историю о своих окончаниях. «Есть   у   меня   друзья   –   глагольчики­лилипутики.   Имена   у   них   очень странные – совсем коротенькие. Зовут моих друзей: ­У (­Ю), ­ЕШЬ (­ЁШЬ), ­ЕТ (­ЁТ), ­ЕМ (­ЁМ), ­ЕТЕ (­ЁТЕ), ­УТ (­ЮТ). А еще: ­ИШЬ, ­ИТ, ­ИМ, ­ИТЕ, ­АТ (­ЯТ). Раньше все они очень дружили между собой. Но вот однажды в их город прилетел   огромный   страшный   дракон.   Он   потребовал   привести   ему   на съедение несколько лилипутиков потолще. Лилипутики ­У (­Ю), ­ЕШЬ (­ЁШЬ), ­ЕТ (­ЁТ), ­ЕМ (­ЁМ), ­ЕТЕ (­ЁТЕ), ­УТ (­ЮТ) до смерти перепугались и решили задобрить дракона. На середину площади трусишки вытолкнули маленького толстенького ­У и его брата ­Ю, поклонились дракону и сказали: «ЕШЬ, ЁШЬ!» «Да уж я ЕМ, ЕМ!» – улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку и довольно потирая лапы. А несчастные близнецы дрожали от страха и тихо плакали. Зато лилипутики ­У (­Ю) (это другие ­У (­Ю) – однофамильцы тех, которых собирался   съесть   дракон),  ­ИШЬ,   ­ИТ,   ­ИМ,   ­ИТЕ,   ­АТ   (­ЯТ)  не   испугались дракона. «ИШЬ,  какой шустрый!  ИШЬ,  чего захотел!  ИМ, драконам, только позволь! Весь город сожрут, никого не оставят!» – крикнул самый смелый лилипутик, которого так и звали – ИШЬ. Он   возглавил   армию,   в   которую   и   вступили   отважные   лилипутики. Вооружившись мечами и копьями, они пошли войной на дракона, вырвали у него почти изо рта бедных близнецов и не позволили съесть их на завтрак. А   бояки   в   это   время   прятались   в   подвале   дома.   Когда   же   смельчаки победили дракона и он с позором уполз из города, волоча свой зеленый хвост, бояки вылезли из своего убежища. Но смельчаки им даже руки не подали. Мало того – они отказались жить с трусишками в одном городе и переехали. Лилипутики­трусишки ­У (­Ю), ­ЕШЬ (­ЁШЬ), ­ЕТ (­ЁТ), ­ЕМ (­ЁМ), ­ЕТЕ (­ЁТЕ), ­УТ (­ЮТ) остались в своем прежнем городе и назвали его ПЕРВОСПРЯЖЕНСК. А лилипутики­смельчаки ­У (­Ю), ­ИШЬ, ­ИТ, ­ИМ, ­ИТЕ, ­АТ (­ЯТ) построили себе отличный новый город и назвали его ВТОРОСПРЯЖЕНСК. – Итак, окончания глаголов разбрелись на две группы – I спряжение и II спряжение. – Рассмотрите таблицу на с. 27. – Какими цифрами принято обозначать спряжение? (Римскими.) – Какая буква пишется на месте Ё в безударных окончаниях I спряжения? – А какая буква чаще всего повторяется в окончаниях II спряжения?– Окончания глаголов I и II спряжения нужно помнить наизусть. Выучить их вам поможет подсказка. –   Прочитайте,   какие   окончания   могут   быть   у   глаголов   I   спряжения. Обозначение I спряжения имеет одну вертикальную палочку, и у буквы Е тоже одна вертикальная палочка. Обратите внимание на глагол­подсказку ЕдУТ, в нем как раз указано, что к первому спряжению относятся окончания с буквой Е и в 3­м лице мн. ч. ­УТ (­ЮТ). – А теперь попробуйте проанализировать вторую строку подсказки. 4. У п р а ж н е н и е  393. – А теперь поучимся определять спряжение глагола по его окончанию. – Записывайте глаголы в два столбика, выделяйте окончания, указывайте лицо и число. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем, Открываем, поморгаем И работать начинаем. – В какой форме прозвучали глаголы? 5. У п р а ж н е н и е  394. – Прочитайте сообщения. – Какие орфограммы встречаются в личных окончаниях глаголов? 6. У п р а ж н е н и е  395. – Что вы можете определить по предложенным окончаниям глаголов? – Можете ли определить время? Почему? – Охарактеризуйте   предполагаемый   глагол   по   окончанию   (спряжение, лицо, число). – Какие орфограммы находятся в окончаниях глаголов? – Запишите   глаголы  БИТЬ,  ЗВОНИТЬ  в   предложенных   формах   рядом   с окончаниями. 7. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а . – Запишите только те предложения, в которых все глаголы I спряжения. В неб. звездоч?ки г.рят, в реч?к. струйки г.в.рят. Дремлют рыбы под в.дой, п.чивает сом с.дой. Дует вет.р со сне.ком, Дед М.роз идет с м.шком. Р.няет лес б.гряный свой убор, серебрит Мороз увянувшее поле. Едва лишь в полдень со.нце греет, кр.снеет липа в высоте. –   Какие   предложения   вы   выписали?   Выделите   окончания   глаголов, обозначьте спряжение. IV. Итог урока.– Что нового вы узнали о глаголах? – Какие окончания у глаголов I спряжения? II спряжения? Домашнее задание: упражнение 396.

Посмотрите также