Урок 96
СКЛОНЕНИЙ – ТРИ. А СПРЯЖЕНИЙ?
Цель: формировать умения определять спряжение глагола по его окончанию.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 96
СКЛОНЕНИЙ – ТРИ. А СПРЯЖЕНИЙ?
Ц е л ь : формировать умения определять спряжение глагола по его
окончанию.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие орфограммы встретились в тексте?
– Назовите глаголы I спряжения, указывая лицо и число.
– Назовите глаголы II спряжения, указывая лицо и число.
– Как вы объясните два знака в конце одного предложения?
III. Работа по теме урока.
1. У п р а ж н е н и е 403.
– Из каких сказок предложены строки в учебнике?
– Спишите, обозначьте все орфограммы.
– Первый глагол запишите в форме 2го лица единственного и
множественного числа. Выделите окончания.
– Какие орфограммы вы в них видите?
– Обозначьте склонение и падеж всех существительных в тексте (с
комментированием).
2. – П р о ч и т а й т е фразеологические обороты.
– Разделите их на две группы, сравнив глаголы.
– Запишите группы отдельно (с красной строки), у глагола укажите лицо и
число.
Пал?чики .ближешь; точим лясы; за уши (не) .ттянешь; травим
баланду; складывает оруж.е; спускает фла.; р.зводит узоры; п.днимает
руки кверху; скл.няет гол.ву.– На какие две группы (по какому признаку) вы разделили глаголы? (По
спряжениям.)
– Как определяли спряжение глаголов?
– Как определяли лицо глаголов?
– Назовите фразеологические обороты, которые близки по значению.
– Как вы понимаете их смысл?
3. – К а к и е о к о н ч а н и я могут быть у глаголов I спряжения?
– Какие окончания могут быть у глаголов II спряжения?
– Прочитайте предложения. Напишите их, ориентируясь на порядок,
указанный в таблице.
– Решите орфографические задачи. Укажите спряжение глаголов.
Со.нце склоняется к зап.ду, бросает св.и радос?ные лучи на п.ляну и
тих.ми отблесками др.жит на ароматной хвое кедра.
Д.леко за г.р.зонтом .тсвечивают в.ршины гор.
В.тер то бр.сается к небу, то стремглав п.дает в .враги.
У м.лины крапива в п.дружках ходит.
Номер
предложения
Спряжение глаголов
I спряжение
II спряжение
1
2
3
4
2
1
2
–
–
–
1
1
– В каком порядке вы записали предложения?
– Как определили спряжение глаголов?
– Если я назову глагол I спряжения, приседают девочки. Если я назову
глагол II спряжения, приседают мальчики. Будьте внимательны.
Идешь, шумишь, поешь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветет, растишь,
горишь, кричишь, говорит.
– В каком времени я называла глаголы?
4. И г р а « У з н а й н а с л у х ».
На доске записаны 4 столбика глаголов в неопределенной форме, с
ударными личными окончаниями.
греметь
кричать
кипеть
лить
стучать
сидеть
пищать
пить
молчать
сопеть
шить
спать
ворчать
хрипеть
вить
пыхтетьхрапеть
гнить
висеть
жить
бить
звенеть
плыть
гудеть
З а д а ч а д е т е й – по ударному личному окончанию глагола определить
его спряжение.
– Как вы будете действовать?
(Учитель указкой показывает на глагол, а ребята изменяют форму и
называют спряжение.)
5. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а .
– В каждое предложение впишите подходящие по смыслу глаголы
синонимы с ударными личными окончаниями. Выделите окончания и
определите спряжение глаголов.
I в а р и а н т .
Весна … робкими шагами. Лениво … стадо коров. Сквозь густые заросли
малины … медведь. По улицам города … автомобили. Дядя Сеня от
усталости еле … домой.
II в а р и а н т .
В темном лесу громко … ушастая сова. На березах … грачи. В берлоге …
рассерженный медведь. Во дворе … дети. Ранней весной сильно … воды.
– Прочитайте получившиеся предложения.
– Глаголы какого спряжения вы употребляли?
IV. Итог урока.
– Что вы узнали о спряжениях глагола?
– Какие орфограммы встречаются в окончаниях глаголов?
– С какими из них вы уже можете справляться, а с какими – пока нет?
Домашнее задание: упражнение 401.