Конспект урока по теме: Тема: Первые театральные формы на Руси. История театрального искусства, 4 класс.
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Конспект урока по теме: Тема: Первые театральные формы на Руси. История театрального искусства, 4 класс.

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
МХК +2
Взрослым
01.05.2017
Конспект урока по теме: Тема: Первые театральные формы на Руси. История театрального искусства, 4 класс.
Данный материал представляет собой конспект урока по теме: Первые театральные формы на Руси. В ходе урока учащиеся узнают о театре кукол, о трех его основных типах, о том, что общего у него с театром вообще. Затем учащиеся познакомятся с "медвежьей потехой" на Руси, узнают, что медведь всегда был уважаемым животным на Руси...Конспект урока по теме: Первые театральные формы на Руси.
Урок 29-30 История театра.doc
Урок 29­30. Тема: Первые театральные формы: театр кукол, раек, медвежья потеха. Цель: разобрать с учащимися, чем эти формы близки театру современному. Ход урока I. Театр кукол Среди театров кукол различают три основных типа: 1.Театр верховых кукол (перчаточных,  тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры­ кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но  бывает и так, что они нескрываются и видны зрителям целиком или  на половину своего роста. 2. Театр низовых кукол (кукол­марионеток), управляемых сверху с помощью  ниток, прутов или проволоками. Актёры­кукловоды в театрах этого типа чащ е всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхнейзанавеской или паду гой. В некоторых случаях актёры­кукловоды, как и в театрах верховых кукол,  виднызрителям целиком или на половину своего роста. 3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на  уровне актёров­кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляем ыми актёрами­кукловодами либо со стороны, либо изнутрикукол больших раз меров, внутри которых находится актёр­кукловод. К числу срединных кукол  относятся, вчастности, куклы Театра  теней. В таких театрах актёры­кукловоды не видны зрителям, так как находит ся за экраном, на который  проецируются тени от плоских или не плоских кукол­актёров. В качестве сре динныхкукол­актёров используются куклы­марионетки, управляемые сзади к укол видимыми или не видимымизрителям актёрами­кукловодами. Либо перч аточные куклы или куклы­актёры других конструкций. Как этопроисходит, на пример, в известной  эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла надетой одну руку Образцова) и его отцом, роль  которого играет сам Образцов. В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическо е взаимодействие актёров­кукловодов с куклами (актёры «играют в открыту ю», то есть не скрыты  1 от зрителей ширмой или каким­либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В.  Образцов в той самой эстраднойминиатюре, в которой действовали два  персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные  взаимодействия актёров­кукловодов и кукол актёров привели к размыванию границ междукукольным и не кукольными вид ами пространственно  временн гооо кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а  использовать в основномвыразительные средства, присущие театру кукол.  искусства. Профессиональные  Причём одни особенности свойственны кукольномуискусству, а  другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видовпространственно­временн гооо  искусства.  Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка,  кульминация, развязка (или финалбез развязки). Кроме того, широко  используются общие жанры, реалистические и художественно­ условныеформы, пантомимический и не пантомимический варианты  сценических действий и т. д. и т. п. II. «Медвежья потеха» на Руси С   древнейших   времен   в   России,   особенно   в   Поволжье,   известна   одна русская   забава   – вождение   медведя скоморохами,   свидетельствующая   о почитании   этого   священного   зверя. Медвежья   потеха или медвежья комедия издавна   принадлежала   к   числу   наиболее   любимых   и распространенных русских забав. Заключалась она в пляске и в подражании медведями   разным   действиям   человека,   которые   они   выполняли   по требованию поводчика. И это мы сейчас можем увидеть в любом цирке. Однако в прежние времена медвежья потеха носила более глубокий смысл, связанный   с   верой   во   всеведение   медведя.   Так   в   Калужской   и   Тульской губерниях   в   начале   прошлого   столетия   считали,   что   тот   двор чистый,   у которого   медведь   сам   остановится,   а   куда   он   не   идет,   упирается   –   тот несчастливый   дом.   Если   на   дворе   «неблагополучно»   (скотина   болеет   и чахнет), то в этот дом звали поводчика с медведем. Если около ворот медведь начнет   реветь   и   рыть   передней   лапой,   значит,   «для   скотины   во   дворе нехорошо». В том месте, где он роет, надо поискать и «обязательно находят либо   кость,   либо   волоса   какие   человеческие».   Значит,   это   «со   зла 2 сделано», наведено. Вещи эти – наговоренные. Их либо сжигали, либо просто выбрасывали,   и   скотине   сразу   «лучшало».   Считалось,   что   только   медведь может   найти   закопанный наговоренный предмет,   обыкновенному   человеку ничего не отыскать.  Затем медведя звали в середину двора к заранее приготовленному столу с угощением –  ковригой хлеба и бутылкой  вина.  Медведь угощался  этим, а поводчик получал 5 рублей. За ночевку с медведем по деревням в прежнее время   ничего   не   приходилось   платить,   наоборот,   крестьяне   «зазывали поводчика   на   драку,   закликали   наперебой»,   только   бы   согласился переночевать со зверем.  Где строилась новая изба, – туда пускали медведя, где больной лежал – в ту хату его водили. Вера в исцеляющую силу медведя даже до войны еще не была изжита в русской деревне: старики, у которых болела спина, обращались к поводчику с просьбой: «Да потоптай, батюшка, спину». Медвежник шел к старику на дом, больной стелил на полу дерюгу, ложился на живот лицом книзу, и по приказанию поводчика медведь послушно топтался у него на спине в продолжение нескольких минут, пока старик не закричит: «Будет, больше не могу!». За этот своеобразный «способ лечения», называемый в народе «спину топтать»,   поводчик   (медвежник,   ведмежник)   получал   соответствующую плату. Медвежья   комедия появилась   очень   давно,   однако,   с   принятием христианства эта забава стала жестоко преследоваться церковью, поводчики вызвали резкое осуждение священства уже в ранних списках Кормчей книги – сборнике церковных законов на Руси 1282 года. При   дворе   Ивана   Грозного медвежья   комедия служила   царской потехой.   Особенно   любил   Иоанн   Васильевич медвежий   бой.   Известен исторический факт, что при взятии Казани на его стороне сражался целый отряд из специально обученных 20 медведей. К услугам медведей частенько прибегали, если нужно было, к примеру, в кратчайшие сроки срыть крепостные стены или еще какой погром учинить. Отсюда и пошло выражение – медвежья услуга. 3 После   смерти   Ивана   Грозного   медвежья   потеха   снова   попала   в немилость борьба с медведчиками развертывается, начиная с XVII века с воцарением Алексея Михайловича. Особенно властей.       яростная   Осуждали   медвежью   потеху   и   старообрядцы,   известный   их   идеолог протопоп   Аввакум   с   гневом   писал   в   своем   «Житии»,   как гонял поводчиков медведей   в   селе   Лопатицы   Нижегородской   области: «Придоша   в   село   мое   плясовые   медведи   с   бубнами   и   с   домрами,   и   я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и ухари и бубны изломал на поле един у многих и медведей двух великих отнял, – одново ушиб, и паки ожил, а другова отпустил в поле». Один такой случай описан в рассказе русского писателя В.М. Гаршина (1855–1888)   «Медведи»: «С   четырех   уездов   сошлись   цыгане   со   своим скарбом, лошадьми и медведями. Больше сотни косолапых зверей было собрано   на   городском   выгоне,   чтобы   устроить   разом   большую   казнь. Цыгане с ужасом ждали решительного дня, когда им придется перебить своих кормильцев… Они в последний раз совершали свой поход по деревням, … давая в последний раз свои представления. Настало пасмурное, хмурое, настоящее сентябрьское утро. Цыгане потеряли   всякую   надежду,   а   женщины   забились   в   шатры   вместе   с ребятишками,   чтобы   не   видеть   казни.   Мужчины   откатили   к   краю становища телеги и привязывали к ним зверей. Старик Иван стоял возле огромного старого медведя: «И вот я убить тебя должен… Приказали мне застрелить тебя своей рукой; нельзя тебе больше жить на свете. Что   же?   Пусть   Бог   на   небе   рассудит   нас   с   ними».   Он   взвел   курок   и прицелился в зверя. И медведь понял. Из его пасти вырвался жалобный отчаянный   рев;   он   встал   на   дыбы,   подняв   передние   лапы   и   как   будто закрывая ими себе глаза, чтобы не видеть страшного оружия… По   всему   табору   затрещали   выстрелы.   Один   медведь   сорвался   с цепи и понесся прочь к лесу. За ним – толпа преследователей. Несчастный забился в самую глубину кустов, рана от пули сильно болела; он свернулся в   комок,   уткнув   морду   в   лапы   и   лежал   неподвижно,   оглушенный, обезумевший   от   страха,   лишившего   его   возможности   защищаться.   Его убили   поздно   вечером,   выгнав   из   убежища   огнем.   Всякий,   у   кого   было 4 ружье, считал своим долгом всадить пулю в умирающего медведя, и когда с него сняли шкуру, она уже никуда не годилась». После   Октябрьской   революции   все   царские   указы   потеряли   силу, медвежий   промысел   возродился   снова,   хотя,   может   быть,   не   в   таких масштабах. В 30­х годах прошлого века вожаков медведей можно было еще увидеть в деревнях Калужской и соседних с ней областей, которые, вероятно, являлись   последними   носителями   старинного   русского   обычая   и   прямыми потомками скоморохов древней Руси. Играем   сценку   «Медвежья   потеха»,   Фольклорный   театр,   М.: Современник, 1988. III. РАЁК —  один из видов фольклорного театра, ярмарочное зрелище   19 вв., распространено в ряде европейских  стран, в т. ч. и в России.  в 18— По описанию Д. А. Ровинского, Р. — «это небольшой, аршинный во все стороны, ящик с двумя увеличительными  стеклами впереди. Внутри ящика перематывалась с одного катка на другой  длинная полоса с доморощенным изображением разных городов, великих людей и событий. Зрители, «по копейке с рыла», глядели в увеличительные стекла, — раешник передвигаеткартинки и рассказывает присказки с пояснениями и  прибаутками к каждому «номеру», часто оченьзамысловатые».  Ящик расписывался яркими красками и украшался фигурками, флажка ми и т. д. Представления приурочивались обычно к ярмаркам, праздничным  гуляньям и массовым сборищам. Успех Р. во многом зависел от  искусства раешника, который должен был завлекать зрителей, рекламируя  представление и одновременно веселя публику. Раешные тексты (как правило, рифмованные) с одержали обычно немалуюдолю юмора, балагурства, сатиры и даже высказыва ния на злободневные темы.  В раешных картинках фигурировали русские города («А вот извольте видеть, господа, андерманир штук — хороший вид. Г ород Кострома горит...»), города Европы («Вот французский город Париж,  приедешь — угоришь...»), исторические  лица («Авот андерманир штук — другой вид: Петр Первый стоит. Государь б 5 ыл славный, Да при том же и православный. На болоте выстроил столицу...»), события («А вот  отрадная  картина для русских взоров: нашродной герой Суворов переходит Чертов  мост. Ура! Бери в штыки»), бытовые истории.  Считается, что самоназвание «Раек» появилось благодаря серии картин ок о «райском действе» (грехопадении Адама и Евы в раю). 6

Конспект урока по теме: Тема: Первые театральные формы на Руси. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Первые театральные формы на Руси. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Первые театральные формы на Руси. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Первые театральные формы на Руси. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Первые театральные формы на Руси. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Первые театральные формы на Руси. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Первые театральные формы на Руси. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Первые театральные формы на Руси. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Первые театральные формы на Руси. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Первые театральные формы на Руси. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Первые театральные формы на Руси. История театрального искусства, 4 класс.

Конспект урока по теме: Тема: Первые театральные формы на Руси. История театрального искусства, 4 класс.
скачать по прямой ссылке
Приз 200 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.