Урок 84
УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛИЧНЫМИ
МЕСТОИМЕНИЯМИ
Цель: обобщить знания о местоимениях, развивать умение грамотно использовать формы местоимений в речи.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 84
УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛИЧНЫМИ
МЕСТОИМЕНИЯМИ
Ц е л ь : обобщить знания о местоимениях, развивать умение грамотно
использовать формы местоимений в речи.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте предложения с измененными числительными. В какой форме
вы их употребили?
– Прочитайте числительные, записанные в форме творительного падежа.
– Сколько числительных вы обнаружили в словаре?
III. Работа по теме урока.
1. У п р а ж н е н и е 348.
– Прочитайте отрывки из рассказа А. Куприна.
– От какого лица ведется повествование?
– Как вы это определили?
– Значение какого слова вам непонятно?
– В каком словаре мы можем это узнать?
– Прочитайте в толковом словаре о значении слова ПРИКОРНУТЬ. Что оно
обозначает?
– О ком говорится в первом отрывке? А во втором?
– А может ли разговор касаться другого животного?
– Почему во втором отрывке неясно, о ком говорится? Каких слов не
хватает?
– Какие слова в тексте говорят о предмете, но не называют его?
– Что вы знаете о местоимениях?
2. И г р а « Ч е т в е р т о е – л и ш н е е » .На доске записаны местоимения и другие слова. Детям в каждом ряду
нужно убрать лишнее слово.
я, он, а, ты
мной, меня, мни, мне
но, оно, она, они
он, его, ему, яму
нас, нами, нем, нам
3. У п р а ж н е н и е 349.
Заполни таблицы.
– А теперь нам нужно из отрывков выписать все местоимения и
распределить их в таблице.
– Как нам нужно действовать, чтобы выполнить задание?
1. Найти в тексте местоимение.
2. Определить его лицо (по подобранной форме именительного падежа).
3. По вопросу определить падеж.
4. У форм 3го лица определить род.
(После работы с таблицей заполненными будут 5 клеток в колонке
1го лица (я, ты, меня, у нас, мне) и три – 3го лица (она, ей, с ней.)
– Почему в тексте не встретились местоимения 2го лица?
– Местоимением 3го лица в дательном падеже ответь на вопрос «к
кому?». Что произошло?
– Что нужно сделать, чтобы у местоимения 3го лица творительного
падежа не стало буквы Н?
– Заполните пустые клетки в таблице местоимениями 1го и 3го лица.
4. У п р а ж н е н и е 351.
– Почему ребята не поняли друг друга?
– Какие местоимения они использовали в диалоге?
– Внесите эти местоимения в таблицу (с. 13).
– Заполните оставшиеся клетки формами местоимений 2го лица.
Я, ты, мы, и нам, и вам,
Кто и что, какой и сколько,
Этот, тот, такой и столько,
Наш и ваш, и мой, и твой,
Их, его, её и свой.
Это, без сомнения,
Все – местоимения.(Один ученик, следуя ритму стихотворения, выполняет за учителем
движения: руки вверх, в стороны, вперед, вниз; наклон вправо, влево, назад,
вперед и т. д. Класс повторяет движения.)
5. Работа с текстом в парах.
У п р а ж н е н и е 352.
– Вы хотите узнать, от чьего имени велся рассказ в отрывках? И кто это
«она» во втором отрывке?
– Тогда прочитайте еще один отрывок.
– Так от чьего имени ведется рассказ?
– А можно ли пересказать отрывки от своего имени? Что для этого нужно
сделать?
– Выполните первое, третье и четвертое задание после текста (в парах,
посовещавшись).
– Прочитайте текст, который у вас получился.
IV. Итог урока.
– Что вы знаете о местоимении?