Урок 3
Устройство для счета времени.
Какие часы изобрел человек
Цели:
– закрепить знания о периодически повторяющихся изменениях в природе (смена дня и ночи, изменение вида Луны, смена сезонов) и понятия «сутки», «неделя», «месяц», «год»;
– познакомить с разными видами часов, созданных человеком;
– сформировать умение пользоваться часами;
– развивать наблюдательность;
– воспитывать аккуратность и безопасность при выполнении практических работ;
– воспитывать понимание необходимости ценить время.
Оборудование: различные виды часов (их фотографии) – песочные, часы-кукушка, солнечные, водяные, электронные, кварцевые; свеча, карандаш, линейка; таблица «Цветочные часы».
Ход урока
I. Организационный момент.
минутка
Бежит
Стремглав
Минута.
Минута коротка.
Но за минуту можно
Найти звезду,
Жука,
Решение задачи…
И редкий минерал,
Который до сих пор еще
Никто не открывал…
Н. Юркова
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
– Что такое сутки?
– Чем определяется продолжительность суток?
– Почему во всех местах Земли продолжительность суток одинакова?
– Почему сменяются и повторяются сезоны?
– Почему в году 12 месяцев?
2. Рассказы учащихся о том, как древние народы вели счет времени.
3. Тест «Счет времени».
1) Сколько времени длятся сутки?
а) 24 часа; в) 365 дней;
б) 12 часа; г) 366 дней
2) Как называется время суток, когда положение Солнца на небе самое высокое?
а) утро; в) вечер;
б) полдень; г) ночь.
3) Сколько времени надо Земле, чтобы обернуться вокруг оси?
а) год; в) месяц;
б) сутки; г) сезон.
4) Какое слово объединяет понятия «утро», «день», «вечер», «ночь»?
а) сутки; в) месяц.
б) год;
5) Сколько времени надо Земле, чтобы обернуться вокруг Солнца?
а) 28 дней; в) 365 дней 6 часов;
б) 24 часа; г) 365 дней.
6) Через какое время повторится вид Луны?
а) 7 дней; в) 30 дней;
б) 28 дней; г) 24 часов.
III. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадки:
1) Весь век идет Еремушка,
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам он точный счет ведет,
А с места все же не сойдет.
(Часы.)
2) Вот по кругу друг за дружкой
Ходят дружно две подружки.
Не толкаясь, не мешая,
Быстро движется большая…
(Большая стрелка часов.)
– Сегодня мы узнаем, какие часы изобрел человек.
IV. Практическая работа.
Рабочая тетрадь (задание № 12).
– Первым простым приспособлением, которым пользовались древние греки, был гномик.
– Дайте четыре ответа на одну загадку:
С буквой Д вперед шагаю
От зари и до зари.
С П торчу, зачем – не знаю.
С Т я людям помогаю
Даже в сильный летний зной.
С Л всегда и всем мешаю,
Не дружите вы со мной.
(День, пень, тень, лень.)
– Как же меняется тень в течение дня, то есть от положения Солнца над горизонтом?
Опыт. Чтобы учащиеся поняли действие солнечных часов, следует выполнить задание № 12 в рабочей тетради. В этом эксперименте моделируются изменение положение Солнца (свечи) над горизонтом и изменение длины тени от положения источника света. (Наблюдение 1 лучше проделать в классе, второе наблюдение задать на дом.)
В результате опыта учащиеся устанавливают, что длина тени зависит именно от высоты свечи. После этого ученики на основании двух опытов делают важный вывод: если в течение года измерять длину тени в полдень от одного и того же предмета, то можно судить, как меняется положение (высота) Солнца на небе в разные времена года.
Запись в тетради:
Чем выше свеча, тем короче тень.
Чем ниже свеча, тем тень длиннее.
– Как меняется направление тени в течение дня?
В полдень длина тени самая короткая. Самая длинная тень будет 22 декабря, а самая короткая – 22 июня. По таким наблюдениям наши предки определяли, когда начинается новый год. А изменение направления и длины тени в течение дня использовали для устройства солнечных часов.
V. Изучение нового материала.
1. Знакомство с разнообразием часов и с историей их создания человеком.
– Чем неудобны солнечные часы? В чем их главный недостаток? (Невозможность их использования, когда небо закрыто облаками.)
– Поэтому человек издавна, не отказываясь от солнечных часов, придумывал и другие. В старину вечером и ночью время определяли по уменьшению высоты горящей свечи, а также с дошедшими до наших дней древними песочными часами.
Наблюдения за поведением в течение дня растений и животных помогали людям следить за временем. Прекрасные цветочные часы посадил великий шведский ботаник Карл Линней. Это была клумба, на которой цветы утром раскрывались поочередно, как бы показывая время дня.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:
Вы видите, идут
Цветочные часы…
В пять маки зори пьют
По капелькам росы.
В шесть озаряет день
Льна голубой цветок.
Фиалка вспыхнет в семь.
В восьмом часу – вьюнок.
– Одной из тайн природы являются цветочные часы. Различные цветы в разное время суток открывают и закрывают свои лепестки.
– О каких часах рассказывается в стихотворении?
Ученик. Стоит сосуд, вода течет,
А с ней течет минутам счет.
Вода течет, часы идут,
На ручеек похожи.
И ночью время стерегут,
И днем, конечно, тоже.
(Водяные часы.)
– Чем неудобны водяные часы?
– Объясните, как возникли дошедшие до нас от наших предков выражения: «время бежит», «время истекает», «время кончилось».
2. История изобретения, устройство и разнообразие маятниковых часов.
– Водяные, песочные, солнечные часы были неудобны. И вот тысячу лет назад, в Х веке, один испанский монах по имени Герберт придумал удивительный механизм. На большой деревянный вал Герберт намотал шнур, а к шнуру привязал тяжелую гирю. Гиря тянула вниз, вал медленно поворачивался, а вместе с ним ползла по циферблату стрелка. Люди, которые увидели изобретение Герберта, испугались. «Адский механизм!» – решили они. Герберта обвинили в колдовстве и выслали из Испании. Находясь в изгнании, Герберт построил механические часы на башне в немецком городе Магдебурге. Жителям Магдебурга эти часы очень понравились. Они показывали время в любую погоду. Жаль, что до нашего времени они не сохранились. Но сохранились другие, тоже очень старые, но уже маятниковые часы. Это часы «Большой Бен» в Англии. Им исполнилось, представьте себе, больше семисот лет! «Большой Бен» – самые старые и уважаемые часы в Англии.
Около 400 лет тому назад в Италии студент по имени Галилео Галилей однажды присутствовал на богослужении в соборе. Он заметил, что две люстры, подвешенные к потолку, медленно раскачиваются. Они качались равномерно и довольно долго. Галилей подумал, что маятник можно использовать как часы, но сконструировать маятниковые часы великий ученый не успел. Через сто лет это сделал голландский ученый Христиан Гюйгенс.
В современных механических часах маятником является колеблющееся колесико с пружинкой.
Чтобы изготовить простейший секундомер-маятник, нужно взять веревку длиной примерно 25 см и прикрепить на нее грузик.
В 1511 году в немецком городе Нюнберге изобрели механические часы с пружинкой, которую туго сворачивали, и она, стараясь распрямиться, двигала колесики часового механизма. Все часовщики принялись мастерить масляные часы. Чем меньше, тем лучше. Что теперь началось! Мастера делают корпусы часов очень красивыми: и в форме коробочки, и в форме шара, яйца, луковицы. Украшают резьбой, фигурками и подвесками. Появились часы-медальоны, часы-браслеты и даже часы-броши.
Самые красивые часы были построены во Франции. Это часы Страсбургского собора. Величиной они с трехэтажный дом, у них несколько башен и циферблатов. Корпус покрыт позолотой, деревянными цветами и звездами. Под главным циферблатом есть маленький планетарий-шар, изображающий небо над Страсбургом. Здесь можно увидеть движение звезд, и планет, затмение Солнца. Как на настоящем небе!
В нашей стране первые башенные часы были сделаны в 1404 году монахом Сербиным. Их установили в московском Кремле на самой высокой башне. Стояла эта башня на месте теперешней Спасской и называлась Фроловской. Была она ниже и сделана из дерева. Первые русские часы ходили неточно и были без боя. Поэтому пригласили «английского» часовых дел мастера Христофора Галовея. Русские часовщики помогли ему построить новые часы «с перечасьем», т. е. с колокольным боем. Такие часы называются курантами.
Старинные Кремлевские куранты занимают три этажа, а самый большой их колокол весит больше двух тонн. Ход этих часов регулируется маятником величиной в рост человека и весом больше тридцати килограммов. Заводятся часы на 3 метра 28 сантиметров. Мелодичный перезвон колокола раздается каждые четверть часа.
В современных электронных часах маятником являются колеблющиеся заряженные частицы (электроны).
– Изобразите показание электронных часов в рабочей тетради (задание № 15).
– Самыми точными часами в наше время являются атомные часы.
VI. Итог урока.
– Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 20. Какие часы здесь изображены?
– Как они устроены?
– Отгадайте кроссворд и прочитайте ключевую фразу.
Вопросы:
1. Название старинных часов, которыми пользуются врачи.
2. Часы, созданные шведским ботаником Карлом Линнеем.
3. Часы с маятником и гирями.
4. Какими «часами» пользовались монахи-летописцы?
5. Современные часы с маятником – колеблющимися заряженными частицами.
6. Высокий вертикальный шест в солнечных часах.
7. Часы с использованием воды.
Ответы: Песочные. 2. Цветочные. 3. Механические. 4. Свеча. 5. Электронные. 6. Гномон. 7. Водяные.
Ключевая фраза: Береги время!
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задания № 12 (2), 13, 14, 16); учебник (с. 18–21).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.