Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта
Оценка 5

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка
6 кл
01.12.2017
Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта
Технологическая карта к уроку по музыке в 6 классе по теме: В чем сила музыки В.А. Моцарта. Конспект урока. Биография композитора и его творческий путь. Цель урока: привить любовь к классической музыке, ознакомить обучающихся с творчеством композитора и раскрыть его значение в мире музыки.Конспект урока по музыке в 6 классе по программе ФГОС
Разработка урока по музыке В чем сила музыки Моцарта..doc
ФИО учителя: Макина Ланита Станиславовна Предмет: искусство (музыка)  Класс: 6  Тема раздела: «В чем сила музыки?» Тема урока: «В чем сила музыки В.А. Моцарта?» Тип урока: изучение нового материала Цель урока: Прививать обучающимся любовь к музыке; выяснить, в чем заключается    способность музыки оказывать влияние на человека; в чем сила музыки  В.А. Моцарта. Разработка урока по музыке. Технологическая карта урока Цель урока Прививать учащимся любовь к музыке; выяснить, Задачи урока Воспитательные в чем заключается   способность музыки  оказывать влияние на человека; в чем сила  музыки  В.А. Моцарта. Развивающие Обучающие Воспитывать интерес  Развивать вокально­ Определять  к музыкальной деятельности,  уверенность в себе,  эстетическое  отношение к жизни и искусству. хоровые навыки, которые являются основой для      особенности  творчества  достижения  выразительного,  грамотного и  художественного  В.А.Моцарта; Закреплять умения,  различать  особенности  Воспитывать любовь  к музыке,  исполнения;    развивать  умение анализировать,  вокальной и  инструментальной  потребности общения с искусством на  сравнивать, обобщать; развивать  умение  основе  эмоционального  следить за развитием  музыкального образа,  восприятия музыки  В.А.Моцарта;  устанавливать  взаимосвязи; воспитывать  доброжелательные  развивать вокально­ хоровые навыки,  музыки; Закрепить понятия:  симфония, серенада,  песня, сюита, рондо,  реквием, лакримоза; Закрепить  представление о  взаимосвязи музыки и отношения среди  учащихся; музыкально­творческие  способности, внимание,  жизни. Обогащать  духовный мир учащихся. память, воображение и  мышление; развивать  творческую инициативу и самостоятельность  учащихся. УУД Предметные Метапредметные Личностные знать, что такое   симфония, серенада,  песня, сюита, рондо,  реквием, лакримоза; уметь  находить  взаимосвязь музыки и жизни. знать автора и  название изучаемого  произведения. регулятивные:  интерпретировать цели  изучения темы,  оценивать результаты  своей деятельности на  уроке и деятельности  одноклассников; познавательные: Определять особенности  осознавать смысл  работы с учебными  задачами урока;  проявлять фантазию  и творческие  способности,  выражать своё «Я». оценивать отношение  других людей и своё  творчества В.А.Моцарта; Закреплять умения,  собственное к   музыке. различать особенности  вокальной и  инструментальной  музыки; коммуникативные:  толковать учебные  задачи урока,  сформулированные  учителем, осознавать  цели изучения темы;  уметь договариваться о  последовательности  выполнения работы в  паре; оценивать  результаты своей работы  на уроке. Необходимое аппаратное и программное  ­        ПК; обеспечение (мультимедийный компьютер,  программные средства) ­        Мультимедейный проектор; ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА ЭТАП 1 Цель Длительность этапа Форма организации деятельности  учащихся Основной вид деятельности со  средствами ИКТ Функции преподавателя на данном  этапе ЭТАП 2 Цель Длительность этапа Основной вид деятельности со  средствами ИКТ Функции преподавателя на данном  этапе ЭТАП 3 Цель Длительность этапа Основной вид деятельности со  средствами ИКТ Форма организации деятельности  учащихся Функции преподавателя на данном  этапе ЭТАП 4 Цель Длительность этапа Основной вид деятельности со  средствами ИКТ Форма организации деятельности  учащихся Функции преподавателя на данном  этапе Промежуточный контроль Организационный Актуализация внимания  учащихся на урок 5 минуты настрой на урок Распевка:  Презентация  «Игры с голосом» Настроить учащихся на урок музыки,  сконцентрировать внимание учащихся Повторение пройденного материала Актуализация знаний учащихся 10 минут Фронтальный опрос, компьютерное тестирование  «Промежуточный контроль по музыке 5­7  классов» организующая Изучение нового материала Продолжить знакомство с творчеством Моцарта,  особенностями выразительности музыки  Моцарта. 15 минут Демонстрация презентации Индивидуальная, Изложение нового материала Закрепление  новых знаний Проверить степень понимания нового материала 10 минут Демонстрация презентации Самостоятельная работа учащихся в тетради Организующая, консультирующая Самоконтроль ЭТАП 5 Цель Длительность этапа Основной вид деятельности со  средствами ИКТ Форма организации деятельности  учащихся Функции преподавателя на данном  этапе Промежуточный контроль ЭТАП 6 Цель Длительность этапа Основной вид деятельности со  средствами ИКТ Форма организации деятельности  учащихся Функции преподавателя на данном  этапе Итоговый контроль ЭТАП 7 Цель Длительность этапа Основной вид деятельности со  средствами ИКТ Форма организации деятельности  учащихся Функции преподавателя на данном  этапе Контроль и самопроверка знаний Проверить степень усвоения нового материала 10минут Демонстрация презентации Индивидуальная, работа в паре, работа в группе. Организующая, консультирующая, направляющая Самоконтроль Подведение итогов. Рефлексия Обобщить знания учащихся полученные на уроке 5 минут Демонстрация презентации Рефлекторное осмысление организующая Оценивание каждого учащегося Домашнее задание Закрепление знаний полученных на уроке 2 минуты Демонстрация презентации индивидуальная консультирующая, направляющая Ход урока: 1 этап ­ организационный Настрой учащихся на урок музыки через презентацию «Голосовые игры»  Исполнение музыкальных  попевок с целью создания благоприятной атмосферы на уроке и  подготовки голосового аппарата к пению. 2 этап ­ Повторение пройденного материала  Как вы думаете: легко ли быть композитором? (Дети отмечают, что им нужно еще много узнать, прежде чем сочинять так, как это делали и делают настоящие композиторы). У. Кого из композиторов прошлого вы знаете? Д. Называю Бетховена, Чайковского, Грига, Моцарта. У.Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в удивительный мир музыки, а  поведет нас туда австрийский композитор В. А.Моцарт и его волшебная, чарующая  музыка. Конечно же, вы неоднократно слушали произведения Моцарта на уроках музыки в  предыдущих классах, но на этом уроке мы не просто будем слушать, но и постараемся  определить – «В чем сила музыки В.А.Моцарта?» Прежде чем мы обратимся к нашей теме,  давайте вспомним: ­ В чем заключается сила музыки, помогающая ей воздействовать на человека? ­ Что заставило Снегурочку покинуть родной дом и уйти к людям? (Людские песни) ­ Что привлекало ее в этих песнях? (Красота музыки) ­ Даже холодное сердце трогает искусство. Искусство точно передает, копирует то, что в  жизни? Можно ли поставить между ними знак равенства? Красота в искусстве – это  действительно что­то прекрасное. ­ Как можно представить себе правду в музыке? Что должна передать музыка? (Правда музыки – это, прежде всего, правда внутреннего мира человека.)  3 этап ­ Изучение нового материала Продолжается знакомство с творчеством Моцарта, особенностями выразительности  музыки Моцарта. У. Ребята, сейчас на доске я напишу первое слово « Звучит ……»,а два остальных слова мы допишем позже с вашей помощью, а пока пусть звучит музыка: (исполняется «Маленькая  ночная серенада» В.А.Моцарта). Уч. –Какие чувства вызвала у вас музыка? Что вы можете о ней сказать? Дети. – Радостная, танцевальная и т.д. Учитель. –Мы попали на концерт современной музыки? (уч­ль играет на фортепьяно,  синтез­ре или баяне фрагмент). Д. – Нет, эта музыка старинная (альтернатива).возможно XVII­XVIII в.в. Кажется, что  танцуют на балу (величественно, речь может пойти о костюмах, репродукциях и др.).  У. – В какое время суток устраивались балы? Д. – Вечером и ночью. Уч. –В  этих звуках оживает облик старой Вены.(австрийской столицы), необычайно  музыкального города, где днем и ночью можно услышать было в XVIII  ­ XIX в.в. такую  музыку. Музыка, которую мы слушали так и называется «Маленькая ночная серенада». Как вы думаете русская эта музыка или нет.    Д. – Нет, эта музыка не русская (предпол. ответ). Уч. – Кто из композиторов прошлого мог бы быть автором этой музыки? Д. – Моцарт, Бах, Бетховен. У. –Вы назвали Баха, вероятно вспомнив «Шутку» из сюиты №2 (наигрывается фр.мелодии «Шутки» и фр. «Маленькой ночной серенады»). Вы помните, что у И.С.Баха в этом  произведении иной склад, как правило, полифония (освежить понятие), а в нашем случае –  исполняется мелодия и аккомпанемент «Маленькой ночной серенады» . Д. – Гомофонный склад (освежить понятие). Уч. – Может ли быть автором этой музыки Л.В. Бетховен? и исполняет для сравнения  главную интонацию Пятой Симфонии. Д. –Музыка Бетховена мощная, сильная, мужественная… Уч. – Тогда возможно это музыка В.А. Моцарта? Вы ведь встречались в начальных классах  с музыкой Моцарта? Д. –Да, С.Сороковой симфонией и с «Весенней песней». Уч. –наигрывает темы: гл. мелодию из Iой  части (экспозиция) Сороковой симфонии и  мелодию «Весенней песни». ­ Сравните! Д. –Здесь свет, прозрачность, радость, полет, воздушность, распахнутость и др.  Уч. –Это  действительно музыка Моцарта. Мы попали на концерт, в котором звучит  музыка Моцарта. (на доске уч. добавляет : «Звучит…Моцарт. Теперь, вспомнив музыку  Моцарта, найдите наиболее точное определение стиля композитора (музык. Почерка),  особенности его творчества. Д. –Его музыка нежная, хрупкая, прозрачная, веселая.  Уч. –Слово «Веселая» немного диссонирует. Всю жизнь веселым прожить нельзя, а чувство радости живет в человеке всю жизнь. Я согласен с вами и могу добавить к вашим словам, что музыка Моцарта радостная светлая, солнечная, счастливая. Читает эпиграф: «Вечный  солнечный свет…». В стиле Моцарта напойте мелодию «Маленькой ночной серенады  (вокализ). «Весенняя песня» исполняется. Как вы оцениваете свое исполнение? Ведь как  почувствуют, поймут стиль композитора, содержание муз. композитора исполнители так  поймут муз. произведение, а через него и композитора слушатели. Уч. –На  нашей воображаемой афише не хватает одного слова. Оно характеризует Моцарта через его музыку. Найдите это слово. Д. –Сегодняшний, нестареющий,…вечный … Уч. –Почему? Д. –Музыка Моцарта нужна людям сегодня и будет нужна всегда. Общаясь с такой  музыкой, человек сам  будет красивее и красивее будет его жизнь. (альтернативные  ответы). Уч. – Вы не будете против, если я напишу – «нестареющий» Д. – согласны. На доске написано : «Звучит нестареющий Моцарт!» Звучат начальные интонации «Лакримозы» Уч. –можно ли об этой музыке, сказать, что это – солнечный свет? Д. – Нет, это грусть, скорбь, будто цветок увял. Уч. –В  каком смысле? Д. – Как будто ушло из жизни что­то красивое. Уч. –Мог бы автором этой музыки быть Моцарт? Д. –Нет!... А возможно, и мог бы. Ведь музыка очень нежная, хрупкая, прозрачная. Уч. –Это музыка Моцарта. «Покой вечный дай им» ­ этими словами начинается древняя  молитва. Первое слово –«покой» и есть перевод с латыни слово – реквием так называется  произведение, которое сейчас прозвучало. – «Реквием» В.А. Моцарта – многочастное  произведение для смешанного хора, солистов и оркестра. Это произведение траурного  характера, исполнявшееся в церкви в память умершего. В основе его содержания молитвы  на латинском языке. Почитатели творчества В.А. Моцарта называют «Реквием» его «лебединой песней» Произведение необычное, как необычна и история его создания. Она окутана дымкой  тайны. Однажды к Моцарту, когда он был тяжело болен, пришел человек в черном, и не  назвавшись заказал «Реквием» Моцарт с большим вдохновением принялся за работу, не пытаясь даже узнать имя своего странного гостя, уверенный в том, что это был не кто  иной, как предвестник его смерти, и что «Реквием» он пишет для самого себя.  (Впоследствии выяснилось, что этот заказ сделал слуга графа Вальзега, который хотел  исполнить этот «Реквием» по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное  сочинение). Моцарта преследовал образ незнакомца в черном. Вот его письмо (Моцарта) к  другу, которое он написал в период работы над. «Реквиемом»: « В моей голове хаос, лишь  с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с моих глаз…Он  просит, он настаивает, он требует работы. …Чувствую –моё состояние подсказывает это – мой час пробил…А как прекрасна жизнь!» А.С. Пушкин в своей «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» так рассказал о  состоянии композитора (диалог Сальери ­ Моцарт):  Моцарт :   Мне день и ночь покоя не дает.  Мой черный человек. За мною всюду  Как тень он гонится…»   Это не случайно. Музыка «Реквием» не просто месса. В ней композитор, измученный  постоянными жизненными невзгодами, передал свои размышления о жизни и смерти, о  душе и Боге. Вместо задуманных 12 частей, Моцарт не закончил седьмую  –«Лакримозу»(«Слезную»), ­ он умер в 35 лет. Ученик Моцарта Зюсмайер дописал  заключительные части и сделал оркестровку (намеченную Моцартом). Ранняя кончина композитора остается загадкой до сих пор. Ребята, мы сейчас займемся расследованием смерти Моцарта. Есть несколько версии: I.       В день похорон за гробом Моцарта шли несколько ему близких людей. Среди них был один очень богатый. Моцарта же хоронили как нищего, бродягу в большой телеге без  кузова. На кладбище дно телеги над ямой выдвигалось и покойник падал в общую могилу.  Сопровождавшие тело люди на территорию кладбища не вошли. Они сослались на ливень,  который вынудил их уйти домой. Газеты того времени отмечали, что день был солнечный.  Ваша версия.  Д. – Не хотели знать место захоронения, из мести, зависти хотели… забыть его и др. Уч. – Жена в день похорон (Констанца в девичестве Вебер) не присутствовала   на   процессии. Она сказалась больной. Пришла на кладбище через … год? Почему? Д. – версии … Уч. – Всему вышесказанному есть объяснение. Император Йозеф II (Австрия) ввел  строгую регламентацию ритуала похорон, чтобы не допускать возникновение и  рассмотрение эпидемий чумы и черной оспы. Поэтому похороны и происходили указанным выше способом. II.                Можно рассмотреть версию о мести масонов (при немногом времени) III.              Уч. Но Моцарт сам перед кончиной был убежден, что его отравили.  Подозревался придворный композитор Сальери. Этой версии верили многие. Почему?  Д. –Сальери был менее талантлив, чем Моцарт и завидовал ему …далее... Уч. –Если вы не возражаете, я прочту: отрывок из произведения А.С. Пушкина «Моцарт и  Сальери». (начинается сцена со слов : «Слушай же, Сальери,  мой «Реквием»…Звучит  «Лакримоза»). По окончании Уч. –трудно говорить после такой музыки, да наверное, и не надо.  (Озвучивает запись на доске: ­ « Звучит  нестареющий Моцарт» . Это, ребята, не просто три слова на доске, это строка из стихотворения поэта Виктора Бокова, а начинается оно со  слова «Счастье»:  Счастье! Звучит нестареющий Моцарт! Музыкой я несказанно обласкан Сердце в порыве высоких эмоций Каждому хочет добра и согласья. 4 этап – повторение пройденного 5 этап – самопроверка знаний. ­ Итак, ребята, давайте вспомним, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке, а  поможет нам небольшой тест на презентации,  отвечая на вопросы, мы будем сами проверять себя, так как на презентации сначала  высвечивается вопрос, мы отвечаем на него, а затем на презентации выходит правильный  ответ. 6 этап – Подведение итогов. Рефлексия Сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и глубокой жизненной  правде. “Маленькая ночная музыка” ­ соответствует настроению ночного праздника, “Лакримоза” ­ глубоко передает настроение человеческой скорби. Так музыка одного  композитора может заставить нас улыбнуться и испытать печаль. А закончить сегодняшний урок я хочу песней Булата Окуджавы «Песня о Моцарте» Жизнь и творчество В.А. Моцарта. Приложение 1 ­ ­ ­ ­ ­ Вольфганг Амадей Моцарт родился в старинном, очень красивом городе  Зальцбурге, расположенном на берегах реки Зальцах. Отец Моцарта был образованным и  серьезным музыкантом. Он служил при дворе князя, правителя Зальцбурга. Леопольд  Моцарт играл на скрипке, органе, руководил оркестром, церковным хором, писал музыку.  Помимо того, отец Моцарта был превосходным педагогом и добрым заботливым отцом.  Обнаружив талант у сына, он сразу же стал с ним заниматься. В три года Вольфганг уже находил на клавесине консонирующие интервалы и радовался их благозвучию. Четырех лет он повторял за старшей сестрой, тоже одаренной  музыкантшей, маленькие пьесы, моментально их запоминая. А в пять лет Вольфганг  сочинил концерт для клавесина. К шести годам маленький музыкант исполнял сложные  виртуозные произведения. Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за  инструмент. Наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не  переутомился. За это же время мальчик овладел игрой на скрипке и органе. Родители и их  друзья удивлялись такому невероятному таланту. Леопольд Моцарт не хотел, чтобы жизнь  Вольфганга была такой же тяжелой и однообразной, как и его собственная. Ведь несмотря  на его многолетнюю непосильную работу, семья Моцартов иногда не имела средств  расплатиться с долгами.  Поэтому рано созревший талант сына  рождает надежду устроить его жизнь  по иному – более интересно и обеспеченно. Отец решает везти своих талантливых детей в  концертное путешествие. И вот шестилетний музыкант едет завоевывать мир! Поездка по разным странам, продолжавшаяся  четыре года, превратилась в  триумфальное шествие. Концерты маленького Моцарта вызывали бурю восторга и  удивления. Детей осыпали подарками. Программа Вольфганга поражала своим  разнообразием и трудностью. Мальчика называли «чудом XVIII века». ­ ­ Занимала публику и внешность маленького виртуоза. Одетый в расшитый  золотом костюм, в завитом парике, он походил на волшебную куклу. Ради забавы  слушатели заставляли ребенка играть с закрытыми глазами. Жаль только, что все это было  слишком утомительно для ребенка. (Рассказ о дальнейшей судьбе композитора продолжает учитель): когда  Вольфганг вырос и стал прославленным композитором, знатная публика потеряла к нему  интерес. Ведь он уже не был чудо­ребенком. У него появилось много завистников, которые  боялись померкнуть в лучах его славы. Только люди по­настоящему любили искусство,  восхищались музыкой Моцарта и помогали ему в трудные минуты жизни. Доверчивый,  отзывчивый и добрый он всегда помогал друзьям. Сам же впадал все в большую нужду.  Непрерывная  чрезмерно насыщенная творческая деятельность и вместе с тем лишения  и  невзгоды быстро подтачивали силы композитора.

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта

Конспект урока по теме: В чем сила музыки Моцарта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2017