Конспект урока по теме: "Живая связь времен"
Оценка 5

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
31.03.2017
Конспект урока по теме: "Живая связь времен"
Цели: 1. Помочь осознать младшим школьникам причастность к прошлому своей семьи. 2. Ознакомить учащихся с первичными представлениями о поколении, родословном древе, происхождении имён и фамилий. 3. Формировать у детей чувство уважения к опыту и жизни предшествующих поколений как в своей семье, так и в обществе в целом. Задачи: Познавательные: 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Конспект урока окр мир 3 кл.doc
Окружающий мир (3­й класс)  ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО  Урок 2.  ГЛАВА I. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ Тема: ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН  Цели:  Помочь осознать младшим школьникам причастность к прошлому своей семьи.   Ознакомить   учащихся   с  первичными   представлениями   о  поколении,   родословном   древе,   происхождении   имён   и фамилий.   Формировать у детей чувство уважения к опыту и жизни предшествующих поколений как в своей семье, так и в обществе в целом. Задачи:   Познавательные: 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные: 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные: 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов   –  Наверняка   у   многих   из   вас   дома   хранятся   старые   фотографии,   книги, Познавательные УУД Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. украшения. Можно ли сказать, что, разглядывая старые вещи, слушая рассказы бабушек   и   дедушек   «про   старину»,   мы   словно   заглядываем   в   прошлое,   в   те времена, когда ваши родители были такими же, как вы сейчас? (Да, можно.) На доске появляется запись: «В прошлое возвратиться можно». –  Ребята, а вам хотелось бы на самом деле, по­настоящему побывать в прошлом, поиграть со своими ещё не выросшими родителями, увидеть бабушку и дедушку молодыми (и т.д.)? ( Да, хотелось бы.)  –  Можем ли мы это сделать? (Нет, по­настоящему попасть в прошлое нельзя.) На доске появляется запись: «В прошлое возвратиться нельзя». –  Что вас удивляет? Какой вопрос нам нужно будет сегодня решить? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Существует ли связь времён, связь между прошлым и настоящим?  Проблема урока записывается на доску.     ­ Какая тема урока? Цель урока?  ­ Выскажите  свои предположения (версии) по проблеме урока.  Ученики высказывают свои мнения. Начинаем со слов: «я считаю, моя точка зрения, я думаю…» – связи времён нет, так как нельзя жить в прошлом, мы все живём в настоящем; – связь времён есть, так как без прошлого не могло бы быть настоящего; –  от людей, которые старше  нас, мы узнаём о прошлом, но самого прошлого сейчас нет; –  мы   были   в   музее   и   видели   старинные   вещи,   которые   принадлежали   нашим прабабушкам, значит, частицы прошлого есть и сегодня… От проблемы урока ­ стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии («связь времён есть», «связи времён нет»). 1. Развиваем умения  извлекать информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные  УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои  мысли в устной форме. 4. Умение работать в  паре и в группах. Сегодня работаем в группах. У каждой группы – лист достижений, в котором прописаны все задания урока.  И у каждого ученика – оценочный лист урока. Первое задание – составить план урока.  –   Какая группа готова ответить? Остальные группы – контролируют ответ.  1. Определяем проблему урока 2. Вспоминаем то, что знаем 3. Решаем проблему, открываем новые знания 4. Сравниваем свой вывод с авторским 5. Применяем новые знания – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? Цвет?  ­ Какая технология нам помогает учиться?  ­ Оцените работу своей группы.   Выполните самооценку на оценочных листах урока. Возвращаемся к плану урока – определяем проблему.  ­ Откуда возьмем информацию? Учебник с. 8. Прочитайте текст, отмеченный условным знаком.  ­ Какую основную мысль высказала мама?  ­ Анюта согласилась с мамой?  ­ Какое противоречие заметили?  ­ Какой возникает вопрос?  ­ Кто из них прав? Следующий пункт плана ­ ­ Одной из самых замечательных  традиций является традиция собирать и хранить реликвии.  Я просила вас дома найти и выписать из толкового словаря значение  слова реликвия, прочитайте, пожалуйста, вашу запись.  «Реликвия – свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими,  религиозными или семейными событиями прошлого»  ­ Обратите внимание на выставку (у доски) самых ценных в семье вещей, вещей  когда – то принадлежавших вашим прабабушкам, прадедушкам, бабушкам,  дедушкам и другим родственникам. Кто хочет рассказать о них?  ­ В конце своего выступления сделайте вывод: существует связь времен или  нет? (Например: «Я считаю, что связь времён есть, потому что у нас дома  сохранились медали и пилотка моего прадедушки. Он уже давно умер, но его  вещи напоминают нам о нём».)  ­ Вот, ребята, это и есть живая связь времён. Мы сегодня держим в руках вещи из прошлого   века,   прошлого   тысячелетия,   которыми   пользовались   наши   предки. Храните их бережно, как самое ценное в ваших семьях! Вернемся к проблеме урока –  Микроитог – связь времен существует через реликвии. Определите  новую задачу   – найти еще одно доказательство существования  связи времен. Оцените работу своей группы.   ­ Над каким умением мы сейчас работали?  Оценивать себя и свои поступки.   Личностные . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  Поиск решения  проблемы. результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности.   Работа в учебнике. 1. Поколение. Родословное древо.    «Что было – видели деды, что будет – увидят внуки». –   Вы рассказали о вещах, которые связывают нас с прошлым.   Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились? Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+».  –  Только ли вещи связывают нас с прошлым?   ­ Давайте внимательно рассмотрим фотографии, представленные  на с. 8 учебника.  ­ Работать будем в группах. Задание – найти общее и различия в фотографиях. Различия:  первая   фотография   цветная,   а   вторая   –   чёрно­белая.   Вторая фотография кажется более старой, чем первая.  Общее: на обеих фотографиях изображены семьи. Можно найти черты сходства между  людьми,   изображёнными   на   разных   фотографиях:   усы   у   мужчины   со второй   фотографии   такие   же,   как   у   дедушки   с   первой,   причёска   молодой женщины похожа на прическу бабушки с другой фотографии. Девочки с обеих фотографий очень похожи друг на друга, хотя родители у них явно разные.  ­ Есть ли связь между этими фотографиями?  ­ Какая группа готова ответить? Остальные ­  проверяют себя. (На первой изображены бабушка и дедушка Анюты и Илюши в молодости и их мама в детстве, а на второй – семья Диминых сегодня.) Оцените работу своей группы.  ­ А кто знает, как можно назвать людей, которые родились и живут в одно время: Люди, которые родились и живут в одно время, называются поколением  .  ­ Давайте подсчитаем, сколько поколений изображено на первой фотографии, а сколько на второй.  ­ А сколько поколений живет в Вашей семье?  ­ Рассмотрим  иллюстрацию на с. 9 учебника и ответим на вопросы.  ­ Что за дерево здесь изображено?   ­ Сколько поколений семьи Диминых оно охватывает, куда оно уходит своими корнями?   ­ Что обозначают корни дерева? А листочки?  ­ Такое дерево называется родословным древом,  его корни уходят в прошлое, в старину, в те времена, когда жили предки Анюты и Илюши.  ­ Назовите значение словосочетания:  родословное дерево.    ­ Его может составить каждая семья, которая хотела бы узнать о своих предках намного больше.    ­ Вернемся к теме урока ­  Микроитог – связь времен существует через связь поколений. Определите  новую задачу   – найти еще одно доказательство существования  связи времен.  ­ Когда мы рассматриваем фотографии, мы возвращаемся в прошлое.  ­ Сегодня у нас выставка фотографий из ваших семейных альбомов. На них  запечатлены счастливые моменты жизни ваших семей. Расскажите нам о них. Выступления детей.  Вернемся к теме урока ­  Подведем микроитог – связь времен существует через фотографии. Оцените работу своей группы.  ­ Над каким умением мы сейчас работали? ­ Собирать и хранить фотографии – это одна из семейных традиций. Она нужна  для того, чтобы надолго в нашей памяти оставались дорогие нам люди, важные  события.  ­ Я просила вас дома найти и выписать из толкового словаря значение слова  традиция, прочитайте, пожалуйста, вашу запись. ( Традиция – преданье, всё, что устно перешло от одного поколения к другому).  ­ Продолжаем урок. Наша новая задача – найти еще одно доказательство  существования связи времен. 2. Происхождение фамилий.    «В лицо ребёнок себя не знает, а имя своё ведает».  ­  Имена у взрослых обычно двойные – Татьяна Владимировна, например.   ­ Откуда берётся первая часть имени? (Дают родители.)    ­   Откуда   вторая   и   как   она   называется?   (Переходит   по   наследству   от   отца, называется отчеством.)   ­ А как называется общее имя, которое носит вся семья? (Фамилия.)   ­ Откуда же берётся у семьи фамилия?  ­   Прочитаем   диалог  героев   в   учебнике   до   слов   «превратились   в   фамилии»   и выполним  задание на с. 10. Русские фамилии – это наследуемые официальные наименования, указывающие  на принадлежность человека к определенному роду. В России в различных  общественных слоях фамилии появились в разное время. Первыми в XIV–XV  веках их приобрели князья и бояре. Обычно они давались по названиям их  владений. Также среди них немало фамилий иностранного, особенно восточного, происхождения, поскольку многие дворяне прибывали на службу к царю из чужих земель. Фамилии обычно образовывались:  от имени предка (Иван – Иванов, Сергей – Сергеев, Сидор – Сидоров).    от места жительства (Опушкин, Заречный, Донской)  от названия города или местности, из которой происходил человек  (Москвитин, Калужин);   от профессии, должности предка (Башмачников, Сапожников, Извозчиков,  Бердников, Денщиков, Знахарев, Лучников);   от порядка рождения (Первак, Третьяк);   от этнического происхождения предка (Литвинов, Татаринов, Хохлов),   от внешних признаков (Носов, Седов).  ­ Фамилию не зря называют знаменем рода, передаваемым из поколения в  поколение. Она символизирует принадлежность человека к определенному роду.  Раскрыв тайну ее происхождения, можно узнать, на какой земле жил  родоначальник, чем он занимался. Фамилия – это символ привязанности каждого  к древности.  ­ А что вы знаете о своих фамилиях? – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? Оцените работу своей группы. Имена. ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. Существует раздел лингвистики – ономастика (от греч. onomastikos – искусство  давать имена), изучающая собственные имена, историю их возникновения,  географическое распространение. Ведь имена людей – это часть истории народов. В них отражается все: быт, верования, желания, надежды, перемещения…  –  Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня  выяснить? (Существует ли связь между прошлым и настоящим?) Работа в группах. Обсуждаем ответ.  –  Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы.  ­ Связь между прошлым и настоящим есть, она осуществляется через вещи, имена и фамилии, фотографии, праздники и обычаи, доставшиеся нам от прошлых поколений.  ­ Давайте сравним свой вывод с авторским – с. 11. Применение нового знании:  ­ отвечаем на  вопросы  1–2 после текста. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную рефлексию. ТОУУ VΙ . Домашнее  задание.  ­ Задания группам – на листах.  Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.  Обязательное задание для всех: подготовить устный ответ на один из вопросов № 4–6  после   текста.  Учитель   может   предложить   желающим   ученикам   прочитать тему полностью, выполнить задания из рабочей тетради к теме 1, если они не были выполнены в классе, а также выбрать одно из творческих заданий: 1. С помощью дополнительной литературы узнай, что обозначает твоё имя, из какого языка оно пришло, какими качествами наделяют обладателя этого имени. Подумай, есть ли эти качества у тебя. Оформи своё исследование на альбомном листе и прими участие в выставке «Тайна имени». 2. Напиши или нарисуй, какие обычаи, праздники, памятные вещи сохранились в вашей   семье   от   бабушек,   дедушек   или   ещё   более   ранних   поколений родственников. Прими участие в выставке «Живая связь времён». Также по желанию ученики выполняют задание актуализации на с. 12. V. Итог урока. – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Что нового узнали? – Где пригодятся знания?

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"

Конспект урока по теме: "Живая связь времен"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017