Конспект урока по теме: Зрелища на Руси в средние века, 4 класс. История театрального искусства
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Конспект урока по теме: Зрелища на Руси в средние века, 4 класс. История театрального искусства

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
МХК +2
Взрослым
01.05.2017
Конспект урока по теме:  Зрелища на Руси в средние века, 4 класс. История театрального искусства
Данный материал содержит информацию о зрелищах на Руси в средние века: деятельности скоморохов, о жанрах скоморошьего искусства. Учащиеся узнают, кто такие скоморохи, из чего состоял их репертуар, на каких музыкальных инструментах они играли. Учащиеся узнают, что скоморохи были до 17 века единственными представителями светской музыки на Руси...Конспект урока по теме: Скоморохи. Жанры скоморошьего искусства.
Урок 28.doc
Урок 27­28. Тема:   Зрелища   на   Руси   в   средние   века:   скоморохи,   жанры   сморошьего искусства. Цель:   повторить   материал   прошедших   уроков   по   теме   «Зрелища средневековой Европы», познакомить учащихся с периодом средневековья на Руси. Ход урока I. II. Контрольная работа 1. Назовите первые зрелища западной Европы (публичные казни) 2. Кто такие трубадуры, труверы, миннезингеры? 3. Чем отличаются труверы от миннезингеров? 4. Для чего проводились рыцарские турниры? 5. Откуда появилось слово «карнавал»? Для   России   скоморошество   и   шутовство   ­     явление   весьма характерное в историческом смысле и имеет общую историческую основу, народную окраску, довольно резкую и отличительную, как и прочие стороны российской истории. Кто же такие скоморохи? Скоморохи – русские средневековые актеры, одновременно   певцы,   танцоры,   дрессировщики   животных,   музыканты   и авторы   большинства   исполнявшихся   ими   словесно­музыкальных   и драматических   произведений.   Обязанностью   скоморохов   было   забавлять своих современников. Однако в то же время эти люди часто были сеятелями истины, потому­то история и упоминает их имена с некоторым сочувствием. Репертуар   скоморохов   состоял   из   шуточных   песен,   пьесок,   социальных сатир   («глум»),   исполняемых   в   масках   и   «скоморошьем   платье»   под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем   был   закреплен   определенный   характер   и   маска,   которые   не менялись годами. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в свое представление. Скоморошить, то есть петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, мог всякий.  Но   скоморохом­умельцем   становился   и   назывался   только   тот,  чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью. «Всяк   спляшет,   да   не   как   скоморох»,   –   говорит   русская   поговорка.   Так 1 постепенно   создавалась   почва   для   того,   чтобы   искусство   скоморохов   в дальнейшем сделалось их профессией, ремеслом. Скоморошество   представляло   единственную,   соответствовавшую   вкусам народа в течение многих веков, форму развлечения и утехи, заменявшую ему вполне   новейшую   литературу,   новейшие   сценические   зрелища.   Скоморохи были   древнейшими   в   России   представителями   народного   эпоса,   народной сцены.   Они   же,   вместе   с   тем,   были   и   единственными   представителями светской музыки в России, а потому вся первая многовековая эпоха истории русской светской музыки до середины 17 века может быть названа эпохой скоморохов. Таким образом, скоморошество – неотъемлемая часть русской культуры, рожденная самим народом, служившая людям и обеспечившая потребность человека   в   самовыражении   и   совершенствовании.   Как   исконно   народное явление,   скоморошество   представляет   образец   естественного, ненасильственного, развития творческой сущности народа. Зародившись почти с образованием Руси, скоморошество просуществовало несколько столетий. Именно оно стало родоначальником не только музыки, но театра, танца и других культур на Руси. Согласно   словарю   Даля   В.,   «скоморох   –   музыкант,   дудочник,   сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляскою, песнями,   шутками,   фокусами;   потешник,   ломака,   гаер,   шут;   медвежатник; комедиант, актер и пр.». Народ скоморохам давал всевозможные названия: они именем глумцов и смехотворцев, плясунов и глумотворцев. Разнообразные  названия  происходили  оттого, что скоморохи   имели   обыкновение   рядиться   в   различные   костюмы,   которые могли бы рассмешить толпу. известны   под     были   Впервые слово «скоморох» встречается в «Повести временных лет» в 1068 г. Однако это не дает оснований утверждать, что скоморохи на Руси стали известны лишь во второй половине XI в. Народная культура восточных славян была пронизана игровыми элементами, о чем свидетельствует немалое количество документов. Для обозначения людей, занимавшихся увеселениями народа, употреблялись другие термины: «веселые», «глумотворцы» (глум – 2 игра), «плясцы», «гудцы» или «гудошники» (музыканты) и другие. В обиход слово «скоморох» вошло и стало привычным лишь в XV–XVI вв. В самом конце XIX в. оригинальную версию предложил H.П. Кондаков. По его мнению, «скоморох» есть искаженное «скоромох», от скора (шкура), равно мех, т.е. «ряженый зверем человек». Большое   число   документов   свидетельствует   о   том,   что   скоморохи являлись участниками различных увеселений и праздников, приуроченных к языческому   календарю.   Упоминаются   игрецы   и   при   описании   торжеств   и пиров в княжеских теремах. В частности, в «Житии Феодосия» речь идет о веселье при дворе князя Святослава с привлечением певцов и музыкантов. Следующая ступень формировании смеховой зрелищной культуры и ее представителей   –   скоморохов   –   ряжение,   которое   тесно   связано   с пародийными похоронами. Ряжение   в   контексте   игры   обладает   некоторыми   признаками, роднящими   его   с   театральным   действием:   во­первых,   попытка   выйти   за пределы   самого   себя,   стать   нетождественным   своему   «я»,   во­вторых, стремление как можно точнее передать существенные черты изображаемого. Вот как описывает свидетель такого рода комическое представление: в избу вбегают   ребята,   ряженые   кикиморами,   «одетые   по­старушечьи   во всевозможные   лохмотья   и   тряпки,   с   горшком,   накрытым   тряпицею   и заменявшим кокошник на голове, чтоб как можно более походить на кикимор, т.   е.   ведьм».   Не   вызывает   сомнения   смеховой   эффект   такого   спектакля. Наверняка   представления   ряженых  шли  при   активном   соучастии  зрителей, которые должны были изображать испуг, «подыграть» весельчакам. К тому же игра на публике стимулировала творческую фантазию ряженых: каждый из них   старался   как   можно   дольше   быть   неопознанным,   а   это   требовало тщательной гримировки, высокой техники выполнения масок, театрального перевоплощения. Так постепенно складывались основные элементы искусства народных потешников – скоморохов. Акту   комических   похорон   и   шуточного   убиения   предшествовала продолжительная   игровая   последовательность.   Например,   на   похоронах Костромы   (так   называли   большую   куклу,   изображающую   покойника) играющие разделялись на две большие группы, одна из которых изображала отчаяние,   плач   по   «убиваемой»,   другая   же   сопровождала   смехом   ее 3 потопление или сожжение и осмеивала сочувствующих Костроме. После игры обе стороны с веселыми песнями возвращались в деревню. При дворе русских царей существовала особая Потешная палата, где были   собраны   представители   различных   жанров   скоморошьего   искусства: музыканты,   плясуны,   канатоходцы,   песенники   и,   конечно   же,   умельцы, разыгрывавшие комические сценки. Жили скоморохи также в вотчинах или у зажиточных бояр. Оседлые скоморохи. При   организации   различных   религиозных   спектаклей­мистерий,   в частности  «Пещного действа»,  Русская православная церковь прибегала к услугам царских или княжьих скоморохов, беря их «напрокат» у владельцев. В данном амплуа потешники назывались халдеями. В «Пещном действе» они исполняли   роли   царских   слуг   (халдеев)   из   окружения   владыки Навуходоносора,   которые   разжигали   огонь   в   печи   (отсюда   и   название «пещное» от слова «пещь» – печь) для сожжения христианских отроков, не пожелавших   поклоняться   «кумирическим»,   т.   е.   «языческим»   богам.   По текстам   их   ролей,   а  они   сохранились   в   различных   вариантах,  насыщенных бытовыми   словами,   просторечивыми   оборотами,   можно   представить,   что скоморохи   в   ролях   халдеев   изображали   обыкновенных   деревенских мужичков, с удивлением и одновременно с иронией относившихся ко всему происходящему по сюжету церковного действа. Интересно! Для «прокорма»  владельцы отпускали «веселых» на некоторое время «на гастроли» в близлежащие районы, где они зарабатывали себе на жизнь, конкурируя с «походными» игрецами. Подтверждение этому обнаруживается в   челобитной   четырех   скоморохов,   владельцем   которых   был   князь   Иван Шуйский. Потешники жаловались на лихоимство некоего Андрея Крюкова, ограбившего их во время «промысла». В полной мере комическое искусство проявилось в деятельности особой группы потешников – «походных» скоморохов.  «Походные» игрецы постоянно находились в массе народа, жили его бедами   и   радостями.   К   тому   же   репертуар   их   был   социально   заострен   и актуален, поскольку они выступали, как правило, перед простым народом и могли пользоваться большей свободой, чем княжьи или боярские потешники. 4 Интересно! По   своему   общественному   положению   «походные»   принадлежали   к самым   бесправным   слоям   населения.   Так,   величина   «бесчестья»,   т.   е. компенсации за причиненный ущерб, для «описного» (оседлого скомороха) была в 400 раз выше, чем для «походного». «Походные» в табели о рангах приравнивались к низшим слоям населения. Даже городские нищие стояли выше их по социальному положению.    крамольных, Именно   тяжелым,   бесправным   положением   объясняется   наличие   с   точки   зрения   церковных   и остросатирических,   произведений   в   репертуаре   «походных» государственных   властей, потешников.   Ведь,   по   остроумному   замечанию  Карела   Чапека,   «шутят, скорее,   в   затруднительном   положении,   попав   в   беду,   чем   на   вершине счастья и успеха... Юмор – это всегда немножко зашита от судьбы». Пожалуй, не было в средневековой Руси уголка, который не посещали бы потешники, а, следовательно, их число было достаточным для того, чтобы «обслужить» все население тогдашней русской земли. В XIII веке скоморошество на Руси пошло на убыль. Сказались татаро­ монгольское   разорение,   а   также   враждебное   отношение   к   ним   со   стороны церкви   и   княжеской   власти,   которые   зачастую   становились   объектами насмешек этих народных сатириков.  Со   временем   древнейший   представитель   народной   поэзии   скоморох­ певец (домрачей, гусельник), певец мифических, богатырских и исторических песен, уступает место представителям зарождающегося с конца 16 в. русского литературного   стиха.   Скоморох­гудец   (гусельник,   домрачей,   волынщик, сурначей),   игрок   для   плясок,   превратился   в   музыканта­инструменталиста (оркестрового   или   солиста),   меняющего   гусли   или   домры   на   инструменты современного западноевропейского оркестра. 5 6. Назовите первые зрелища западной Европы. Контрольная работа 7. Кто такие трубадуры, труверы, миннезингеры? 8. Чем отличаются труверы от миннезингеров? 9. Для чего проводились рыцарские турниры? 10.Откуда появилось слово «карнавал»? 11.Назовите первые зрелища западной Европы. Контрольная работа 12.Кто такие трубадуры, труверы, миннезингеры? 13.Чем отличаются труверы от миннезингеров? 14.Для чего проводились рыцарские турниры? 6 15.Откуда появилось слово «карнавал»? 7

Конспект урока по теме: Зрелища на Руси в средние века, 4 класс. История театрального искусства

Конспект урока по теме:  Зрелища на Руси в средние века, 4 класс. История театрального искусства

Конспект урока по теме: Зрелища на Руси в средние века, 4 класс. История театрального искусства

Конспект урока по теме:  Зрелища на Руси в средние века, 4 класс. История театрального искусства

Конспект урока по теме: Зрелища на Руси в средние века, 4 класс. История театрального искусства

Конспект урока по теме:  Зрелища на Руси в средние века, 4 класс. История театрального искусства

Конспект урока по теме: Зрелища на Руси в средние века, 4 класс. История театрального искусства

Конспект урока по теме:  Зрелища на Руси в средние века, 4 класс. История театрального искусства

Конспект урока по теме: Зрелища на Руси в средние века, 4 класс. История театрального искусства

Конспект урока по теме:  Зрелища на Руси в средние века, 4 класс. История театрального искусства

Конспект урока по теме: Зрелища на Руси в средние века, 4 класс. История театрального искусства

Конспект урока по теме:  Зрелища на Руси в средние века, 4 класс. История театрального искусства

Конспект урока по теме: Зрелища на Руси в средние века, 4 класс. История театрального искусства

Конспект урока по теме:  Зрелища на Руси в средние века, 4 класс. История театрального искусства
скачать по прямой ссылке

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку