Конспект урока по теме:ОТ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА – К ПРАВИЛЬНОМУ НАПИСАНИЮ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 139 ОТ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА – К ПРАВИЛЬНОМУ НАПИСАНИЮ Цель: обучить работе с непроверяемыми написаниями с опорой на этимологический анализ. Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Иконка файла материала русский.docx
Урок 139 ОТ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА – К ПРАВИЛЬНОМУ НАПИСАНИЮ Ц е л ь :  обучить   работе   с   непроверяемыми   написаниями   с   опорой   на этимологический анализ. Планируемые   предметные   результаты:   Участвовать   в   устном   общении   на   уроке, соблюдать   правила   речевого   поведения.   Самостоятельно   читать   тексты   учебника, извлекать   из   них   информацию.   Наблюдать   за   использованием   языковых   средств, анализировать их. Формируемые УУД:  Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей  беседе,  выполняя принятые  правила  речевого  поведения,  слушать  собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – Сколько орфограмм вы выделили в отрывке? – Какие орфограммы вы считаете сложными? – В каких словах необходимо проверять безударную гласную в корне? – Какие окончания надо проверять? – В каких словах требуют проверки парные согласные? III. Работа по теме урока. 1. С л о в а р н о ­ о р ф о г р а ф и ч е с к а я   р а б о т а . зелень   тетрадь   лошадь   осень   огонь   стебель – Что общего у этих слов? – На какие две группы их можно разделить? – Убирайте из ряда по одному «лишнему слову, чтобы осталось только выделенное. Огонь – лишнее, так как безударная гласная в первом слоге. Стебель – лишнее, так как мужского рода. Осень – лишнее, так как начинается с ударного гласного. Зелень – лишнее, так как нет парной согласной на конце. Лошадь – лишнее, так как гласная в корне проверяется. – Расскажите все, что вы знаете о слове ТЕТРАДЬ. 2. У п р а ж н е н и е  569. – Какие старинные слова помогли вам запомнить написание современных? – О чем говорится в первой части текста? – О чем во второй? – Отметьте в первой части все написания, требующие объяснения.– Из слов ТКАНЬ, ПЛАТЬЕ, ПОЛОТЕНЦЕ какие будут склоняться одинаково? Почему? – Просклоняйте два слова, относящихся к разным типам склонения. 3. У п р а ж н е н и е  570. (Коллективно   по   заданию   учебника   выписать   5   слов.   В   случае необходимости   пользоваться   материалом,   помещенным   в   этимологическом словаре.) Балкон (от балка – бревно). Береза (от белый). Библиотека (от библио + тека = книга + хранилище). Велосипед (от велосис + педис = быстрый + нога). Вокзал  (от собственного имени человека, владельца зала развлечений, – Вокс). Волейбол (от волей + бол = полет + мяч). Деревня (от слова дерево, первое значение – место, очищенное от леса). Животное (от живот – жизнь). Завтра, завтрак (от древней падежной формы заутра – после утра). Здравствуйте (возникло как пожелание здоровья). Карандаш (от кара + даш = черный + камень). Картина, картон (того же корня, что и карта). Коричневый  (через несколько других слов от  кора,  корица  – маленькая корочка). Лопата (от исчезнувшего слова лопа, лопастый – с широким концом). Медведь (мед ведает). Пирог (от слова пир). Платок (от слова плат – кусок материи). Помидор (из слов поми + д + оро – яблоко из золота). Рюкзак (от рюк + зак = спина + мешок). Спасибо (от спаси, Бог)... 4. У п р а ж н е н и е  571. Работа в парах. – С каким секретом слов вы встретились? – Если я называю слово с проверяемой гласной в корне, вы подпрыгиваете. Если я говорю слово с непроверяемой гласной в корне, вы хлопаете в ладоши. Пальто, лесок, листок, пенал, морковь, река, весло, весна, мороз, кефир, кусты, альбом, звезда, вокзал. – Почему, услышав слово КУСТЫ, вы не выполнили задание? 5. У п р а ж н е н и е  572. – Прочитайте текст. Как можно его озаглавить?– Объясните орфограммы на месте пропусков. – Запишите подчеркнутые глаголы в формах: а) прошедшего времени, ед. числа, жен. рода; б) будущего времени, 2 лица, ед. числа. – С какими орфограммами вы встретились в их написании? – В какой форме окончания личные, в какой – родовые? IV. Самостоятельная работа. Учащимся   предлагается   задание   на   карточке,   которое   сопровождается несколькими   ответами,   из   которых   один   правильный,   а   остальные неправильные. Учащиеся должны выбрать правильный ответ. № 1 Слова .втобус г.раж к.мбайн помн.ть ве.ть мес.ц № 2 Слова п.ченье п.рог плав.ть меб.ль обид.ть в.сток № 3 Слова вп.ред ж.вотное замет.ть к.нфета к.ртофель щ.нок 1 а а о и и я 1 и и о е е о 1 е е и о о е Ответы Ответы Ответы 3 а о о и я я 3 е и а е е о 3 е и и а а е 2 а а о и я я 2 е и а е и о 2 е и е о а е 4 а а о и я е 4 е е а е е о 4 е и и о а е Количество разных карточек может соответствовать количеству детей в классе. За время, отведенное на эту работу, дети успеют выполнить задание на 5–10 карточках, обмениваясь ими друг с другом.В тетрадях достаточно записывать номер карточки и номер ответа. Например: № 2–3; № 3–4; № 1–2 и т. д. V. Итог урока. Домашнее задание: продолжить выполнение задания № 570.

Посмотрите также