Урок 136
ПОГОВОРИМ О ЗНАЧЕНИИ СЛОВ
Цель: обобщать знания о синонимах и антонимах, совершенствовать точность речи; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 136
ПОГОВОРИМ О ЗНАЧЕНИИ СЛОВ
Ц е л ь : обобщать знания о синонимах и антонимах, совершенствовать
точность речи; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какую пословицу вы записали вместо заголовка?
– В каких предложениях были пропущены запятые? Объясните их
постановку.
– Какие знания вам потребовались для решения орфографических задач?
(Взаимопроверка.)
III. Актуализация опорных знаний.
1. О к а к о м с в о й с т в е некоторых слов мы говорили на прошлом уроке?
(О многозначности.)
Игра «Объясни, коль понимаешь».
К доске вызываются семь учеников. Учитель читает стихотворение, а
ребята по порядку должны объяснить по одному значению слова СТАВИТ
(после прочтения всего стихотворения).
В случае если ученик, стоящий у доски, затрудняется ответить, то он
имеет право обратиться за помощью к другу.
Пять рабочих ставят дом,
Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь –
С головой в нее уйдешь.
Ставит счетчики монтер.
Ставит фильмы режиссер.
Снял он сказку «Колобок»,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пирогиПодойди и помоги.
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи! Не плачь!»
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.
С. Демыкина
– Какими словами вы пользовались, чтобы объяснить значение слова в
каждом из случаев? (Близкими по значению.)
– Как называют близкие по значению слова в русском языке?
2. У п р а ж н е н и е 554.
– Прочитайте пары слов (с. 15, задачник).
– Как вы думаете, почему между словами поставлены разные знаки?
– Как называются противоположные по значению слова?
– Запишите пары в два столбика (синонимы и антонимы), решая
орфографические задачи.
– Назовите части речи среди синонимов; среди антонимов.
3. У п р а ж н е н и е 555.
– Как вы объясните: зачем в речи нужны синонимы? Ведь значение у них
похоже.
– Прочитайте предложения, содержащие синонимы. На каждый случай
подберите еще хотя бы по одному синониму.
– Как решите орфографическую задачу в первом предложении?
– Какой звук обозначают первые две буквы в этом слове?
– Если я называю синонимы – вы приседаете,
Если я называю антонимы – вы встаете.
Идти, шагать, бежать – стоять; друг, товарищ;
Белый – черный; грязь – чистота; прыгать, скакать;
Друг – враг; греметь, грохотать; жесткий – мягкий.
– У каких частей речи могут быть синонимы и антонимы?
– Приведите примеры на каждый случай.
4. – О т к р о й т е т а й н у слов из сообщения на с. 80 учебника.
5. Р а б о т а в п а р а х .
– Подберите синонимы к каждому глаголу, учитывая его значение.
Завели собаку – …
Завели хозяйство – …
Завели песню – …
Завели разговор – …Завели мотор – …
Закипела вода – …
Закипел самовар – …
Закипела ссора – …
Закипела работа – …
Закипело море – …
(На каждую парту ребята получают только одну карточку.)
6. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а .
У п р а ж н е н и е 557 (по заданию учебника).
– Прочитайте получившийся текст.
– Объясните выбор слов из скобок.
– В чем отличие значения слов ГОЛУБОЙ и ГОЛУБОВАТЫЙ?
– В каких падежах употреблены существительные с предлогами?
7. К о л л е к т и в н а я р а б о т а . (Упражнение 558.)
8. Р е д а к т и р о в а н и е н а с л у х .
Учитель читает 2 предложения.
По лунной дорожке через реку плыла собака.
По ледяной дорожке гуси выплыли на берег.
– Оцените точность выбора слов. В каком предложении все слова выбраны
удачно, а в каком – нет? Почему?
IV. Итог урока.
– Что вы узнали нового о многозначных словах?
– Зачем нужны в языке синонимы? Какова их роль?
Домашнее задание: упражнение 559.