Конспект урока по теме:ВСЕ ЛИ ТЫ ПОМНИШЬ О РЕЧИ?

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 5 ВСЕ ЛИ ТЫ ПОМНИШЬ О РЕЧИ? Цель: повторить изученное о речи, её видах, развивать умения правильно выражать свои мысли. Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Иконка файла материала русский.docx
Урок 5 ВСЕ ЛИ ТЫ ПОМНИШЬ О РЕЧИ? Цель: повторить изученное о речи, её видах, развивать умения правильно выражать свои мысли. Планируемые предметные результаты:  Участвовать в устном общении на   уроке,   соблюдать   правила   речевого   поведения.   Самостоятельно   читать тексты   учебника,   извлекать   из   них   информацию.   Наблюдать   за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД:  Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах   учебника   нужные   сведения   и   использовать   их   для   решения практических   задач.   Осознавать   общий   способ   действия   при   решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые   правила   речевого   поведения,   слушать   собеседников,   проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – Вы поработали дома в роли учителей. Какие же ошибки вы обнаружили в тексте? (Дети называют слова, в которых допущены ошибки, и объясняют их правописание.) –   Какие   встретились   предложения   по   интонации?   (Дети   объясняют постановку знаков в конце предложения.) – Чем воспользовался рассказчик, чтобы донести информацию? (Речью.) III. Повторение речевых вопросов. 1.   Р а б о т а   с о   с х е м о й  на с. 10 учебника. – Как прочитать эту схему? (Когда один человек обращается к другому или к другим людям с помощью слов, возникает речь.) 2. З н а к о м с т в о   с о   с к а з к о й  «Вежливый кролик». – К речи предъявляются определенные требования. Я прочитаю сказку, а вы подумайте, о каком требовании к речи я хотела вам напомнить. Жил­был Кролик, очень скромный. Однажды шел он домой и вдруг увидел Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалась стащить курицу со двора, и она была голодна и сердита. У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая опасность – в пещере жила Змея.Кролик  был  хорошо  воспитан  и  знал, что  без разрешения  в  чужой  дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик сказал: – Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти! До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо. – Входите, входите! – ласково ответила она, желая обмануть Кролика. Но Кролик прекрасно понял, с кем имеет дело. – Простите, что побеспокоил вас, – сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания! – И бросился бежать со всех ног. Прискакал Кролик к своему дому и подумал о том, что вежливость еще никогда никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:  – Лучше бы я ему не ответила! Ох уж эти мне вежливые кролики! – Так какое же требование к речи хорошо усвоил Кролик? (Речь должна быть вежливой.) – Какие еще требования к речи вы помните? (Речь должна быть правильная и понятная.) 3. Р а б о т а   с   у п р а ж н е н и е м  17. – Выполнили  или нет главные требования к речи те, кому принадлежат слова? – Какое требование нарушено в первом высказывании? – Как бы вы изменили просьбу? (Помоги мне, пожалуйста, надеть рюкзак!) – Какое требование нарушено во втором случае? – Какую   часть   речи   необходимо   заменить,   чтобы   стало   понятно,  о   ком говорится? – Какие орфографические ошибки вы обнаружили в речи? – Запишите высказывания, учитывая исправленные в речи ошибки. 4. Р а з г а д ы в а н и е   к р о с с в о р д а  из упражнения 19 (тетрадь­задачник). – Что такое кроссворд? – Кроссворд   из   упражнения   19   поможет   нам   вспомнить   названия   всех освоенных жанров. (Под руководством учителя дети разгадывают кроссворд.) – Какие  жанры  используются  только  в письменной  речи,  а  какие  могут быть устными? Утром встал гусак на лапки,Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком почистил пух, И скорей за парту – плюх! – К какому жанру вы отнесете весёлые строчки о гусаке? 5. Р а б о т а   с   у п р а ж н е н и е м  21. – Прочитайте два текста, предложенные в упражнении. – К какому жанру их можно отнести? –   Определите,   какой   из   текстов   повествование,   а   какой   –   описание предмета. Для этого воспользуйтесь подсказкой на с. 4. – Найдите в отрывках предложение со значением оценки. – Если сказанное в текстах снять на плёнку, то для какого понадобится сделать целый кадр? Почему? – Сколько кадров потребуется сделать для другого текста? – Какие слова не удастся передать на плёнке? Почему? – Спишите первый отрывок, письменно доказывая выбор букв. (После выполнения задания проверка проводится устно.) – Как можно озаглавить текст? – Заголовок выбран по теме или главной мысли? 6. Р а б о т а   с   п о с л о в и ц а м и . –   Прочитайте   пословицы   о   словах,   речи,   языке.   Как   вы   понимаете   их значения? – Распредели пословицы по группам: СЛОВО: 1) сообщает; 2) обогащает; 3) воспитывает; 4) влияет; 5) помогает; 6) успокаивает. Кто говорит, тот сеет: кто слушает – собирает. · Не пройми копьем, пройми языком! · Слово горы ворочает. · Язык до Киева доведет. · В чужой беседе всяк ума купит. · Слово пуще стрелы разит. · С добрым словом и черная корка сдобой пахнет. · Доброе слово сказать – посошок в руку дать. · Доброе слово человеку что дождь в засуху.(Номер   группы   записывается   в   кружок   возле   пословицы.   Задание выполняется под руководством учителя.) IV. Итог урока. – Какие виды речи вы знаете? (Картинная, деловая, устная, письменная.) – Какие требования предъявляются к любому высказыванию? Домашнее задание: упражнение 23.