Урок 7
ВСЕ ЛИ ТЫ ПОМНИШЬ О РЕЧИ?
Цель: повторить изученное о речи, развивать умения строить картинную и деловую речь.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 7
ВСЕ ЛИ ТЫ ПОМНИШЬ О РЕЧИ?
Цель: повторить изученное о речи, развивать умения строить картинную и
деловую речь.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении
на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать
тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за
использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в
материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения
практических задач. Осознавать общий способ действия при решении
обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя
принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять
интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. – В каких словах из упражнения 21 на месте «окошек» буквы «спорят»?
– Докажите выбор написанной вами буквы.
– Какие ещё орфограммы встретились в тексте?
– Одинаковым ли членом предложения является слово «яблоки» в двух
последних предложениях?
2. Предварительно на доске ученик выполняет звукобуквенный анализ
слова СГРЁБ. Правильность выполнения обсуждается коллективно.
III. Повторение изученного материала.
1. П р о ч и т а й т е еще раз тексты из упражнений 21–23.
– К деловой или картинной речи вы их отнесете? Объясните.
2. Р а б о т а с у п р а ж н е н и е м 24.
1) Чтение текста.
– Вы представляете картину, которую нарисовал писатель?
– К какому жанру вы отнесете этот текст?
– Какими секретами картинной речи воспользовался автор?
– Какие ещё секреты вы знаете?
– Почему слово «читал» употреблено в кавычках?
2) Пересказ отрывка.
– В чем особенность второго предложения?
(4 однородных сказуемых.)3) Завершение зарисовки.
– Представьте себя на месте писателя.
– Как можно завершить зарисовку?
(Завершение может быть таким: «Я подошел и взял блокнот. Между
листочками еще лежали…»)
4) Запись текста.
– Запишите текст, решая орфографические задачи и логически завершив
его.
На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы
По команде «раз».
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде «два».
Соберем в корзинки
Ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся
По команде «три»,
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть.
3. Р а б о т а с о с л о в е с н ы м и з а р и с о в к а м и .
1) Когда мы пользуемся художественной речью, наша задача в том, чтобы
тот, кто будет слушать или читать, увидел нарисованные картины так же, как
видим их мы, почувствовал то же, что чувствуем мы.
– Вы можете сказать, на какую речь указывает третья стрелка в выводе?
2) И г р а «Будь точен».
Соедините слово ВЕТЕРОК только с теми словами, с которыми его можно
употребить.
Сильный
ДуетЛегкий
Порывистый
Резкий
Ласковый
Холодный
Теплый
ВЕТЕРОК
Шумит
Веет
Ласкает
Покачивает
Треплет
Раскачивает
Гнёт
Колышет
– Почему не с любым словом уместно употребить слово «ветерок»?
3) Р а б о т а с з а р и с о в к а м и .
– Прочитайте зарисовки. Какой цветок описывается?
– По каким признакам вы его узнали?
– К какой речи можно отнести описания?
а) Желтый… – маленькой луговое солнце. Уйдет солнце за тучи, и луговое
солнышко тоже спрячется – укроется зеленым платочком.
б) Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми
головками. Всю ночь крепко закрыты желтые корзинки… Только с восходом
солнца они открываются, как бы радостно улыбаясь, широко раскрывая
лепесткилучи.
– А если нужно рассказать поделовому?
– Как вы построите свой рассказ?
План рассказа
1. Из каких частей состоит.
2. Когда цветет.
3. Какого цвета.
4. Как меняет свой вид.
(Деловой текст записывается детьми по плану под руководством
учителя.)
4) Р а б о т а с у п р а ж н е н и е м 25.
– Прочитайте записи Н. Сладкова.
– К какому жанру их следует отнести?
– В чем отличие этого жанра от этюда?
– Какими секретами картинной речи воспользовался автор?
– Спишите первый текст, решая орфографические задачи и отмечая их.
(Проверка постановки букв на месте «окошечек» проводится
сигнальными карточками.)IV. Итог.
– О каких особенностях картинной речи вам известно?
– Какие требования к речи вы знаете?
Домашнее задание: упражнение 25 (последнее задание).