КОНСПЕКТ УРОКА ПО ВОКАЛУ « КООРДИНАЦИЯ МЕЖДУ СЛУХОМ И ГОЛОСОМ» , разработанный педагогом по вокалу Данченко С.В. Тема: Слух и голос в пении
Цели: Развитие слуха и голоса.
Задачи:
1) определение интонирования и звукообразования 2) познакомить с определяющими моментами пения 3) применение упражнений для развития слуха и голоса 4) воспитание вокального настроя 5) развитие певческих навыков.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ВОКАЛУ «
КООРДИНАЦИЯ МЕЖДУ СЛУХОМ И ГОЛОСОМ» ,
разработанный педагогом по вокалу Данченко С.В.
Тема: Слух и голос в пении
Цели: Развитие слуха и голоса.
Задачи:
1) определение интонирования и звукообразования
2) познакомить с определяющими моментами пения
3) применение упражнений для развития слуха и голоса
4) воспитание вокального настроя 5) развитие
певческих навыков.
Ключевые понятия: интонирование , звукообразование.
План урока :
1. Приветствие, организация
2. Дыхательная гимнастика, распевки
3. Теория - чистое интонирование
4. Упражнения для координации между слухом и голосом
5. Закрепление навыков в разучивании песни
6. Заключение
7. Итог
Теория: Чистота интонирования в пении зависит не только от интервального
и ладофункционального строения мелодического или гармонического оборота,
но также и от целого ряда других причин, из которых наиболее существенны
следующие: Метроритмическая
структура и степень ее сложности: сложные ритмические движения осложняют
интонирование.
Гармоническая структура изложения поддерживаемого аккомпанемента: чем
яснее, проще гармонический язык, тем легче интонировать.Мелодическая линия: плавное мелодия облегчает интонирование, наличие
скачков,– усложняет.
Темп: в спокойных темпах интонирование менее затруднительно, нежели в
быстрых.
Тесситурные условия: в крайних высоких и крайних низких регистрах чистое
интонирование труднее, нежели в пределах рабочего диапазона.
Этим, однако, не исчерпываются моменты, влияющие в той или иной степени на
чистоту пения. Дикция – вокальность литературного текста, дыхание – короткое
или длинное, быстрота перемены дыхания, и т. п., акустические особенности
помещения и даже выбор тональности произведения – все это может влиять на
степень трудности, т. к. известно, что одни тональности для исполнения более
удобны, другие менее удобны.
Интонационный настрой певца вырабатывается путем пения различных
мелодических и упражнений с включением разнообразных интервалов.
Следует обращать внимание на точное попадание в ноту, добиваясь
определенной позиции звука, правильного взятия, расходования и смены
дыхания, четкого произношения букв и слогов и выполнения других элементов
вокальной технологии.
Интересны советы М.И.Глинки, касающиеся вокальной техники и
интонирования:
Попадать прямо в ноту, без "подъезда”. Сначала настраиваем ухо (внутренний
слух), затем – поём.
Обращать больше внимание на верность, а потом на непринужденность голоса.
Петь не громко, не тихо, но вольно (свободно, приятно, с удовольствием).
Взяв ноту, держать ее в ровной силе, не делая crescendo (что гораздо труднее и
полезнее).
В достижении чистого интонирования любой мелодии или любого сочетания
интервалов следует находить логику интонационного мышления, ощущениеладовогармонической основы, четкой ритмической организации, силы и
динамики звучания, т.к. музыка – искусство интонируемого смысла.
Практика:
Создавайте больше простора в горле
Когда вы создаете «больше воздуха» во рту, то низко опускаете
челюсть и разглаживаете язык. Из-за этого возникает ощущение
пространства в передней части ротовой полости. Но минус этой
позиции – напряженность в челюсти, что вызывает ограничения
движений мягкого неба и задней части горла. Плюс ко всему,
сплющенный язык будет заполнять заднюю часть ротовой полости,
ограничивая движение гортани и усекая возможности вашего
верхнего диапазона.
Если вы хотите «больше воздуха» в горле, вам лучше просто
«отпустить» челюсть и почувствовать, как язык заполняет рот. Это
противоречит привычным ощущениям, но это даст вам больше
гибкости в той части горла, что находится выше гортани.
Поддерживайте звук
Вы знаете, что вам необходимо хорошо дышать, чтобы выдать звук,
но что это значит? И, что также важно, на что это похоже и как
ощущается?
Если во время пения вы ощущаете, как напрягаете мышцы живота,
значит, вы излишне напряжены. Эти мышцы работают во время
подъема тяжестей, а также для стабилизации торса во время более
активных упражнений.
Пение это, если всё упростить – выдувание воздуха. Вы
поддерживаете постоянный и последовательный поток воздуха,
соответствующий звуку, что издаете. И это требует меньше усилий,
чем приседания. Управление дыханием – вопрос координации, а не
силы.Присмотритесь к себе. Ваши плечи и грудная клетка вздымаются и
опадают с каждым вдохом? Если это так, значит, вы мешаете
мышцам шеи, которые стабилизируют гортань. Вы видите «танец
живота»? Значит, берете больше воздуха, чем нужно.
Эффективные вдох и выдох требуют не так много усилий: найдя
баланс, вы сможете использовать мышцы тела незаметно.
Не нужно зажимать или удерживать
Вы волнуетесь, что изматываете себя во время пения или о том, что
голос становится «узким»? Лучший способ снять напряжение вокруг
гортани – значит, перестать чувствовать напряжение. Сложно, не
правда ли?
Мы привыкли, что «хорошо работать – значит тяжело работать». Что
без выматывающих упражнений не будет успешного выступления.
Как физически настроить себя так, чтобы меньше напрягаться? Это
постепенный процесс: вы отпускаете себя, смягчаете, освобождаете
ощущения тела.
Это начинается с выравнивания всего тела, затем вы начинаете
эффективно дышать, и после этого исчезают напряжение в горле,
языке и гортани.
Задание: повторить голосом отдельные звуки, прозвучавшие на фортепиано.
При этом создается какаялибо игровая ситуация, связанная с просьбой позвать
когонибудь или подражать голосами различных животных, птиц, гудку паровоза
и т.п.. Качество вокального интонирования у большинства детей зависит не
только от их способности точно выделить основную частоту тона. Если ребенок
слышит, что он поет не ту мелодию или отдельные звуки, которые заданы
учителем, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема неумения
правильно интонировать заключается не столько в качестве звуковысотного
слуха, сколько в способе звукообразования.
Итак, во время работы над первичными певческими навыками пеня можно
выделить ряд недостатков, на которые следует обращать особое внимание:У многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между
слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию.
Некрасивый (глухой) тембр
Пропуск согласных в конце и их искажение
Неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и
стремительному выдоху
Использование твёрдой, активной подачи звука, которое может вызвать
форсированное пение.
Невосприимчивость к музыке.
Упражнения для координации между слухом и голосом
Мягко покрутите головой
Это поможет уменьшить напряжение, что создалось в мышцах шеи
во время выступления. Не наклоняйте голову слишком сильно
вперед или назад, просто прочувствуйте, как шея мягко сгибается в
разные стороны. Упражнение сделайте восемь раз.
Напойте звук «нннн»
Представьте, что говорите слово «начали» или любое на букву «н» и
тяните звук. Очень мягко пройдите через эту «н» по всему
диапазону голоса. Во время упражнения вы можете двигаться вверх
и вниз, от верхнего до нижнего регистра и обратно, пока не
достигните пределов. Сделайте это несколько раз, негромко.
Исполните продолжительный скрип голосом
Этот звук находится в нижнем регистре: словно вы изображаете
зомби, который мычит протяжным голосом. Исполняйте его
непрерывно в течение 2-3 минут, а после этого сделайте несколько
глубоких вдохов. После того, как ваш голос успокоится, выпочувствуете легкость и тепло. Ваш голос после цикла упражнений
должен понизиться до глубокого регистра и ощутит спокойствие.
Работа над песней.
Разучивание песни обязательно должно производится с
проигрыванием мелодии добиваясь правильного звукообразования и
устойчивой интонации каждой ноты в мелодии песни.
В заключение задавать ученикам вопросы – что было сложно
выполнять , что было легко в этом уроке.
Итог : Сделать анализ , подвести результаты , повторить правила
правильного интонирования и звукообразования.