Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".
Оценка 4.8

Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
6 кл
31.10.2019
Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".
Почва – это верхний плодородный слой земли. Она возникает и развивается под воздействием климата и живых организмов очень медленно. За 200 лет ее слой увеличивается в среднем на 1 см. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому. Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.
урок 27.docx
"Почва ­ особая оболочка Земли".   ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Почва» Тема: «Почва: её состав и  свойства» Целеполагание Цели 1. Образовательная цель: Формирование понятий о почвах  посредством актуализации,  имеющихся представлений и  формирования новых. 2. Развивающая цель: Развитие и коррекция  пространственного мышления и  его операциональной стороны   (анализа, сравнения,  классификация) через  выполнение специально  подобранных упражнений на базе учебного материала. 3. Воспитательная цель: Формирование элементов  научного мировоззрения  учащихся, ответственного  отношения к учёбе. Задачи ­ формировать понятие «почва»; ­ познакомить с составом почвы и  населяющими её живыми существами; ­ раскрыть роль почвы в жизни  растений; ­ формировать элементарные  представления об образовании почвы, о её разрушении в результате  деятельности человека и мерах охраны; ­ уточнить и дополнить представления  учащихся об огромной роли почвы в  хозяйственной деятельности ч еловека; ­Формировать умение извлекать  учебную информацию из наблюдений. ­Упражнять мыслительную  деятельность, развивая умение  сравнивать и классифицировать почвы. ­Коррегировать пространственное  восприятие и мышление при работе со  слайдами. ­ Организовать мультисенсорное  восприятие  природных объектов через  применение ТСО. ­Коррегировать эмоционально­волевую сферу учащихся через осуществление  рефлексии собственной деятельности. Развивать познавательный интерес,  навыки работы с текстом; обогащать  словарный запас, кругозор; ­ Осуществлять формирование  простейших научных представлений о  природном окружении. ­ Развивать ответственное отношение к  учёбе; ­ Создавать психологически  комфортные, адаптационные условия  Планируемый результат ­ Формирующееся представление о  почве. ­ формированное умение  учащихся   шифровать и дешифровать информацию  в схемы, таблицы. ­ Выполнение коррекционных  упражнений учащимися на коррекцию  восприятия и операциональной стороны  мышления на учебном материале. ­ Поддержание адекватного  эмоционального фона и состояния  учащихся на протяжении всего урока. ­Формирующееся научное мировоззрение об окружающем мире. ­Формирующиеся социальнозначимые  качества личности (ответственность,  аккуратность, настойчивость),  способствующие успешной адаптации. для учащихся на новой ступени  обучения. ­ Прививать навыки ЗОЖ. ­Прививать интерес к учебному  предмету, воспитывать  организованность, прививать навыки  природоохранной деятельности и  бережного обращения с почвой как  объектом живой/неживой природы.  Оборудование: учебники, тетради, простые карандаши, ручки, линейки,   медиапроектор, компьютер, электронная презентация, образцы почвы,  прозрачные  стаканы с водой,  палочки,  стекло лабораторное,  спиртовка,  штатив,  держатель,  фильтр, воронка, Этапы урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя 1.Мотивация к  деятельности. Цель: включить  учащихся к  деятельности на  личностно­ значимом уровне  («Хочу, потому что  могу») 2. Актуализация  знаний Цель: повторение  изученного  материала,  необходимого для  открытия новых  знаний. Создание  проблемной  ситуации. ­ Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! ­ С каким настроением вы пришли на урок? ­ С какой целью вы пришли на урок? ­ Что вам поможет получить новые знания? ­ А я уверена в том, что вы сами можете добыть новые  знания? Я вам  буду в этом помогать. ­ Вы готовы? Тогда начинаем урок! ­ Ребята, напомните, какую тему мы изучали на прошлом  уроке? Стих: Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм –  С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. Вопрос: А что такое святыня? ­ Как вы думаете, какую святыню природы можно назвать  главной? ­ Без какой святыни природы жизнь человека невозможна? (если затрудняются ответить, прочитать рассказ) Рассказ «Чудесная кладовая» (М.Ильин, Е.Сегал) «Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в неё весной  мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в  кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается  большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок». ­ Ребята, о какой кладовой идет речь? ­Правильно, почва.  ­ Что вы знаете о почве? Запишите тему урока. Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 ­ А что бы вы хотели узнать о почве ещё? ­ Какие задачи мы поставим перед собой для достижения  цели? ­ Ребята, помните на прошлом уроке вы принесли почву со  своих участков. Так вот, буквально на днях, к нам на  электронный адрес школы пришло письмо из научно­ исследовательского института почвоведения, с просьбой  изучить состав и свойства почв нашей местности. Сегодня на уроке вы не просто ученики, а младшие  научные сотрудники, которым предстоит изучить свойства  почвы. Так как вы будете работать в учебной лаборатории, то  нужно ознакомиться с правилами работы.  ­внимательно прочитайте инструкцию ­четко выполняйте указания ­будьте наблюдательны ­аккуратно работайте с веществами и оборудованием ­ сделайте вывод по наблюдения Итак, с чего мы начнем? Прежде всего давайте ответим на вопрос, что же такое  почва? Чтобы узнать это отправимся в далекое прошлое нашей  планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта  голыми, безжизненными скалами. ­ А что было дальше, вы узнаете, прочитав в учебнике на  с.196 ­ Так что же такое почва? Без чего не может образоваться  почва? (сделать подсказку на схеме) (климат, воды, рельеф, человек, горные породы, животные, растения, время) ­ Запишите определение в тетрадь. Почва – это верхний слой земной коры, обладающий  плодородием и возникающий в результате совместного  воздействия атмосферы, гидросферы и биосферы на  литосферу. ­ Молодцы! ­ А, теперь, уважаемые младшие научные сотрудники, вам  предстоит изучить свойства почвы. У вас на столах  необходимое оборудование. Помните об инструкциях при  работе в лаборатории.  3. Постановка  учебной задачи Цель: обеспечение  восприятия,  осмысления новой  темы. Обозначение  темы урока. 4. Открытие  нового знания Цель: решение  проблемных задач,  формировать  способность у  учащихся  выстраивать  логическую цепочку рассуждения,  доказывать. Физкультминутка  Снятие утомления  через физические  упражнения. Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6  (4) 5. Первичное  закрепление Цель:  проговаривание и  закрепление нового  материала,  проведение  коррекции. Опыты закончили. Послушаем, какие выводы сделали наши эксперты. Опыт № 1,2,3,4,5 Слайд 7, 8, 9, 10, 11 Заполнение схемы «Состав почвы». Состав почвы: воздух, песок, глина, остатки растений и  животных, вода, живые организмы, минеральные соли   Ребята, а какими свойствами обладает почва. ­ Возьмите почву в руку. Что можно с ней сделать?  Размять. Значит она….сыпучая, рыхлая (запишите в  таблицу) ­ Возьмите колбу с воронкой, насыпьте туда немного почвы и налейте воды. Что происходит? Пропускает воду –  водопроницаемость. ­Чтобы определить следующее свойство, привлечем ваш  жизненный опыт. Что происходит с почвой в жаркий  летний день (нагревается). ­ А зимой? (охлаждается). Ещё раз вспомните определение «почвы». В определении прозвучало слово плодородие. Это  важнейшее свойство почвы – рождать плоды. Вспомните  начало урока: посеешь мешок зерна, соберешь – двадцать. ­ От чего зависит плодородие? (с.197 учебник) Как вы думаете в нашей местности плодородная почва? ­ По­вашему, плодородие бесконечно?  О чем говорят эти цифры: За 200­250 лет образуется слой почвы около 1 см. за 5­6  тыс.лет слой почвы 20 см. (почва образуется медленно) Как сохранить плодородие почвы? Слайд 6 6.Самостоятельная работа с  самопроверкой по  эталону Цель: каждый  ребенок должен  осознать, что он  умеет; контроль  знаний. Рассмотрите рис. в учебнике на с. 198.  что изображено?  где расположен плодородный слой?  как вы догадались?  далее идет переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.  в каких слоях почвы располагаются корни растений?  Почему?  – Давайте подведем итог.  что такое почва? 7.Включение  нового в систему  знаний Дать учащимся  право выбора тех  заданий, которые  включают  использование  новых знаний 8. Рефлексия  деятельности.  (итог урока) Цель: осознание  учащимися своей  учебной  деятельности,  самооценка  результатов  деятельности. ­ Какую задачу  ставили? ­Удалось ли решить  поставленную  задачу? ­Каким способом? ­ Какие получили  результаты? ­Где можно  применить новые  знания? ­Что на уроке  хорошо получалось? Что было трудно? какая почва называется плодородной?  чем отличается почва от песка и глины? (Только почва  обладает плодородием.) Докучаев В.В. (сообщение уч­ся)  Слайд 7 Еще в старину наши предки называли землю кормилицей,  матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому  что считали, что она придает силы и помогает во всем в  чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле.  Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами  любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет  радовать нас богатым урожаем, густыми лесами,  цветущими полями. – Работа в научной лаборатории подходит к концу. Какие  выводы мы сделаем? Вывод: Почва – это верхний плодородный слой земли. Она  возникает и развивается под воздействием климата и  живых организмов очень медленно. За 200 лет ее слой  увеличивается в среднем на 1 см. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от  неживого к живому. Почва состоит из песка, глины,  перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.  ­ Какую задачу ставили? ­Удалось ли решить поставленную задачу? ­Каким способом? ­ Какие получили результаты? ­Где можно применить новые знания? ­Что на уроке хорошо получалось? Что было трудно? – Спасибо за урок! – Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался  плодородный слой земли и выросли красивые цветы. Вам  можно сорвать один цветок: если вы считаете, что  работали хорошо, в полную силу, то красный; если  недостаточно прилагали усилий, то желтый; а если чуточку поленились, тогда рвите – синий.  – Лучшие научные сотрудники награждаются  благодарственным письмом от Министерства охраны  окружающий среды и премией в виде оценки 5. Домашнее задание. П.27, с.180вопросы; объясни выражение «спасая почву мы  спасаем себя и жизнь на нашей планете».

Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".

Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".

Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".

Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".

Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".

Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".

Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".

Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".

Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".

Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".

Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".

Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".

Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".

Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".

Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".

Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2019