Почва – это верхний плодородный слой земли. Она возникает и развивается под воздействием климата и живых организмов очень медленно. За 200 лет ее слой увеличивается в среднем на 1 см. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому. Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.
урок 27.docx
"Почва особая
оболочка Земли".
ПЛАНКОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Почва»
Тема: «Почва: её состав и свойства»
Целеполагание
Цели
1. Образовательная цель:
Формирование понятий о почвах
посредством актуализации,
имеющихся представлений и
формирования новых.
2. Развивающая цель:
Развитие и коррекция
пространственного мышления и
его операциональной стороны
(анализа, сравнения,
классификация) через
выполнение специально
подобранных упражнений на базе
учебного материала.
3. Воспитательная цель:
Формирование элементов
научного мировоззрения
учащихся, ответственного
отношения к учёбе.
Задачи
формировать понятие «почва»;
познакомить с составом почвы и
населяющими её живыми существами;
раскрыть роль почвы в жизни
растений;
формировать элементарные
представления об образовании почвы, о
её разрушении в результате
деятельности человека и мерах охраны;
уточнить и дополнить представления
учащихся об огромной роли почвы в
хозяйственной деятельности ч еловека;
Формировать умение извлекать
учебную информацию из наблюдений.
Упражнять мыслительную
деятельность, развивая умение
сравнивать и классифицировать почвы.
Коррегировать пространственное
восприятие и мышление при работе со
слайдами.
Организовать мультисенсорное
восприятие природных объектов через
применение ТСО.
Коррегировать эмоциональноволевую
сферу учащихся через осуществление
рефлексии собственной деятельности.
Развивать познавательный интерес,
навыки работы с текстом; обогащать
словарный запас, кругозор;
Осуществлять формирование
простейших научных представлений о
природном окружении.
Развивать ответственное отношение к
учёбе;
Создавать психологически
комфортные, адаптационные условия
Планируемый результат
Формирующееся представление о
почве.
формированное умение учащихся
шифровать и дешифровать информацию
в схемы, таблицы.
Выполнение коррекционных
упражнений учащимися на коррекцию
восприятия и операциональной стороны
мышления на учебном материале.
Поддержание адекватного
эмоционального фона и состояния
учащихся на протяжении всего урока.
Формирующееся научное мировоззрение
об окружающем мире.
Формирующиеся социальнозначимые
качества личности (ответственность,
аккуратность, настойчивость),
способствующие успешной адаптации. для учащихся на новой ступени
обучения.
Прививать навыки ЗОЖ.
Прививать интерес к учебному
предмету, воспитывать
организованность, прививать навыки
природоохранной деятельности и
бережного обращения с почвой как
объектом живой/неживой природы.
Оборудование: учебники, тетради, простые карандаши, ручки, линейки,
медиапроектор, компьютер, электронная презентация, образцы почвы, прозрачные
стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, держатель,
фильтр, воронка, Этапы урока
Название
используемых
ЭОР
Деятельность учителя
1.Мотивация к
деятельности.
Цель: включить
учащихся к
деятельности на
личностно
значимом уровне
(«Хочу, потому что
могу»)
2. Актуализация
знаний
Цель: повторение
изученного
материала,
необходимого для
открытия новых
знаний. Создание
проблемной
ситуации.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!
С каким настроением вы пришли на урок?
С какой целью вы пришли на урок?
Что вам поможет получить новые знания?
А я уверена в том, что вы сами можете добыть новые
знания? Я вам буду в этом помогать.
Вы готовы? Тогда начинаем урок!
Ребята, напомните, какую тему мы изучали на прошлом
уроке?
Стих:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Вопрос: А что такое святыня?
Как вы думаете, какую святыню природы можно назвать
главной?
Без какой святыни природы жизнь человека невозможна?
(если затрудняются ответить, прочитать рассказ)
Рассказ «Чудесная кладовая» (М.Ильин, Е.Сегал)
«Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в неё весной
мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в
кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой
превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается
большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок».
Ребята, о какой кладовой идет речь?
Правильно, почва.
Что вы знаете о почве?
Запишите тему урока.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3 А что бы вы хотели узнать о почве ещё?
Какие задачи мы поставим перед собой для достижения
цели?
Ребята, помните на прошлом уроке вы принесли почву со
своих участков. Так вот, буквально на днях, к нам на
электронный адрес школы пришло письмо из научно
исследовательского института почвоведения, с просьбой
изучить состав и свойства почв нашей местности.
Сегодня на уроке вы не просто ученики, а младшие
научные сотрудники, которым предстоит изучить свойства
почвы.
Так как вы будете работать в учебной лаборатории, то
нужно ознакомиться с правилами работы.
внимательно прочитайте инструкцию
четко выполняйте указания
будьте наблюдательны
аккуратно работайте с веществами и оборудованием
сделайте вывод по наблюдения
Итак, с чего мы начнем?
Прежде всего давайте ответим на вопрос, что же такое
почва?
Чтобы узнать это отправимся в далекое прошлое нашей
планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта
голыми, безжизненными скалами.
А что было дальше, вы узнаете, прочитав в учебнике на
с.196
Так что же такое почва? Без чего не может образоваться
почва? (сделать подсказку на схеме)
(климат, воды, рельеф, человек, горные породы, животные,
растения, время)
Запишите определение в тетрадь.
Почва – это верхний слой земной коры, обладающий
плодородием и возникающий в результате совместного
воздействия атмосферы, гидросферы и биосферы на
литосферу.
Молодцы!
А, теперь, уважаемые младшие научные сотрудники, вам
предстоит изучить свойства почвы. У вас на столах
необходимое оборудование. Помните об инструкциях при
работе в лаборатории.
3. Постановка
учебной задачи
Цель: обеспечение
восприятия,
осмысления новой
темы. Обозначение
темы урока.
4. Открытие
нового знания
Цель: решение
проблемных задач,
формировать
способность у
учащихся
выстраивать
логическую цепочку
рассуждения,
доказывать.
Физкультминутка
Снятие утомления
через физические
упражнения.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6 (4) 5. Первичное
закрепление
Цель:
проговаривание и
закрепление нового
материала,
проведение
коррекции.
Опыты закончили.
Послушаем, какие выводы сделали наши эксперты.
Опыт № 1,2,3,4,5
Слайд 7, 8, 9, 10,
11
Заполнение схемы «Состав почвы».
Состав почвы: воздух, песок, глина, остатки растений и
животных, вода, живые организмы, минеральные соли
Ребята, а какими свойствами обладает почва.
Возьмите почву в руку. Что можно с ней сделать?
Размять. Значит она….сыпучая, рыхлая (запишите в
таблицу)
Возьмите колбу с воронкой, насыпьте туда немного почвы
и налейте воды. Что происходит? Пропускает воду –
водопроницаемость.
Чтобы определить следующее свойство, привлечем ваш
жизненный опыт. Что происходит с почвой в жаркий
летний день (нагревается).
А зимой? (охлаждается).
Ещё раз вспомните определение «почвы».
В определении прозвучало слово плодородие. Это
важнейшее свойство почвы – рождать плоды. Вспомните
начало урока: посеешь мешок зерна, соберешь – двадцать.
От чего зависит плодородие? (с.197 учебник)
Как вы думаете в нашей местности плодородная почва?
Повашему, плодородие бесконечно?
О чем говорят эти цифры:
За 200250 лет образуется слой почвы около 1 см. за 56
тыс.лет слой почвы 20 см. (почва образуется медленно)
Как сохранить плодородие почвы?
Слайд 6
6.Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
Цель: каждый
ребенок должен
осознать, что он
умеет; контроль
знаний.
Рассмотрите рис. в учебнике на с. 198.
что изображено?
где расположен плодородный слой?
как вы догадались?
далее идет переходный слой – менее плодородный, нижний
слой – это горная порода.
в каких слоях почвы располагаются корни растений?
Почему?
– Давайте подведем итог.
что такое почва? 7.Включение
нового в систему
знаний
Дать учащимся
право выбора тех
заданий, которые
включают
использование
новых знаний
8. Рефлексия
деятельности.
(итог урока)
Цель: осознание
учащимися своей
учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности.
Какую задачу
ставили?
Удалось ли решить
поставленную
задачу?
Каким способом?
Какие получили
результаты?
Где можно
применить новые
знания?
Что на уроке
хорошо получалось?
Что было трудно?
какая почва называется плодородной?
чем отличается почва от песка и глины? (Только почва
обладает плодородием.)
Докучаев В.В. (сообщение учся)
Слайд 7
Еще в старину наши предки называли землю кормилицей,
матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому
что считали, что она придает силы и помогает во всем в
чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле.
Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами
любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет
радовать нас богатым урожаем, густыми лесами,
цветущими полями.
– Работа в научной лаборатории подходит к концу. Какие
выводы мы сделаем?
Вывод: Почва – это верхний плодородный слой земли. Она
возникает и развивается под воздействием климата и
живых организмов очень медленно. За 200 лет ее слой
увеличивается в среднем на 1 см. Она играет особую роль в
жизни нашей планеты – почва переходное звено от
неживого к живому. Почва состоит из песка, глины,
перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства
– водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.
Какую задачу ставили?
Удалось ли решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке хорошо получалось?
Что было трудно?
– Спасибо за урок!
– Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался
плодородный слой земли и выросли красивые цветы. Вам
можно сорвать один цветок: если вы считаете, что
работали хорошо, в полную силу, то красный; если
недостаточно прилагали усилий, то желтый; а если чуточку
поленились, тогда рвите – синий.
– Лучшие научные сотрудники награждаются
благодарственным письмом от Министерства охраны
окружающий среды и премией в виде оценки 5. Домашнее задание.
П.27, с.180вопросы; объясни выражение «спасая почву мы
спасаем себя и жизнь на нашей планете».
Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".
Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".
Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".
Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".
Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".
Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".
Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".
Конспект урока "Почва - особая оболочка Земли".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.