Конспект урока: Поволжье. Хозяйственный и человеческий потенциал.
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
9 кл
24.02.2018
Предмет - География
Класс – 9
УМК – Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. География: Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.– 5 е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с.: ил.
Уровень образования – базовый
Тема урока: Поволжье. Хозяйственный и человеческий потенциал.
урок 52.docx
Сомова Л. В. учитель географии
МБОУ «Русскокандызская СОШ»,
Северного района.
Предмет География
Класс – 9
УМК – Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. География: Население и
хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.– 5 е изд. – М.:
ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с.: ил.
Уровень образования – базовый
Тема урока: Поволжье. Хозяйственный и человеческий потенциал.
Общее количество часов, отведённое на изучение темы – 2
Место урока в системе уроков по теме –2 урок по теме: «Поволжье»
Цель урока: формирование представления о природных ресурсах, населении и хозяйстве
региона.
Задачи урока:
Образовательные: выявление специфических черт размещения населения, природных
ресурсов и хозяйства Поволжья.
Развивающие: развитие познавательного интереса к изучению географии своей страны,
развитие мышления и творческих способностей учащихся, развитие умения
самостоятельно работать с картами, учебником, делать выводы на основе их анализа.
Воспитывающие: воспитание бережного отношения природе нашей страны, осознание
целостности географической среды, ответственного отношения к учебе.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
видовое разнообразие природных ресурсов;
характерные особенности населения региона;
особенность природы Поволжья;
Учащиеся должны уметь:
называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока;
определять факторы влияющие на развитие хозяйства в регионе;
самостоятельно работать с картами, учебниками, дополнительным материалом;
Техническое обеспечение урока (ссылки на интернетресурсы):
дополнительный материал, атласы 9 и 8 классов, интерактивная доска, проектор.
учебник, https://ria.ru/spravka/20121111/910190392.html
http://www.b17.ru/blog/37894/
http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.li4ki.ru%2F
https://geooge.sdamgia.ru/test?id=215558
http://www.rgo.ru/ru/2010/12/prirodarossii
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Иванищева Н.А. География России: население, хозяйство и экономические районы:
учебное пособие для магистров и учителей географии. Оренбург: ООО «Агентство
«пресса», 2016.;
С.В. Банников, С.В. Жукова. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких,
Н.И. Алексеевского, Н.Н. Клюева «География» для 9 класса общеобразовательных
организаций. Москва «Русское слово» 2015 год.
Содержание урока
I.Организованный момент.
Приветствие. Проверка подготовки к уроку.
II.Проверка домашнего задания.
В чём особенность этнического состава населения района?
Какие государства существовали на территории Поволжья в историческом прошлом?
Какие опорные оборонительные пункты возникли в Поволжье в 16 веке?
Каково ЭГП данного региона?
III.Изучение нового материала.
Чем знамениты озёра Эльтон и Баскунчак?
Какие государственные образования располагались в древности на территории Поволжья?
Проблемный вопрос
Какова роль Волги в формировании специфики хозяйства Поволжья?
Решаем данную проблему.
План урока.
1. Отрасли специализации Поволжья.
2. Специфика хозяйственных связей Поволжья.
Определите по картам атласа, тексту в учебнике отрасли специализации промышленности
и их центры, факторы развития в Поволжье сделайте вывод.
Результаты оформите в виде таблицы. Отрасли специализации Центры развития
Условия(факторы)
развития
Пищевая
промышленность
Машиностроение
Топливно
–
энергетический комплекс
Сельское хозяйство
Химическая
промышленность
Строительные материалы
Электроэнергетика
Нефтеперерабатывающая
Изучение этапов заселения и освоения Поволжья.
1 этап: до 16 века
2 этап: после присоединения
Казанского и Астраханского
ханств
3 этап: 19 – начало20 века
4 этап: 30 – 40 годы 20 века
5 этап: послевоенный 1950
1960 годы
Волга – транзитная артерия(торговля)
Заселение Поволжья помещичьими крестьянами.
Сторожевые города. Астрахань – порт.
Товарное зерновое хозяйство. Крестьянская колонизация
Заволжья. Волга – «главная улица России»
Индустриализация, милитаризация Поволжья
Строительство ГЭС, нефтедобыча, нефтепереработка
6 этап: конец 20 – начало 21
Машиностроение, нефтехимия, ВПК – авиационная,
века
ракетно – космическая промышленность
IV. Физминутка.
Музыкальный шлэшмоб
V.Рубрика «Готовимся к OГЭ».
Выявление признаков географических объектов и явлений.
(задания проецируются на доску, приложение 1).
VI. Закрепление изученного материала.
В Поволжье нет месторождений алюминиевого сырья. Тем не менее здесь осуществляется
выплавка алюминия. Почему?
Как сельскохозяйственная специализация района зависит от климатических условий?
Какие природные условия необходимы для развития бахчеводства?
Чем можно объяснить сложный религиозный состав региона?
V. Итог урока. Домашнее задание: п 39; какую связь имеет наша Оренбургская область с регионом
Поволжье?
VI.Анализ работы учащихся на уроке. Оценивание.
Приложение 1.
Определите регион России по его краткому описанию.
1. Эта республика расположена в зоне тайги. Особенностью её экономикогеографиче
ского положения является наличие выхода к Государственной границе Российской Федера
ции и выхода к морю. На территории республики находится морской порт. Республика спе
циализируется на производстве пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, железорудных окаты
шей, алюминия.
Ответ: Республика ___________________________.
Пояснение.
При ответе на вопросы такого типа надо найти в описаниях так называемые «ключи»,
которые четко указывают на регион.
Выход к границам государственной и морской, наличие порта Беломорск, специализа
ция промышленности указывают на республику Карелия.
От в е т : Карелия.
Определите регион по его краткому описанию.
2. Эта область расположена в зонах южной тайги и смешанных лесов. По территории
протекает самая протяжённая река Европейской части России. На этой реке находится ад
министративный центр области — крупный центр российского и международного туризма,
один из городов «Золотого кольца» России с численностью населения около 600 тыс. чело
век. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение и химическая (производство шин,
синтетического каучука и смол, лаков и красок). Развита нефтеперерабатывающая и топ
ливная, лёгкая (льняная и хлопчатобумажная), пищевая промышленность. Основная от
расль сельского хозяйства — животноводство (молочномясное скотоводство, свиновод
ство, птицеводство). Выращивают рожь, картофель, овощи, кормовые культуры, лёндолгу
нец.
Ответ: ___________________________ область.
Пояснение.
При ответе на вопросы такого типа надо найти в описаниях так называемые «ключи»,
которые четко указывают на регион.
Город на берегу Волги в районе южной тайги с населением около 600 тыс. — Яро
славль. Он является частью «Золотого кольца».
От в е т : Ярославская.
Определите регион по его краткому описанию. 3. Территория этого края омывается водами двух морей. Его административный центр
находится на одинаковом расстоянии от экватора и Северного полюса. Климат на большей
части территории края умеренно континентальный, а на побережье — субтропический. Его
северную часть занимают степи (2/3 территории), южную — горы (1/3 территории). Основу
экономики составляют агропромышленный, курортнорекреационный, транспортный ком
плексы.
Ответ: ___________________________ край.
Пояснение.
При ответе на вопросы такого типа надо найти в описаниях так называемые «ключи»,
которые четко указывают на регион.
Между двумя морями: Черным и Азовским — с субтропическим побережьем находит
ся Краснодарский край.
От в е т : Краснодарский.
Определите город по его краткому описанию.
4. Этот город был основан на пересечении древнейших торговых путей между Европой
и Азией. Расположен в дельте крупнейшей реки Европейской части России. В городе дей
ствуют предприятия топливноэнергетического комплекса, судостроения и пищевой про
мышленности. Город является крупным транспортным узлом. Развиты все виды транспор
та: морской, речной, железнодорожный, автомобильный и авиационный.
Пояснение.
При ответе на вопросы такого типа надо найти в описаниях так называемые «ключи»,
которые четко указывают на город.
В дельте крупнейшей реки Европейской части (Волги) расположен г. Астрахань.
От в е т : Астрахань.
Определите страну по её краткому описанию.
5. Эта азиатская страна по размерам территории относится к крупным странам.На севе
ре, в горах, распространены хвойные и смешанные леса, на юге преобладают полупустын
ные и пустынные ландшафты. Характерен резко континентальный климат умеренного
пояса. По суше граничит лишь с двумя государствами.
Пояснение.
При ответе на вопросы такого типа надо найти в описаниях так называемые «ключи»,
которые четко указывают на страну.
К крупной по площади азиатской страной, граничащей с двумя государствами является
Монголия.
От в е т : Монголия.
Конспект урока: Поволжье. Хозяйственный и человеческий потенциал.
Конспект урока: Поволжье. Хозяйственный и человеческий потенциал.
Конспект урока: Поволжье. Хозяйственный и человеческий потенциал.
Конспект урока: Поволжье. Хозяйственный и человеческий потенциал.
Конспект урока: Поволжье. Хозяйственный и человеческий потенциал.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.