Конспект урока "Проявление русского национального характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны" 11 класс

  • Культурные мероприятия
  • Мероприятия
  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературы в 11 классе на тему «Проявление русского национального характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны» Цели урока: *помочь учащимся за строками произведения А.Н.Толстого увидеть, как выковывался и закалялся русский характер в горниле кровопролитных битв Великой Отечественной войны; *познакомить учащихся с этапами подготовки и проведения Курской битвы, побольше узнать фактического материала о том страшном танковом сражении на Курской дуге; *воспитывать непримиримость к войне как злу и насилию, уважение к ветеранам войны, любовь к народу, сумевшему выстоять и победить в самой жесточайшей из войн 20 века.Конспект урока "Проявление русского национального характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны" 11 класс
Иконка файла материала конспект.docx
Урок литературы в 11 классе на тему «Проявление русского национального характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны» Цели урока: *помочь учащимся за строками произведения А.Н.Толстого увидеть, как  выковывался и закалялся русский характер в горниле кровопролитных битв  Великой Отечественной войны; *познакомить учащихся с этапами подготовки и проведения Курской битвы,  побольше узнать фактического материала о том страшном танковом сражении на  Курской дуге; *воспитывать непримиримость к войне как злу и насилию, уважение к ветеранам  войны, любовь к народу, сумевшему выстоять и победить в самой жесточайшей из войн 20 века. Оборудование: карта "Разгром немецко­фашистских войск под Курском";текст  произведения на каждой парте; иллюстрации эпизодов рассказа А.Н.Толстого  "Русский характер", выполненные детьми в качестве индивидуальных заданий;  репродукции картин известных художников о Великой Отечественной войне. И от пуль невредим и жарой не палим, Прохожу я по кромке огня. Видно, мать непомерным страданьем своим Откупила у смерти меня. Испытало нас время свинцом и огнем. Стали нервы железу под стать. Победим. И вернемся. И радость вернем. И сумеем за все наверстать. Алексей Сурков. 1942 год Ход урока 1.Вступительное слово учителя.    О русском национальном самосознании много спорят и пишут сейчас. Русский  характер представляет для многих на Западе загадку, тайну за семью печатями.  Есть люди, которые стараются, чтобы молодежь забыла свои исторические корни,превратилась в "Иванов, не помнящих родства".   Мне кажется, что тема сегодняшнего урока поможет нам почувствовать себя  русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и  гордостью за великий ратный подвиг, совершенный  дедами и прадедами в годы  Великой Отечественной войны.   Каким нужно обладать характером, как любить свою землю, народ, чтобы  выстоять и победить. Об этом размышлял А.Н.Толстой в годы войны в рассказах­ очерках "Русские воины", "Что мы защищаем?", "Москве угрожает враг",  "Родина", "Русский характер".   В своих произведениях А.Н.Толстой прослеживал истоки русского  национального характера, русской государственности, внушал веру в  непобедимость народа. Знание русского характера давало право писателю так  уверенно сказать о неизбежной победе над фашистами.    О русском характере Толстой правдиво поведал в рассказе "Русский характер",  который вошел в цикл произведений, объединенных общим названием ­ "Рассказы  Ивана Сударева" (1942­1944).    Жизненность и достоверность этих рассказов были настолько велики, что  многие читатели писали Толстому письма с просьбой сообщить адрес героев, о  которых он писал , передать им привет. 2. Беседа по содержанию рассказа.   Заранее учащимся было предложено дома внимательно прочитать рассказ,  выполняя при этом следующие задания по группам. * При чтении отметьте, какие эпизоды в рассказе понравились и почему? * Как вы понимаете проявление героизма людьми в годы войны? Кто главный  герой ? Что говорится о нем в рассказе? * Как вы понимаете красоту человека? Докажите текстом рассказа свои мысли.  Какую роль  играет пейзаж в описании душевных переживаний героев? После беседы о первых впечатлениях от прочитанного было предложено передать содержание описанного Толстым боя, его детали. 3. Сообщение заранее подготовленного ученика на тему "Курская битва ­  операция "Цитадель""по следующему плану: 1)Новые виды оружия немецких войск. 2)Название "Курская дуга". 3)Курская битва. Расстановка сил. Этапы. 4)Крупнейшее танковое сражение у деревни Прохоровка. 4. Выразительное чтение учащимся  стихотворения поэта­фронтовика  Алексея Суркова "Солдат":  Стирая рукавом Со лба густую кровь, Перед бойницей вражеского дота, Укрыт глубоким рвом, Он целится и вновь Сечет разящей строчкой пулемета.Взрывается снаряд, Земля летит вразброс, Осколки рвут бугры болотных кочек, А пули все летят, Как будто в землю врос Ожесточенный боем пулеметчик. Смешался с кровью пот Солдатского труда, Несутся с лязгом танки по полянке... И динамит, и тол, и воющий металл, И злая лихорадка автомата... Он в этот ад вошел, он в пламени познал Свой труд пехотного солдата. *В чем же проявился русский характер в ходе Курской битвы? (Русским воинам  всегда были присущи мужество, героизм, чувство долга перед Родиной и  народом.) 5. Анализ образов  и событий. *Останавливаю внимание учащихся на литературоведческих понятиях: сюжет,  композиция, характер литературного героя. *Говоря о характере героя, необходимо обратить внимание на строчки: "Человек  он был простой, тихий, обыкновенный". ­ тем самым подчеркивая, что рассказ  "Русский характер" ­ художественное обобщение. *Как писатель рисует портрет Егора Дремова до и после ранения? ("Среди  других Егор Дремов заметен сильным и соразмеренным сложением и красотой.  Бывало, вглядишься, когда он вылезает из башни, ­ "бог войны"! Спрыгивает с  брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое  лицо и непременно улыбается от душевной доброты".) * Останавливаем внимание на словах "бог войны" и "душевная доброта". (По  своей натуре русский народ ­ добрый, миролюбивый народ.) * Как воевал Егор Дремов? (Доблестно, у него много орденов, и есть даже  золотая звездочка.)  * Как характеризует Егора его улыбка? (Улыбка Егора жизнеутверждающая. Егор прошел через суровые опасности, которые не сломили его и которые закалили в  нем патриотические чувства, он обладает огромной внутренней силой, верой в  победу над врагом.) * Зачитаем фразу из рассказа. "На войне , вертясь постоянно около смерти, люди  делаются лучше, всякая чепуха, всякая шелуха с них слезает, как нездоровая  кожа после ожога, и остается в человеке ядро". Это ядро и есть оптимизм  русского народа, вера в Победу. * Какое впечатление производит обезображенное лицо  Егора на окружающих?  (Медсестра "отвернулась и заплакала", генерал" старался не глядеть на него",  Катя ­" откинулась, испугалась".) * Какие качества Егора раскрываются в его отношении к своему несчастью?("Бывает хуже, с этим можно жить..."Слова Егора свидетельствуют о  непоколебимости воли героя, а его поведение у генерала ­ о наличии чувства  собственного достоинства и умении смотреть правде в глаза. "Я урод, но это делу не помешает".) * Что испытывает Егор, подходя к дому? Какую роль играет пейзаж в описании  душевных переживаний героя? (Пейзаж помогает понять душевное переживание,  охватившее его чувство одиночества:"Было сыро, пустынно, студеный ветер  одинокой тоской насвистывал в уши".) *Эпизод встречи с матерью. Что примечательного заметили вы в поведении  матери еще во время пребывания Егора дома? ( Она проявила заботу, доброту и  сердечность. Но Егора мучает вопрос: нужен ли он кому­нибудь с таким лицом,  если дома его никто не узнал? * Когда появилось решение уйти? Почему? (Боль от необходимости скрывать  свое имя, чтобы не испугать мать, переходит в обиду от сознания, что родные его  не узнали:"...Да признайте же меня , урода, отец, мать!") * Какой вывод мы можем сделать? (Беда не сломила Егора. Он не хочет  чувствовать себя инвалидом, решает вернуться на фронт, бить врага. Егор ­  человек мужественный и скромный, наделенный настоящей человеческой  красотой. Катя искренне любит его, своего жениха. А он не желает связывать  любимую девушку данным когда­то словом: "Катя! вы того обещали ждать, а не  этого".) * В чем же видит А.Н.Толстой сущность русского характера? (Читаем начало и  конец рассказа, выясняем, что сущность русского характера ­ и в героических  подвигах, и в человеческих отношениях друг к другу, в красоте взаимоотношений. Вот слова отца Егора :"Таким лицом гордиться нужно..."И для Кати лицо ­ не  суть человека, не главное в нем" "Егор, не отсылайте меня...я с вами собралась  жить навеки...") 6.Минута тишины. (Подумаем минуту­другую обо всем прочитанном,  пережитом и осмысленном на уроке.) 7. Ученик читает: "Да, вот они русские характеры! Кажется, прост человек,  а придет беда, в большом и малом, и поднимется в нем великая сила ­  человеческая красота".

Посмотрите также