Конспект урока-путешествия по русскому языку "Времена года" 5 класс
Оценка 4.9

Конспект урока-путешествия по русскому языку "Времена года" 5 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
14.03.2018
Конспект урока-путешествия  по русскому языку "Времена года" 5 класс
Данный урок разработан по теме "Главные и второстепенные члены предложения. Урок постоен в форме путешествия по временам года. Через стихи известных поэтов учащиеся повторяют тему "главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Также учитель знакомит их с известными картинами художников -пейзажистов.
Открытый урок 5 класс.docx
План­ конспект урока русского языка Форма проведения: Урок­ путешествие "Времена года" Цель урока:  Создать   условия   для   формирования   языковой   и   коммуникативной компетенций   через   освоение   определений   второстепенных   членов   и особенностей их употребления в речи и на письме, а также через развитие умений анализировать теоретический материал, работать с художественным текстом,   сотрудничая   в   группе,   что   будет   способствовать   нравственно­ этическому учащихся.  воспитанию     Оборудование:  • проектор, компьютер,  • памятки для заполнения «Второстепенные члены предложения»,  • индивидуальные карточки с заданиями.     Добрый день, уважаемые гости. Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку.   Повернитесь   друг   к   другу   и   улыбнитесь.   Ведь   улыбка   –   это самая удивительная вещь, в трудную минуту жизни она делает чудеса. Помните, как поётся в песне: «…от улыбки станет всем светлей!» Как вы уже успели заметить: сегодня у нас есть гости   на уроке, мы рады им, будем стараться работать хорошо, активно, творчески. Пожелаем себе успехов.   Тогда за работу,  удачи желаю я вам!  Запишите   дату     и   тему   урока   «Главные   и   второстепенные   члены предложения». 2.Стадия вызова. Актуализация знаний. Для начала, ребята, мы с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а чего не знаете. Я буду задавать   вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и  вопросы, на которые надо ответить подробно.        Приём «Верные и неверные утверждения» 1) Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да) 2) Верите   ли   вы,   что   предложения   по   цели   высказывания   бывают распространённые   и   нераспространённые?   (нет)   А   какие   они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные) 3) Верите ли вы, что подлежащее и сказуемое –основа предложения? (да) 4) Верите ли вы, что в  простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)  5) Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое) Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)  ­Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)   Итак,  Тема урока: Главные и  второстепенные члены предложения   (Слайд1)  Ребята, является ли эта тема для вас новой? Назовите, какие  второстепенные члены предложения вы знаете?   Ребята, как вы думаете, какие цели на сегодняшнем уроке перед нами  стоят?  Цели, задачи для учащихся:   (Слайд2) Цели сегодняшнего урока: • Повторить, что такое дополнение, определение и обстоятельство.  • Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в  предложении. • Тренироваться в употреблении дополнения, определения и обстоятельства в  устной и письменной речи. Ход урока:  1. Целеполагание.  Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие и назвать наш урок  "Времена года" (Слайд 1).  Сколько всего времен года ?   (4) А какое  сейчас время года? (Поздняя осень) (Слайд 3) Какие признаки у поздней  осени? ( холодная сырая погода, пасмурно, короткие дни, длинные ночи, …)  Сегодня на уроке мы постараемся познакомиться с каждым  временем года поближе, увидеть их  особенности, почувствовать его  красоту и прелесть, нам необходимо найти помощников. Посмотрите,  пожалуйста, на экран. (Слайд 4 ). Ознакомьтесь с двумя группами  предложений и скажите, что в них общего и чем они отличаются? (Одна  грамматическая основа и общее содержание, первая группа предложений  ­ нераспространенные предложения, второе предложение –  распространенное). Осень. Воздух бодрит.                   Славная осень! Здоровый, ядреный  Лед лежит.                                       Воздух усталые силы бодрит.                                                            Лед неокрепший на речке студеной,                                                            Словно как тающий сахар лежит.  ­ Какое предложение помогает нам точнее образнее представить картину  осени? (Второе.)  ­ Какие члены предложения дают возможность увидеть и почувствовать  картину осени? (Второстепенные.) ­ Как вы думаете, нужны ли в предложении второстепенные члены?  Какова же их роль? (Нужны, они позволяют четко и ярко представлять  картины и события, делают речь содержательной, выразительной, без  них предложение часто теряет смысл).  ­ Конечно, второстепенные члены играют важную роль в предложении,  без них мы не могли бы выражать свои мысли. А с помощью  определений человек выражает не только мысли, но и чувства, эмоции по отношению к изображаемым предметам. Одни прилагательные  обозначают просто признак предмета, а другие помогают более ярко и  выразительно описывать предмет. Это эпитеты – художественные  образные определения, о которых мы говорили с вами и на уроках  русского языка и на уроках русской литературы. Таким образом, мы с  вами нашли помощников в нашем путешествии по временам года. Это  именно второстепенные члены предложения.  2. Актуализация знаний уч­ся по теме «Второстепенные члены» через работу с поэтическими текстами. (Работа в группах)  ­ А чтобы вспомнить, как находить в предложении второстепенные  члены, чем они различаются, как их правильно графически обозначать, я предлагаю вам, наконец, отправиться в путешествие. Мы побываем в  гостях у каждого времени года. (Слайд 5) Помогут нам увидеть красоту и очарование каждого времени года замечательные стихи русских поэтов о  природе и знаменитые картины русских художников. Многие  путешественники вели дневник, а мы будем вести свои «Записки  путешественника» И одним из первых заданий будет заполнение  таблицы­памятки «Второстепенные члены предложения».  (Слайд6)  Приготовьте ее, пожалуйста.  ­ Чтобы реализовать наши задачи, мы будем работать в группах. Каждая  группа будет заниматься изучением своего вопроса, а затем передаст знания  всем. Хочу напомнить, что у каждой группы на столах находится памятка  работы в группе и карточка­ инструкция. В качестве справочного материала  вы используете ваш учебник русского языка. Итак, начинаем путешествие.  ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ  1. Внимательно прочитайте задания.  2. Выполняя задания, чётко следуйте инструкции 3. Работайте дружно.  4. Уважайте мнение товарищей.  5. Выберите выступающего. Карточка ­ инструкция №1  1. Прочитайте правило на странице 68.  2. Ответьте на вопросы о дополнении по плану:  ­ Что обозначает?  ­ На какие вопросы отвечает?  ­ Какой частью речи выражено?  ­ Как подчёркивается?  3. Запишите в тетрадь и разберите предложение, найдите определения.  Есть в светлости осенних вечеров  Умильная, таинственная прелесть!  4. Выберите выступающего для передачи материала классу.  Карточка ­ инструкция №2  1. Прочитайте правило на станице 71.  2. Ответьте на вопросы об определении по плану:  ­ Что обозначает?  ­ На какие вопросы отвечает?  ­ Какой частью речи выражено?  ­ Как подчёркивается?  3. Запишите в тетрадь и разберите предложение, найдите дополнение.  Поет зима ­ аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. 4. Выберите выступающего для передачи материала классу  Карточка­ инструкция №3  1. Прочитайте правило на станице 72.  2. Ответьте на вопросы об обстоятельстве по плану: ­ Что обозначает?  ­ На какие вопросы отвечает?  ­ Какой частью речи выражено?  ­ Как подчёркивается?  3. Запишите в тетрадь и разберите предложение, найдите обстоятельство.  С горы бежит поток проворный,  В лесу не молкнет птичий гам.  4. Выберите выступающего для передачи материала классу.  Готовятся по 5 минут . Выступления групп  ­ А сейчас группы внимательно слушают выступления друг друга и будут  разбирать предложения выступающих групп.  Пишут  в тетради  все. 1 группа. Определение.  Итак, начнем наше путешествие. ­ Сейчас октябрь, и первой в своем великолепном дворце нас встречает  красавица Осень в золотых нарядах. Посмотрите, какими яркими  красками раскрасила Осень деревья на картине Василия Дмитриевича  Поленова «Золотая осень» и чем восхищается поэт Федор Иванович  Тютчев в стихотворении «Осенний вечер». ( Слайд 7)  Есть в светлости осенних вечеров  Умильная, таинственная прелесть!..  Ф.И.Тютчев «Осенний вечер»  Какой второстепенный член помогает передать настроение осеннего  вечера? (Определение.)    Разберем предложение по членам.   (Слайд 8). Пишут все. Группа выступает с сообщением об определении по памятке, заканчивая свое  выступление  весёлым  стих­ием А.И. Косоговского об определении.  2 группа. Дополнение ­ А теперь мы в гостях у волшебницы Зимы. Как бережно укутала она  белым покрывалом лес на картине Ивана Ивановича Шишкина «Зима» и как сурова она в стихотворении «Зима» Сергея Александровича Есенина! Какой член предложения распространяет главные члены в данном  предложении? (Дополнение)  ( Слайд  9)  Вот морозы затрещали  И сковали все пруды.  С.А. Есенин «Зима»  Разберем предложение по членам.  (Слайд10). Пишут все. Группа выступает с сообщением о дополнении по памятке, заканчивая свое  выступление  правилом о дополнении.  3 группа. Обстоятельство  ­ Царство Весны встречает нас звоном капели и птичьими трелями.  Легкое дыхание весны чувствуется в картине «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова и в отрывках из стихотворений Федора  Ивановича Тютчева «Весенняя гроза» и Сергея Александровича Есенина  «Наступление весны». Расскажите об обстоятельстве и найдите его в  предложениях  ( Слайд 11)  С горы бежит поток проворный,  В лесу не молкнет птичий гам.  Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»  Разберем предложение по членам.  (Слайд12). Пишут все. Группа выступает с сообщением об обстоятельстве по памятке, заканчивая свое выступление  весёлым  стих­ием  А.И. Косоговского об обстоятельстве.  Все группы .   Лето.  (Слайд13) ­ Запах душистых трав, ласковое дуновение теплого ветерка – Лето так и  манит нас в свои края. Картина Исаака Ильича Левитана «Лето» и  строки стихотворения Александра Александровича Блока «Летний  вечер» пронизаны солнечным светом. Давайте все вместе отправимся в  лето и покажем, как хорошо мы знаем все второстепенные члены и  назовем их в этом отрывке.  ( Слайд14)  Последние лучи заката  Лежат на поле сжатой ржи . А.А. Блок «Летний вечер»  ­ В начале урока мы с вами отметили, что главные члены предложения –  подлежащее и сказуемое – несут главную, смысловую нагрузку  предложения, а что же делают второстепенные члены предложения? Что  происходит с предложением как только в нем появляется хоть один  второстепенный член предложения? ( предложение превращается из  нераспространенного в распространенное) Давайте охарактеризуем наше предложение о лете (выполняется синтаксический разбор  простое,  повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное)   3. Подведение итога.  Итак, давайте подведем итог, посмотрев на ваши памятки. Все ли верно  вы записали и запомнили? Проверьте, есть ли в ваших памятках  недочеты, ошибки, исправьте их. Какую новую информацию вы узнали  для себя о второстепенных членах предложения?  ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ  Определение                              Дополнение                           Обстоятельство  Что обозначает? признак предмета Предмет  место, время, причина, образ действия На какие вопросы отвечает? какой? чей?  вопросы косвенных падежей  где? куда? откуда? когда? почему? как?  Чем выражено? прилагательное,  местоимение существительное,  местоимение существительное с предлогом, наречие  Как подчёркивается?  4. Творческая работа по маршрутам.  Я думаю, что если бы мы на самом деле путешествовали с вами по  временам года, вы бы не ограничились одним путешествием и решили  бы отправиться еще раз, но уже по другому маршруту. Вот мы сейчас и  отправимся дальше каждый по своему маршруту (учащиеся переходят по маршрутам и образуют новые группы)  ­ А теперь представьте себе, что главный редактор одной из наших  местных газет узнал о нашем с вами путешествии и решил, что мы можем помочь ему в трудной ситуации, в которой оказалась газета. Нужно  срочно написать маленькие статьи в рубрику "Осенние зарисовки». Вы  будете выполнять это задание на карточке с таким же названием.  Задание для 1 группы  Запиши текст, распространяя его второстепенными членами. Сделай  вывод, для чего нужны второстепенные члены предложения в тексте.  3. Задание.  Прошло (прил. …..) лето. Наступила (прил. ….) осень. В лиственном лесу деревья (наречие …..) облетели. Только берёзки сохранили (прил. …..)  листочки. (Прил. …..) лучи озаряют лес. Природа готовится к (сущ. с  предлогом …..).  Наличие в предложении не менее 6 членов предложений.  5. Инструмент проверки.  Модельный ответ  Прошло жаркое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья  давно облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи  озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.  Задание для 2 группы:  Коз №2  1. Стимул. Если ты успешно выполнишь задание, то поможешь  нерадивому корреспонденту, который перепутал времена года и вместо  осени написал о весне, а также научишься сам составлять аналогичные  тексты.  2. Задачная формулировка. Напиши похожий текст, но только об осени,  распространив его второстепенными членами. Определи, зачем нужны  второстепенные члены в тексте.  3. Задание  Наступление весны.  Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и  почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях  появляются первые листочки. Всё кругом оживает.  Наличие в предложении не менее 10 второстепенных членов  предложений.  5 . Инструмент проверки  Модельный ответ  Наступление осени.  Солнце светит все тусклее. Степная дорога подмерзает. Снег слегка покрыл землю белым покрывалом. Дует холодный ветерок. На дорожках блестят  льдинки. На деревьях остались последние листочки. Все кругом  засыпает. Осенний лес удивительно красив!  ­ А чтобы лучше настроиться на осенний лад, вы будете работать под  музыку  П. И. Чайковского «Времена года» «Осень».  (Щёлкнуть кнопку на слайде ).  Я думаю, вам это поможет.     Выступления групп.  6. Подведение итогов. Читают свои работы.  ­ Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте  сделаем вывод: Домашнее задание:  Написать  мини­сочинение на тему «Волшебница­осень»  из 6 предложений по данному началу, распространяя предложения  второстепенными членами.      Данное начало: Я осторожно шагнул(а) на лесную тропинку…  (Слайд15) Образец Я шагнула на усыпанную листьями тропинку и замерла от восхищения.  Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные  волшебницей­осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная,  стройная в своём чёрно­ белом сарафане. Над ней шелестит своими  могучими ветвями дуб. Ярко­зелёная ель раскинула мягкие пушистые  лапы. Под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивительно  прекрасен! Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и  второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют,  какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним  словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой. И я  думаю, что посредством этой работы вы еще больше приблизились к  природе и полюбили её. А любить природу ­ это значит любить Родину. ( М. Пришвин)  7. Рефлексия  ­ А теперь давайте подведём итог нашей всей работы. Какое из заданий  вам удалось выполнить легко? При выполнении какого задания вы  ощутили трудности?  ­ Кто в группе был самым активным? Кто хорошо работал? Кто не успел  сегодня пройти весь путь, тот продолжит его на следующих уроках.  ­ Сегодня вы прочитали отрывки из замечательных стихотворений  великих русских поэтов, увидели картины знаменитых русских  художников. Они воспевали красоту русской природы, которую мы с  вами видим каждый день и часто не замечаем ее красоты. Надеюсь, что  бережное и внимательное отношение к природе, ваша любознательность  и обращение к творениям настоящих мастеров литературы и живописи  помогут вам открыть новое и удивительное в каждом времени года.  Спасибо вам за урок!   Отметить лучших!!!  Желаю вам успехов в учебе и в изучении русского языка! Берегите природу и наслаждайтесь красотой  каждого времени года!

Конспект урока-путешествия по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия  по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия  по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия  по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия  по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия  по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия  по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия  по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия  по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия  по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия  по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия  по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия по русскому языку "Времена года" 5 класс

Конспект урока-путешествия  по русскому языку "Времена года" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2018