М. Ю. Лермонтов. «Демон»: замысел, особенности сюжета и композиции. Герои поэмы. Образ Демона в творчестве Лермонтова. «Демон». «Мой Демон». Проблематика и поэтика поэмы «Демон». Анализ эпизода из поэмы. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Десятиклассники уже знакомы с лироэпическими произведениями Лермонтова, поэтому начать урок можно с повторения его поэм «Песня про... купца Калашникова» и «Мцыри». Эта работа может быть организована в форме фронтальной беседы или в виде сообщений учащихся на темы:
1. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова в русской литературной критике. Историческая и народно-поэтическая основы поэмы.
2. «Мцыри» Лермонтова и «Цыганы» Пушкина как романтические поэмы. Особенности их сюжетно-композиционной структуры.
Обобщая результаты беседы или сообщений учащихся, класс делает следующие выводы.
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтов ищет идеал в историческом прошлом и народных нравственных основах. Однако патриархальная эпоха гибнет безвозвратно, что усиливает трагизм мироощущения. В поэме «Мцыри» романтический герой Лермонтова трагически обречен. Мцыри как герой действия, дитя природы, наследник отцов поставлен в ситуацию изоляции от естественного для него мира, разлучен с родиной. Но выросший в чуждой среде, он уже не может вернуться в лоно природы, которая стала для него врагом. Всякое возвращение назад невозможно, что также усиливает трагизм звучания поэмы.
В центре урока изучение поэмы «Демон».
Во вступительном слове учителя или индивидуальных сообщениях учащихся должна прозвучать информация о том, что замысел поэмы возник еще у юного поэта, когда он в 1829 г. создал стихотворение «Мой Демон», написанное, вероятно, под явным влиянием стихотворения Пушкина «Демон», которое было известно задолго до его публикации в 1834 г.
После чтения этих стихотворений возможна беседа, включающая вопросы и задания для сопоставительного анализа этих стихов.
Вопросы и задания к стихотворениям «Мой Демон» Лермонтова и «Демон» Пушкина
1. Найдите в этих стихотворениях общие образы и картины.
2. Охарактеризуйте образ лирического «я» в каждом стихотворении. Чем они отличаются?
3. Каково отношение «каждого» Демона к вечным ценностям: любви, природе, искусству и т. п.?
4. Что общего и различного в художественной форме каждого стихотворения?
5. Какие черты романтизма можно в них заметить?
6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Мой Демон» Лермонтова со стихотворением «Демон» Пушкина.
Начать разговор о поэме Лермонтова «Демон» целесообразно с рассказа о падшем ангеле и чтения отрывков из нее, что поможет «погрузить» класс в эмоциональную атмосферу поэмы. Из I части могут быть выразительно прочитаны главы I—IV, VI—VII, а также прослушаны первый и второй романсы Демона из одноименной оперы А. Рубинштейна («Не плачь, дитя! не плачь напрасно...» и «На воздушном океане...»).
Из II части поэмы можно инсценировать разговор Тамары и Демона (глава X) и прочитать выразительно финал поэмы, а также прослушать третий романс Демона из оперы «Демон» («Я тот, которому внимала...»).
Вопросы и задания для беседы с классом
1. Охарактеризуйте образ Демона. Докажите текстом, что он отрицает мир, считает бытие бессмысленным и мстит человечеству и Богу.
2. Какой смысл придает образу Демона его любовь к Тамаре? Достоин ли он сочувствия?
3. Дайте характеристику образу Тамары. Почему автор приводит ее к гибели?
4. Возможны ли возрождение Демона и его гармония с миром, о которых он мечтает, через любовь к земной женщине?
5. Какой смысл приобретает в поэме вечное противостояние добра и зла?
6. Какую смысловую роль играет в поэме пейзаж?
7. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте образы Демона и Печорина.
8. Индивидуальное задание 2. Сопоставьте образ Тамары из поэмы «Демон» с образом царицы из стихотворения Лермонтова «Тамара».
Для анализа можно выбрать один из нескольких эпизодов, например:
— смерть жениха (часть I, гл. Х—ХII);
— похороны Тамары (часть II, гл. ХIII—XV);
— поединок Ангела и Демона (часть II, гл. XVI).
Остальные эпизоды можно предложить для самостоятельной интерпретации в домашней работе.
Итог уроков. В поэзии Лермонтова завершается развитие русского романтизма. От жанрового мышления поэт переходит к мышлению стилями, свободным формам лирического высказывания и закрепляет эту традицию в русской лирике. Романтические поэмы Лермонтова обнажают кризис этого жанра, появляются «иронические» поэмы, в которых намечаются реалистические стилевые искания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.