Конспект урока "Решение задач на проценты" 6 класс
Оценка 4.6

Конспект урока "Решение задач на проценты" 6 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика
6 кл
10.02.2017
Конспект урока "Решение задач на проценты" 6 класс
В конспекте урока показан урок обобщения знаний. Форма проведения: урок с использованием информационно коммуникационных технологий. Урок предназначен для учащихся 6 класса для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «проценты»; закрепления навыка решения всех типов задач на проценты, а также решение задач на простые и сложные проценты, для развития логического мышления и мировоззрения учащихся, воспитания у школьников устойчивого интереса к математике.
Решение задач с процентами 6 классOffice Word (2).docx

 Тема урока: « Решение задач с процентами». (6 класс)

 

Тип урока: урок обобщения знаний.

Форма проведения: урок с использованием информационно коммуникационных технологий.

Цели урока:

1) Дидактические: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «проценты»;

закрепить навык решения всех типов задач на проценты, а также

решение задач на простые и сложные проценты.

2) Развивающая: продолжить развитие логического мышления и мировоззрения

учащихся.

3) Воспитательная: продолжить воспитание у школьников устойчивого интереса к

математике.

 

На уроке используются: экран, проектор, ноутбуки или компьютеры (мультимедийная

установка), таблица, индивидуальные карточки для учащихся.

 

Ход урока: 1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

3. Актуализация знаний: историческая справка, проверка домашнего

задания, устная работа, математический диктант.

4. Занимательная математика.

5. Решение задач.

6. Самостоятельная работа.

7. Рефлексия (итог урока).

 

Приложения: презентация.ppt, тесты.exe

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

 

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мы начнём с загадки, отгадайте, что это за слово? (слайд 1)

Часть слова первая - предлог,

Вторая – мелкая монета,

А весь он, он бы нам помог

При счёте, ну и что же это? (Процент)

Итак, тема нашего урока «Проценты». (слайд 2)

Запишите в тетради число, классная работа и тему урока.

 

2. Постановка цели урока.

 

А где в повседневной жизни встречается понятие процента. Приведите утверждения с процентами (дети приводят примеры). Итак, мы видим как часто встречается понятие процента, как необходимо знать и понимать что это. И цель нашего сегодняшнего урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Проценты», отработать навык решения задач на проценты.

 

3. Актуализация знаний.

 

- Дайте математическое определение процента.

(Процентом – называется 1/100 часть. 1% = 1/100) (слайд 3)

- Чему равна вся величина? (т.к. 1% = 1/100, то вся величина равна 100%)

- Но откуда произошло слово «процент» и почему оно так обозначается? (слайд 4)

(1 человек рассказывает об истории, а в это время 3 человека у доски заполняют таблицу для проверки домашнего задания)

1% = http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_1c8ee741.gif = 0,01

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_6809c73d.gifТипы

Задач

Способы

решения

Нахождение % от числа.

Нахождение числа по его %.

Ск. % одно число составляет от другого?

Найти 17% от 34

Найти число, если 17% его сост. 34

Ск. % составляет 17 от 34

Обыкновенные

дроби

34 : 100 ∙ 17 = 5,78

34 : 17 ∙ 100 = 200

 

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_2c93813d.gifhttp://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m48dfd354.gif= 50%

 

Десятичные дроби

17% = 0,17

0,17 ∙ 34 = 5,78

34 : 0,17 = 200

 

 

17 : 34 = 0,5 = 50%

 

Пропорция

17% - х

100% - 34

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m489187a0.gif; х = 5,78

34 – 17%

х – 100%

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_2f1803ec.gif; х = 200

 

34 – 100%

17 – х%

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_38c95c18.gif; х = 50

- Ребята, вспомните, какие типы задач на проценты мы знаем? (слайд 5)

Задачи на проценты

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_7452313d.gif

Нахождение процентов Нахождение числа Сколько процентов составляет

от числа. по его проценту. одно число от другого?

 

(слайд 6) Посмотрите на эти схемы, придумайте задачу к каждой схеме и решите тремя способами(устно):

220 – 100% 120 – 15% ? (Какая задача спрятана, на какой

х - 15% х - 100% тип, придумайте задачу)

(слайд 7) Выполните устно следующее задание:

Докажите или опровергните высказывания:

1. 0,6 b составляют 30% от 2b; (истинно)

2. 0,4 с на 40% меньше, чем с; (ложно)

3. 2d на 200% больше, чем d; (ложно)

4. 30% равны одной трети; (ложно)

5. 76% больше трёх четвертей; (истинно)

6. Увеличить на 300% - это увеличить в 3 раза; (ложно)

7. Уменьшить на 50% - это уменьшить в 2 раза; (истинно)

8. 200 г 10% сахарного сиропа содержит 10 г сахара. (ложно)

А теперь проведём математический диктант. Запишите в тетради номер варианта и записывайте только номер задания и ответ. (слайд 8)

Проверка осуществляется в форме взаимопроверки (меняются друг с другом тетрадями, проверяют и выставляют оценки: 7 верных ответов – «5»; 6 верных ответов – «4»; 4-5 верных ответов – «3»)

 

I ВАРИАНТ

II ВАРИАНТ

 

1.       Найдите 8% от 400.

2.       Найдите число, 5% которого равны 20.

3.       Сколько процентов составляет 8 от 40?

4.       Как называется 1% от метра?

5.       Число 60 увеличили на 15. На сколько процентов увеличили число?

6.       Цена на шоколад понизилась на 10%.

Сколько теперь будет стоить 10-рублёвая шоколадка?

7.       Некоторое число увеличили в 5 раз. На сколько процентов увеличили число?

1.       Найдите 6% от 700.

2.       Найдите число, 20% которого равны 40.

3.       Сколько процентов составляет 6 от 50?

4.       Как называется 1% от рубля?

5.       Число 75 уменьшили на 15. На сколько процентов уменьшили число.

6.       Мартышка собиралась съесть 30 бананов, но съела на 20% больше. Сколько бананов съела мартышка?

7.       Некоторое число увеличили на 500%. Во сколько раз увеличили число?

Ответы: I вариант: 1) 32; 2) 400; 3) 20%; 4)сантиметр; 5) 25%; 6) 9 руб.; 7) 400%. (слайд 9) II вариант: 1) 42; 2) 200; 3) 12%; 4) копейка; 5) 20%; 6) 36 бананов; 7) 6 раз.

 

4. Немного занимательной математики.

 

Блез Паскаль говорил: «Предмет математика настолько серьёзен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным».

Поэтому я предлагаю послушать сказку «Хитрые проценты» [1] (дети читают по ролям) Но будьте внимательны. Вам нужно будет сформулировать, какую задачу пришлось решать героям данной сказки. (слайды 10 – 16)

Хитрые проценты.

Жили - были в Африке непоседливая Мартышка, рассудительный Удав, болтливый Попугай и очень умный Слонёнок. Да-да! Те самые, которых придумал писатель Григорий Остер.

Однажды Удав сказал: «Надоело мне ползать по земле. И не видно ничего, и медленно. Давайте купим вертолёт и посадим в него меня». «И меня, - закричала Мартышка. – Мы полетим быстрее Попугая!»

«Это мы ещё посмотрим», - возразил Попугай. А Слонёнок очень огорчился: «Меня в вертолёт не посадишь. Авария будет!»

Слонёнка утешил Удав: «Ты будешь судьёй нашего соревнования. Но где нам взять вертолёт?» «Я придумала! – заорала мартышка. – Пусть Попугай слетает в магазин и купит там заводной вертолёт. Он стоит сто бананов, и я их сейчас соберу».

Собрала Мартышка сто бананов, и Попугай полетел в город. Вернулся он очень быстро. «Где мой вертолёт?» - спросил Удав. «Где мои бананы?» - закричала Мартышка. «Вертолёты подорожали, - объявил Попугай, - на 10 процентов. Так что бананов не хватило, и я раздал их детям. Дети сказали мне, что завтра вертолёты снова подешевеют. И опять на 10 процентов».

Наутро Попугай, захватив новые сто бананов, полетел в магазин. Скоро Попугай вернулся с прекрасным вертолётом.

«Почему это ты облизываешься?» - подозрительно спросила Попугая Мартышка». «А потому, что я съел оставшийся банан». «Не понимаю, - сказал Удав. – Вертолёт сначала стоил сто бананов. Потом он подорожал на 10 процентов, потом подешевел тоже на 10 процентов». «А я тебе дала ровно сто бананов», - вмешалась Мартышка». «Я и сам не понимаю, - сказал Попугай, но банан был очень вкусный». И он расправил крылья, готовясь к соревнованию.

А Слонёнок сказал так: «Когда вертолёт подорожал, он стал стоить сто десять бананов. А подешевел он на десять процентов от ста десяти, то есть на одиннадцать бананов. Значит, теперь вертолёт стоит девяносто девять бананов, и всё правильно. Ну, летите, а я буду судить».

- Итак, сформулируйте задачу? Почему цена на бананы уменьшилась?

5. Решение задач.

2 человека получают индивидуальные карточки и работают на скрытых досках.

Карточка 1. По закону о защите прав потребителя продавец несёт ответственность за

каждый день задержки выполнения требований потребителя о замене

некачественного товара в размере одного процента стоимости товара. Какова

была стоимость товара, если с учётом задержки на 15 дней продавец

вынужден был заплатить 1840 рублей?

Карточка 2. Парки и скверы в городе N занимают 20% от площади города. Городскими

властями решено ежегодно увеличивать площади зелёных насаждений на

15% от прошлогодних площадей (до достижения нормальной экологической

обстановки). На сколько увеличится площадь зелёных насаждений через 3

года, если площадь города составляет 30 км2? (Ответ округлите до целых).

 

Остальные решают задачи (слайд 17) (один ученик работает у доски):

1. Слонёнок за весну похудел на 20%, потом поправился за лето на 30%, за осень опять

похудел на 20% и за зиму прибавил в весе на 10%. Остался ли за этот год его вес

прежним? Если изменился, то на сколько процентов и в какую сторону?

Решение: 1) 80 + 80 ∙ 0,3 = 104% - после лета.

2) 104 – 104 ∙ 0,2 = 83,2% - после осени.

3) 83,2 + 83,2 ∙ 0,1 = 91,52% - после зимы.

Ответ: похудел на 8,48%.

2. Хранили 20 кг крыжовника, ягоды которого содержат 99% воды. Содержание воды в

ягодах уменьшилось до 98%. Сколько крыжовника получится в результате?

Решение: 1) 20 ∙ 0,01 = 0,2 (кг) – сухого вещества.

2) 0,2 : 0,02 = 10 (кг) – стало крыжовника.

Ответ: 10 кг.

- Ребята, а какие задачи на проценты мы с вами ещё не повторили? (задачи на простые и сложные проценты)

- В каких задачах обычно встречаются простые и сложные проценты? (в задачах на банковские расчёты)

- Но законы простого и сложного процентного роста встречаются не только в задачах на банковские расчёты. Проверяются и комментируются задачи, которые дети решали на индивидуальных карточках.

Карточка 1. (слайд 18)

Решение: Sn = ( 1 + http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m1ac831bf.gif)S – формула простого процентного роста.

1840 = (1 + http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m4d7dc1e1.gif)S;

S = 1600. Ответ: 1600 рублей.

- Всегда ли формула имеет такой вид? Если Sn = ( 1 - http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m1ac831bf.gif)S, то какой рост?

Карточка 2. (слайд 19)

Решение: Sn = (1 + http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_7df4aeb9.gif)nS – формула сложного процентного роста.

1) 30 ∙ 0,2 = 6 (км2) – парки и скверы.

2) (1 + http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m4d7dc1e1.gif)3 ∙ 6 ≈ 9 (км2) через 3 года.

3) 9 – 6 = 3 (км2) – увеличение.

Ответ: на 3 км2.

- В чём состоит разница простого и сложного процентного роста? (при простом росте процент каждый раз исчисляется, исходя из начального значения, а при сложном росте он исчисляется из предыдущего значения. При простом росте 100% - начальная сумма, а при сложном 100% каждый раз новые – предыдущее значение).

 

6. Самостоятельная работа

 

Обучающиеся работают на компьютерах или ноутбуках.

Выполняют задания по вариантам: «Тест – вариант 1» и «Тест- вариант 2» [2].

 

7. Рефлексия. Итог урока. (слайд 20)

 

Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что повторили?

- Чью работу на уроке вы можете сегодня отметить? (Оценки)

Оцените свою работа. Начертите отрезок, на одном конце 0 (ничего не понятно) на другом 1(всё понятно). Выставите любую фигурку, которая покажет уровень понимания, того чем мы занимались на сегодняшнем уроке.

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m253661c1.gif

http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_6065360b.gifhttp://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_m59348fe5.gif

0 1

Домашнее задание: № 103, 110, придумайте задачу, решением которой является уравнение 1,5х – 3 = х + 7,5 и решите его методом «весов», № 102*(для желающих)


 

Тема урока: « Решение задач с процентами»

Тема урока: « Решение задач с процентами»

Типы Задач Способы решения

Типы Задач Способы решения

Блез Паскаль говорил: «Предмет математика настолько серьёзен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным»

Блез Паскаль говорил: «Предмет математика настолько серьёзен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным»

Решение: S n = ( 1 + )S – формула простого процентного роста

Решение: S n = ( 1 + )S – формула простого процентного роста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017