Тема урока по обществознанию в 6 классе
«Роль деятельности в жизни человека и общества».
Цель урока:
Углубить, расширить, и закрепить представления учащихся об основных видах деятельности человека (игра, учеба, труд, общение);Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Ребята выберите каждый сам для себя подходящий смайлик и попробуйте его изобразить. А я должна угадать по вашему лицу, какое сейчас у вас настроение.
Тема урока по обществознанию в 6 классе
«Роль деятельности в жизни человека и общества».
Цель урока:
Углубить, расширить, и закрепить представления учащихся об основных видах деятельности
человека (игра, учеба, труд, общение);
Ход урока:
Создание психологической атмосферы. Учитель мотивирует учащихся на работу.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Ребята выберите каждый сам для себя подходящий
смайлик и попробуйте его изобразить. А я должна угадать по вашему лицу, какое сейчас у вас
настроение.
Замечательно, у всех хорошее, радостное настроение.
О чем у нас пойдет сегодня речь? Я надеюсь вы самостоятельно ответите на этот вопрос, выполнив
следующее задание.
Посмотрите на слайд и определите, что объединяет эти иллюстрации.
Сейчас, перед тем как мы с вами обозначим тему урока, я вам покажу по 4 картинки, и вы
постарайтесь понять что их объединяет, и параллельно записать план сегодняшнего урока.
(показываю 14 слайд)
1. Игра
2. Учение
3. Труд
4. Общение.
Вот мы и составили план урока. Скажите пожалуйста, что объединяет все эти слова? (это
виды деятельности). Правильно, но тему мы обозначим чуть шире, «Роль деятельности в
жизни человека и общества». И повторяя каждый вид деятельности будем возвращаться к
этому вопросу, «В чем их роль?»Давайте вспомним что обозначает это понятие. Подберите к слову “деятельность” синонимы. Вы
будете называть их, а я записывать на доске. За тем мы попробуем дать определение слову
“Деятельность”
(Технология “Снежный ком) Ученики называют синонимы, учитель записывает их на доске ( труд,
действия, дела, занятие…). После чего ученики открывают словарь в конце учебника и сравнивают
свои предположения с теорией.
Учитель – Записав все предложенные слова, предлагает ученикам ответить на вопрос “Что же
такое деятельность?”
Ученики предлагают свои варианты ответов – деятельность это труд, деятельность это умение что
то делать, это осознанный труд, занятие, присущее только людям ..)
Учитель: Давайте проверим по словарю, правильно ли мы понимаем значение этого слова.
Ученики открывают словарь (учебник стр. 108) и читаю определение слова “деятельность после
чего записывают его в тетрадь.
“Деятельность – способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его
содержание – изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в
природе”.
1. На первой ступени у нас стоит игра.
В каком возрасте игра является ведущим видом деятельности – (Ответ: от 2 до 7 лет.)
Вы любите играть? Какие игры знаете?
Давайте поиграем в игру. (Ученики из 1 парты разворачиваются к ученикам из 2 парты,
образуя группу, и так весь класс).
Необходимо из слова «Деятельность» составить как можно больше существительных слов,
слова пишут по кругу, и они не должны повторятся. Пример: нос, сон, тело, лето, деятель,
тост и тд).
Сделаем вывод: Какова роль игры в нашей жизни?
2. Затем после игры стоит учеба. Взгляните на картину Федора Решетникова «Опять двойка»
(ученики описывают каждого из членов семьи: у кого какое выражение лица, кто чем занят.)
Можно ли сказать что этот ученик справляется с этим видом деятельности? (нет).
Перечислите мне качества идеального ученика? (умный, старательный, воспитанный, усидчивый,
любознательный.) У вас имеются эти качества?
2Сделаем вывод: Какая роль учения в нашей жизни?
3. И на 3 ступени – труд.
1. Труд Работая в парах, соберите правильно пословицы и раскройте их смысл.
Больше дела — меньше слов.
Всякая работа мастера хвалит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Глазам страшно, а руки сделают.
Делу время, потехе — час
Терпение и труд всё перетрут.
Труд кормит, а лень портит.
Кончил дело гуляй смело.
4. Читают притчу о труде и отвечают на вопросы.
Однажды по пыльной дороге шел путник и за поворотом, на самом солнцепеке, в пыли,
увидел человека, тесавшего огромный камень. Человек тесал камень и очень горько
плакал…
Путник спросил у него, почему он плачет, и человек сказал, что он самый несчастный на
земле и у него самая тяжелая работа на свете. Каждый день он вынужден тесать огромные
камни, зарабатывать жалкие гроши, которых едва хватает на то, чтобы кормиться. Путник
дал ему монетку и пошел дальше.
И за следующим поворотом дороги увидел еще одного человека, который тоже тесал
огромный камень, но не плакал, а был сосредоточен на работе. И у него путник спросил, что
он делает, и каменотес сказал, что работает. Каждый день он приходит на это место и
обтесывает свой камень. Это тяжелая работа, но он ей рад, а денег, что ему платят, вполне
хватает на то, чтобы прокормить семью. Путник похвалил его, дал монетку и пошел дальше.
И за следующим поворотом дороги увидел еще одного каменотеса, который в жаре и пыли
тесал огромный камень и пел радостную, веселую песню. Путник изумился. «Что ты
делаешь?!!» – спросил он. Человек поднял голову, и путник увидел его счастливое лицо.
«Разве ты не видишь ? Я строю храм!»
1. Как относится 1 работник к своей работе?( плохо, не любит свою работу)
2. Как относится 2 работник к своей работе?(хорошо, старается для денег)
3. Как относится 3 работник к своей работе?(любит свою работу, делает ее с удовольствием)
4. Как вы думаете, в чем смысл притчи? ( любой труд будет в удовольствие, если любить ее)
3Итак, Какова роль труда в нашей жизни?
5. Четвертым видом деятельности является общение. Какие виды общения вам известны?
(Вербальное, невербальное, официальное, неофициальное).
Давайте посмотрим видеоролик о общении.
Почему внук не понял дедушку? (говорил на сложном для ребенка языке)
Давайте прочитаем правила общения, для того, чтоб понять друг друга.
1. Слушать больше, чем говорить.
2. Не лгать самому и не заставлять лгать собеседника.
3. Думать, прежде чем сказать.
4. Не высмеивать собеседника.
5. Не перебивать, давая возможность высказаться.
6. Избегать высокомерного, пренебрежительного поведения по отношению к собеседнику.
7. Придерживаться уверенного, но дружелюбного тона.
8. Уважать точку зрения собеседника.
9. Называть собеседника по имени.
10. При встрече с любым человеком иметь хорошее, позитивное настроение.
Вы согласны с этими правилами?
Какая роль общения в нашей жизни?
Рефлексия. Заполняют лист самооценки.
Лист самооценки ____________________________ФИО. Ставим + на правильный ответ.
№
Критерии
Сам
Учитель
1
2
3
4
5
Знаю тему урока
Умею составлять план урока
Умею работать в группе
Умею отвечать на вопросы по тексту
Умею анализировать картину
4Отвечают на вопросы:
Что было интересным на уроке?
Что было сложным на уроке?
Д/3: Составить расписание своей деятельности на каникулы: в какой день и что планируете
сделать.
5