Конспект урока русского языка для 4 класса по теме: "Предложения с обращениями".
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
21.04.2017
План – конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему:
«Предложения с обращениями».
Учитель: Полозок Ольга Васильевна
Цель урока:
• Дать понятие «обращение»;
• Развивать навыки составления предложений с обращениями в соответствии с речевой ситуацией, читать их с правильной интонацией;
• Научить ставить знаки препинания в предложениях с обращением;
• Акцентировать внимание учащихся на использование обращений в речи в соответствии с нормами этикета.План – конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему:
«Предложения с обращениями».
Учитель: Полозок Ольга Васильевна
Цель урока:
• Дать понятие «обращение»;
• Развивать навыки составления предложений с обращениями в соответствии с речевой ситуацией, читать их с правильной интонацией;
• Научить ставить знаки препинания в предложениях с обращением;
• Акцентировать внимание учащихся на использование обращений в речи в соответствии с нормами этикета.
Урок 4 класс р.я..doc
План – конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему:
«Предложения с обращениями».
Учитель: Полозок Ольга Васильевна
Цель урока:
Дать понятие «обращение»;
Развивать навыки составления предложений с обращениями в соответствии с речевой ситуацией, читать их
с правильной интонацией;
Научить ставить знаки препинания в предложениях с обращением;
Акцентировать внимание учащихся на использование обращений в речи в соответствии с нормами этикета.
Ход урока
I. Орг. момент
Здравствуйте, садитесь.
II. В тетрадях запишите число, классная работа.
III. Целеполагание:
Представьте себе, что вы находитесь в помещении, где много людей: детей и взрослых, молодых и не очень,
знакомых и незнакомых. Допустим, что вам нужно узнать, который час. Как вы это сделаете? (ответы детей)
Как вы выделите того человека, к которому адресуете вопрос?
Какое действие вы выполните?
Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (обсуждение, варианты ответов)
Итак, тема нашего урока «Предложения с обращениями». Сегодня мы будем учиться составлять предложения с
обращениями, обратим внимание на знаки препинания в таких предложениях.
IV. Основная часть.
1. Слово учителя о появление слова «обращение»:
Обращение это слово или словосочетание, называющее адресата речи (лицо или предмет):
Труд этот, Ваня, был страшно громаден (Н.А. Некрасов). Обращением в этом предложении является
слово Ваня.
Основная функция обращения побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в
качестве обращения часто употребляются имена, отчества и фамилии. Обращениями также служат: названия лиц
по степени родства; названия или клички животных; названия предметов или явлений неживой природы.
Роль обращения в предложении обычно выполняет имя существительное в именительном падеже или другая
часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и т.д.): Ты очень занят, Павел? (Н.
Островский).
Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединяются сочинительным
союзом И. Между ними ставится либо запятая, либо восклицательный знак, например:
Ваня и Петя, я буду писать вам. Мама! Папа! Идите скорее сюда!
2. Объяснение нового материала:
Речевой этикет разных времён и народов предусматривал довольно странные и в то же время интересные
формы обращений. Пётр Первый в «Прикладах или како пишутся комплименты разные или образцы как писать
письма к разным особам» узаконил как обращение к одному лицу такие слова:
Милостивый государь, Господин мой, Высокочтимый приятель, Дражайший друг, Приятнолюбезный
сродственник, а указом 1701 года запретил подписываться «полуименами», то есть уменьшительными именами.
Понаблюдайте за своей речью. Не присутствуют ли в ней запрещённые более трёх веков назад «полуимена»?
Знаете ли вы, какие обращения предусмотрены современным этикетом?
В наши дни обращение определяется характером личных отношений.
В письмах в учреждение или в ходатайствах и т.д. обращение, как правило, отпадает. Если письмо адресовано
какомулибо определённому сотруднику учреждения, то в обращении ставят имя и отчество, например:
«Глубокоуважаемый Иван Иванович!» и т.п.
3. Проверка первичного восприятия.
Перед вами предложения.
По обращениям из данных предложений определите названия сказок и имена сказочных персонажей: * раздаточный материал
1. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? («Сказка о царе Салтане…»)
2. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? («Сказка о царе Салтане…»)
3. Отпусти ты, старче, меня в море… («Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч… («Сказка о Мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Кто автор всех этих сказок? ( А.С.Пушкин)
Прочитайте предложения, после обращений делайте паузу и произносите их более высоким тоном.
Вы видите, что мы выделяем интонационно обращения, значит, необходимо и на письме их выделить. Каким
образом мы должны это сделать?
Сделайте вывод, как выделяются обращения на письме? Какую роль в предложении играют обращения? Можно
ли от других членов предложения задать к ним вопрос? Обратите внимание на то, что обращениями могут быть
как слова, так и словосочетания. На примере данных предложение докажите это.
Также мы видим, что обращения могут быть в начале, в середине и в конце предложения. В соответствии с
этим и расставляются знаки препинания.
4. Подведём итог всему сказанному:
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Обращения на письме выделяются запятыми.
Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него
ставится восклицательный знак.
Обращение не является членом предложения.
Обращение произносится с особой (звательной) интонацией.
V. Закрепление материала. Отработка навыка.
А теперь используем полученные знания на практике.
* Работа с учебником.
5.Творческая работа
Составьте текст, который вы адресуете маме. Какие обращения вы могли бы использовать? Не забудьте о
знаках препинания.
Несколько работ зачитываем.
VI. Итог урока
Что такое обращение? Где может находиться обращение в предложении? Какова постановка знаков препинания
при обращении?
VII. Д/з: составить текст, используя обращения.
1й ряд пишет поздравление комуто из родственников (маме, папе, сестре, бабушке и т.д.)
2й ряд – другу или подруге
3й ряд – учителю или директору.
10. Реефлексия:
Закончите предложения:
Обращение – это ...
Обращения выражаются ...
На письме обращения выделяются ...
Например ...
Обращения нужны для того, чтобы ...
Конспект урока русского языка для 4 класса по теме: "Предложения с обращениями".
Конспект урока русского языка для 4 класса по теме: "Предложения с обращениями".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.