Конспект урока русского языка "Группы вводных слов по значению"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка в 8 классе знакомит учащихся с группами вводных слов по значению. В ходе урока осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. Разнообразные задания позволяют учащимся усвоить эту сложную тему, проверить свои знания, применить их на практике. Проводится также словарная работа.
Иконка файла материала Урок Группы вводных слов.docx
Северо­Казахстанская область район имени Габита Мусрепова КГУ «Чистопольская средняя школа»               Урок русского языка в 8 классе тема: «Группы вводных слов по значению» Учитель: Стрекозина Т.А.Тема: Группы вводных слов по значению (слайд 1) Цель: знакомство с группами вводных слов по значению. Задачи: 1) научиться находить в предложении вводные слова и определять их  принадлежность к той или иной группе; 2) закрепить умение выделять интонацией при  произношении и обособлять запятыми на письме вводные слова, производить  синтаксический разбор предложений, осложнённых вводными словами; 3) прививать  любовь и бережное отношение к книге. Тип урока: урок изучения нового материала Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал для учащихся,  опорный конспект, учебник. План урока: 1. Организационный этап – 1 мин. 2. Этап проверки домашнего задания – 8 мин. 3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности – 15 мин. 4. Этап первичной проверки понимания изученного – 5 минут. 5. Этап закрепления изученного – 10 мин. 6. Рефлексия – 3 мин. 7. Оценивание – 1 мин. 8. Домашнее задание – 2 мин.                                              Ход урока 1.Организационный этап. Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим работать над темой «Вводные слова», постараемся углубить наши знания по теме. А  ещё мы будем говорить о книге – источнике знаний, друге и помощнике,  учителе и мудром советчике. Анализ эпиграфа (слайд 2) Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу будущего. М.Горький 2. Этап проверки домашнего задания: 1) Устный опрос «В погоне за пятёркой» (слайд 3) ­Что такое обращение? ­Какими могут быть обращения? ­Какими частями речи могут выражаться обращения? ­Как обращения выделяются на письме? ­В чём особенность употребления обращений в поэтической речи? ­Что общего между обращениями и вводными словами? ­Что такое вводные слова?­В чём разница между вводными словами и вводными предложениями? 2) В это время 4 ученика работают индивидуально по карточкам. Задание: Расставить знаки препинания, подчеркнуть вводные слова и  обращения. Карточка: 1) Мой друг читай больше умных и добрых книг! 2) Бесспорно чтение книг – самое увлекательное занятие. 3) Приглашаем вас дорогие любители книг на выставку новинок литературы. 4) К счастью каждый может найти книгу по своему вкусу. 5) По мнению учеников литература способствует духовному воспитанию  подростков. 3) Синтаксический разбор предложения: Хорошая книга, бесспорно,  возвышает душу, вселяя в нее мужество и  благородные порывы.   (Лабрюйер Ж.) 3.Этап изучения новых знаний: 1) Чтение ученицей стихотворения А.Кушнера «Водные слова» Александр Кушнер Вводные слова Возьмите вводные слова. От них кружится голова, Они мешают суть сберечь И замедляют нашу речь. И все ж удобны потому, Что выдают легко другим, Как мы относимся к тому, О чем, смущаясь, говорим. Мне скажут: "К счастью..."                      И потом Пусть что угодно говорят, Я слушаю с открытым ртом И радуюсь всему подряд. Меня, как всех, не раз, не два Спасали вводные слова, И чаще прочих среди них Слова "во­первых", "во­вторых". Они, начав издалека, Давали повод не спеша Собраться с мыслями, пока Не знаю, где была душа.1962 2) Работа по опорной схеме «Группы вводных слов по значению» (слайд 4)3) Работа по презентации (слайды 5 – 11) 4.Этап первичной проверки понимания изученного Работа с текстом в парах (слайд 12)  Задание: вставить вместо пропусков подходящие по смыслу вводные слова,  определить их значение (текст распечатан для каждого ученика). ___________________, когда­то человек изобрёл книгу. Друзья мои, читайте книги! Книги – наши учителя и помощники, советчики. Они, ________________, играли и  продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации.   _____________, книги рассказывают о том, что человечество совершило,  передумало, чего достигло в далёком прошлом; __________________, объясняют  настоящее и,_______________, увлекают в мир будущего. Хорошие книги,  ____________________, развивают ум, помогают вырабатываь характер и,  _______________, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, __________________, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову  и, _________________ , любовь к языку.  Слова для справок: к счастью,  безусловно, во­первых, во­вторых, наконец,  бесспорно, по мнению многих, без сомнения, конечно. 5.Этап закрепления изученного. 1)Дифференцированная работа: 2 группа (учащиеся с низким уровнем знаний): Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте  графически вводные  слова (слайд 13): Книги как извес…но издавн…  почитались на Руси. По утверждению летописц…в  Ярослав Мудрый владел б...льшой библ…отекой. К сожалению сейчас её следы  потер…ны. Может быть когда(нибудь) она буд…т найдена. Проверка (слайд 14) 1 группа (учащиеся с высоким уровнем знаний): Прослушать текст – рекомендации  читателям, в котором использованы  вводные слова.Задание: Выписать вводные слова, определить их значения. Сколько книг на свете! Между прочим, умение читать – это искусство. По мнению библиофилов, каждый человек должен обладать элементарными знаниями о том,  как пользоваться книгой. Во­первых, при знакомстве с книгой запомните её  автора. Возможно, в предисловии или в конце книги вы что­то прочитаете о нём.  Это, разумеется, расширит ваши знания и, может быть, поможет лучше понять  произведение, авторскую позицию. Во­вторых, обязательно ознакомьтесь с  иллюстрациями, которые, конечно, вас заинтересуют. Кстати сказать, можно на  полях делать какие­то пометки карандашом, например, в виде вопросительного  или восклицательного знака. Таким образом, можно теперь считать, что вы  готовы к чтению. Итак, в добрый путь, друзья! (Между прочим, по мнению библиофилов (так называют любителей и собирателей  книг), во­первых, возможно, разумеется, может быть, во­вторых, конечно, кстати сказать, например, таким образом, итак). Сообщение ученицы: Словарная работа: Библиофил – образовано от греч. biblion – книга и philos – друг. Любитель и знаток  книг, собиратель редких и ценных изданий(по Ефремовой); любитель и собиратель  книг (по Ожегову);любитель книг, собиратель книжных редкостей (по Ушакову). Задание: подобрать одокоренные слова (библиотека, библиография, библиотечный,  библиотекарь) 2)Упражнение на умение различать вводные слова и сходные с ними части речи,  являющиеся членами предложения: цифровой диктант с последующей  взаимопроверкой по ключу (слайды 15 – 16). 1.  Эта книга кажется мне интересной.  2. Он кажется предпочитает научно­популярную литературу. 3.  Чтение детективов должно быть является одним из самых захватывающих  занятий.  4. Оформление книжной выставки в библиотеке должно быть закончено к юбилею  писателя. 5.  Эта вымышленная автором история не может быть правдой.  6.  Я может быть ещё не раз вернусь к любимым страницам произведений писателя. 7.  К какому литературному направлению (по)вашему относится творчество  Фонвизина?  8. Я прочёл комедию «Недоросль» (по)вашему совету. 9. К несчастью главного героя повести читатели не могут остаться равнодушными. 10. К несчастью имя автора «Слова  о полку Игореве» не сохранилось.Ключ к цифровому диктанту (слайд 17): Вводные слова Члены предложения 2, 3, 6, 7, 10 1, 4, 5, 8, 9 6. Рефлексия (слайд 18) ­Что о вводных словах я знал(а) раньше? ­Что узнал(а) сегодня на уроке? ­Что кажется понятным? ­Над чем ещё нужно поработать? ­ Нарисуйте на полях тетради смайлик, отражающий ваще настроение, оставшееся  после работы на уроке. 7. Заключительное слово учителя, оценивание работы учащихся на уроке. (слайд  19) ии ои, французский писатель, философ­просветитель и драматург 18­го века,  Ден  Дидр основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел»,  говорил: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Я желаю вам никогда не  переставать читать, ведь никакой интернет не сможет заменить наслаждение общения с  хорошей умной книгой.  Чтение учителем стихотворение В.Набокова «Книга» Книга – учитель, книга – наставник. Книга – близкий товарищ и друг. Ум, как ручей, высыхает и старится,  Если выпустишь книгу из рук. Книга – советчик, книга – разведчик, Книга – активный борец и боец. Книга – нетленная память и вечность, Спутник планеты земли, наконец. Книга не просто красивая мебель, Не приложенье дубовых шкафов. Книга – волшебник, умеющий небыль В быль превращать и в основу основ. 8.Домашнее задание: параграф 37, упр.345­2 группа, упр.354 ­1 группа (слайд 20). Спасибо за урок! (слайд 21)Приложение 1 Карточка: 1 Мой друг читай больше умных и добрых книг! 2 Бесспорно чтение книг – самое увлекательное занятие. 3 Приглашаем вас дорогие любители книг на выставку новинок  литературы. 4 К счастью каждый может найти книгу по своему вкусу. 5 По мнению учеников литература способствует духовному  воспитанию подростков.Карточка: 1) Мой друг читай больше умных и добрых книг! 2) Бесспорно чтение книг – самое увлекательное занятие. 3) Приглашаем вас дорогие любители книг на выставку новинок  литературы. 4) К счастью каждый может найти книгу по своему вкусу. 5) По мнению учеников литература способствует духовному  воспитанию подростков. Карточка: 1) Мой друг читай больше умных и добрых книг! 2) Бесспорно чтение книг – самое увлекательное занятие. 3) Приглашаем вас дорогие любители книг на выставку новинок  литературы. 4) К счастью каждый может найти книгу по своему вкусу. 5) По мнению учеников литература способствует духовному  воспитанию подростков. Карточка: 1) Мой друг читай больше умных и добрых книг! 2) Бесспорно чтение книг – самое увлекательное занятие. 3) Приглашаем вас дорогие любители книг на выставку новинок  литературы. 4) К счастью каждый может найти книгу по своему вкусу. 5) По мнению учеников литература способствует духовному  воспитанию подростков. Приложение 2 Задание: вставить вместо пропусков подходящие по смыслу вводные слова, определить их значение  ___________________, когда­то человек изобрёл книгу. Друзья мои, читайте книги!  Книги – наши учителя и помощники, советчики. Они, ________________, играли и  продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации.  _____________,  книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в  далёком прошлом; __________________, объясняют настоящее и,_______________,  увлекают в мир будущего. Хорошие книги, ____________________, развивают ум,  помогают вырабатываь характер и, _______________, формируют вкус. Польза отобщения с книгами и в том, что они, __________________, повышают грамотность,  прививают вкус к хорошему слову и, _________________ , любовь к языку.  Слова для справок: к счастью,  безусловно, во­первых, во­вторых, наконец, бесспорно, по мнению многих, без сомнения, конечно. Задание: вставить вместо пропусков подходящие по смыслу вводные слова, определить их значение  ___________________, когда­то человек изобрёл книгу. Друзья мои, читайте книги!  Книги – наши учителя и помощники, советчики. Они, ________________, играли и  продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации.  _____________,  книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в  далёком прошлом; __________________, объясняют настоящее и,_______________,  увлекают в мир будущего. Хорошие книги, ____________________, развивают ум,  помогают вырабатываь характер и, _______________, формируют вкус. Польза от  общения с книгами и в том, что они, __________________, повышают грамотность,  прививают вкус к хорошему слову и, _________________ , любовь к языку.  Слова для справок: к счастью,  безусловно, во­первых, во­вторых, наконец, бесспорно, по мнению многих, без сомнения, конечно. Задание: вставить вместо пропусков подходящие по смыслу вводные слова, определить их значение  ___________________, когда­то человек изобрёл книгу. Друзья мои, читайте книги!  Книги – наши учителя и помощники, советчики. Они, ________________, играли и  продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации.  _____________,  книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в  далёком прошлом; __________________, объясняют настоящее и,_______________,  увлекают в мир будущего. Хорошие книги, ____________________, развивают ум,  помогают вырабатываь характер и, _______________, формируют вкус. Польза от  общения с книгами и в том, что они, __________________, повышают грамотность,  прививают вкус к хорошему слову и, _________________ , любовь к языку.           Слова для справок: к счастью,  безусловно, во­первых, во­вторых, наконец, бесспорно, по  мнению многих, без сомнения, конечно.

Посмотрите также