Конспект урока русского языка на тему «Что такое антонимы?»(2 класс)

  • Документация
  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: Образовательная - ознакомление со словами – антонимами; Воспитательные - формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству. Развивающие - развитие творческой инициативы; формирование и развитие положительной мотивации учебной деятельности; развитие мышления, памяти, воображения; развитие речи. Оборудование: слова-карточки, картинки.
Иконка файла материала русский язык.docx
Тема урока: «Что такое антонимы?». Цели:  Образовательная  ­  ознакомление со словами – антонимами; Воспитательные ­   формирование   жизненно   необходимых   качеств: усидчивости,   аккуратности,   самостоятельности,   работоспособности, внимательности,   честности,   воли,   уважения   к   другим,   способности   к сотрудничеству. Развивающие ­   развитие   творческой   инициативы;   формирование   и развитие   положительной   мотивации   учебной   деятельности;   развитие мышления, памяти, воображения; развитие речи. Оборудование:  слова­карточки, картинки.                                             Ход урока I. Организационный момент. ­Здравствуйте, дети! Сегодня урок изобразительного искуства буду  проводить у вас я – Ирина Николаевна. ­Долгожданный дан звонок, Начинается урок!  ­Пожелаем удачи друг другу! II.Актуализация знаний Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку. Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять? А выручить меня готово любимое, родное …(слово) — У меня рассыпались слова в пословице, помогите её восстановить: Безделье, человек, от, болеет, здоровеет, а, от, труда.(слова­карточки на  доске) (Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.) — Объясните смысл пословицы. Чему она учит?  — Обратите внимание на выделенные тёмным цветом слова. III.Самоопределение деятельности — Что интересного заметили? — Что объединяет эти пары слов? — Какие они по значению?— Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить на уроке? — Послушайте стихотворения и найдите в них слова с противоположным  значением. 1. Разворчался старый дед: «Доживешь вот до ста лет!»  Внук ответил: «Никогда!  Буду молодым всегда!» 2. Петя пил чай ледяной И теперь лежит больной.  Если б пил компот сливовый, Был бы, как Степан, здоровый. 3. Долго рисовала Даша  Птиц оранжевой гуашью, Но вмешался Дима в дело:  «Ворон — черный, голубь — белый!» 4. Вышел в поле храбрый рыцарь,  Может он с любым сразиться,  А трусливого зайчонка  Напугает и девчонка. 5.Вася птичкам сыплет крошки.  Жору все боятся кошки — Он гоняет их метлой. Вася — добрый, Жора — злой! 6. За высоким за забором  Можно спрятать даже гору,  А за низеньким, увы,  Виден каждый пук травы. — Сегодня на уроке мы узнаем, как называются слова с противоположным  значением.  IV.Открытие новых знаний.  — Откройте учебник на с. 54. Прочитайте тему урока. (Что такое антонимы?) — Кто уже может ответить на вопрос урока? (Антонимы – это слова с  противоположным значением.) — Прочитайте правило. —Откройте стр.55 ,прочитайте информацию. Слово антоним произошло отгреческих слов анти – «против» и онима – «имя». В русском языке есть  много слов, которые имеют в своём составе часть анти – «против»:  антисанитарный, антивоенный, антициклон и др. — В вашем учебнике дан небольшой словарь антонимов. Откройте с. 172 и  ознакомьтесь с ним. — К данным словам подберите антонимы в словаре: вечер, друг, кислый,  родина, польза, вчера, белый.   V.Создание проблемной ситуации и выход из неё На доске пары слов. — Я считаю, что это антонимы. Права я или нет? Докажите. День – ночной. Добрый – зло. Работать – отдых. (Не являются антонимами. Так как антонимы – это разные по звучанию слова,  противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и  должны быть одной частью речи). Работа с пословицами.Упр 73 стр.56. Вместе тесно, врозь скучно. Дождик вымочит, а солнышко высушит. Ученье — свет, а неучнье тьма. Умел взять, умей отдать. На смелого собака лает, а трусливого кусает. — На уроке мы тоже не будем забывать про здоровье и выполним  физминутку. Физкультминутка Мы ногами топ­топ, Мы руками хлоп­хлоп, Мы глазами миг­миг,  Мы плечами чик­чик, Раз ­ сюда, два – туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Полетели, полетели И за парты тихо сели.VI.Применение новых знаний  — А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы?  — С помощью антонимов прилагательных охарактеризуйте животных. например: Лев – заяц (по храбрости). Муха – слон (по величине). Лисица – ворона (по уму). Стрекоза – муравей (по трудолюбию). — Ребята, а где мы можем встретить антонимы? — На уроках математики (сложение­вычитание, умножение­деление) — В сказках ( Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка  повернись ко мне передом, к лесу задом. ) — В названиях произведений художественной литературы (Л.Н. Толстой  «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Толстый и  тонкий», М. Твен «Принц и нищий».)  VII.Самостоятельная работа с самопроверкой  — Рассмотрите картинки. Подберите к каждой антонимы. Запись слов в  тетрадь. больная – здоровая закат – восход небо – земля старая – молодая зима – лето сладкое – кислое плачет – смеётся VIII.Рефлексия учебной деятельности  — С каким новым понятием вы познакомились на уроке? — Чему вы научились?— Что вам понравилось?  — Если вам было интересно и легко работать на уроке, нарисуйте солнышко,  если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте тучку. Домашнее задание Упр.75, стр.57

Посмотрите также