Конспект урока русского языка на тему ,,Эта интересная часть речи категория состояния,,7 класс

Конспект урока русского языка на тему ,,Эта интересная часть речи категория состояния,,7 класс

Медиа
Разработки уроков
doc
Русский язык
7 кл
09.03.2017
Урок русского языка в 7 классе Тема урока: Эта интересная часть речи категория состояния Тип урока – изучение нового материала Цель: изучение и первичное закрепление знаний о словах категории состояния. Задачи: 1) актуализировать знания по теме «Наречие», «Имя прилагательное», раскрыть основные черты категории состояния как части речи; 2) способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного, способствовать развитию долговременной памяти и образного мышления; 3) способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.Конспект урока
Внеклассное мероприятие Предметная неделя (2).doc
Урок русского языка в 7 классе Тема урока: Эта интересная часть речи категория состояния Тип урока – изучение нового материала   Цель:  изучение   и   первичное   закрепление   знаний   о   словах   категории состояния. Задачи: 1)  актуализировать знания по теме «Наречие», «Имя прилагательное», раскрыть основные черты категории состояния как части речи; 2)  способствовать   развитию   умений   находить   слова   категории состояния   в   тексте,   отличать   их   от   наречия   и   краткого   прилагательного, способствовать развитию долговременной памяти и образного мышления; 3) способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи. Ход урока I. Изучение новой части речи ­ категории состояния Учитель. Ребята, у нас с вами очень часто меняется физическое  самочувствие, а также расположение духа,  настроение.  Состояние бывает  хорошее,  плохое, тяжёлое, скверное,  болезненное, бессознательное,  возбуждённое, лихорадочное, странное, тоскливое, восторженное и т. д. Что же такое состояние? Обратимся к лексическому значению слова на слайде   Слайд 1. Состояние погоды тоже может меняться. От  состояния: На улице холодно  до противоположного состояния душно, жарко. Сегодня в кабинете,  где  мы проводим урок,  хорошо, светло, тепло, удобно, спокойно, приятно.  А ещё? (ребята называют). Верно.
Слайд 2.   На слайде записаны слова, являющиеся в определённом контексте  категорией состояния:  тихо, весело, душно,  рано, жарко, удобно, можно,  жаль, светло, тепло, надо, боязно, совестно, стыдно, спокойно, приятно,  пора, время, охота, лень, недосуг, грех, стыд. Прочитайте слова, подумайте и скажите: можно ли как­то сгруппировать  данные слова? (Данные слова можно разделить на группы: 1) слова на –о, соотносительные с краткими прилагательными в форме  среднего рода ед. числа, с наречиями  тихо, весело, душно и др.) или не соотносительные с ними(можно, надо, стыдно, совестно); 2) слова, этимологически связанные с именами существительными,  выражающими оценку состояния со стороны модальной,  эмоциональной, морально­этической(пора, охота, лень). В отношении слов категории состояния используются два термина. Термин  категория состояния раскрывает семантику этого класса слов; другой  термин­безлично­предикативные слова­ отражают их синтаксическую  функцию. II. Работа с текстом. Анализ текста. Работа со словами категории  состояния.  Запишем отрывок из повести Л.Толстого «Каза`ки»        Всё затихло в Москве. Редко­редко где слышится визг колёс по зимней   улице.   В   окнах   огней   уже   нет,   и   фонари   потухли.(4)   От церквей   разносятся   звуки   колоколов   и,   колыхаясь   над   спящим городом, поминают об утре. На улицах пусто.(4)Редко где промесит узкими полозьями песок с снегом иной извозчик и, перебравшись на другой угол, заснёт, дожидаясь седока. Пройдёт старуха в церковь, где   уж,   отражаясь   на   золотых   окладах,   красно   и   редко   горят несимметрично   расставленные   восковые   свечи   Рабочий   народ   уж поднимается после долгой зимней ночи и идёт на работы. Какие   неизменяемые   слова   на   ­о   встретились?   К   какой   части   речи   они относятся?   (Слышится   (как?   каким   образом?)   редко;   промесят   (как?)  наречия. редко;   горят   (как?   каким   образом?)   красно,   редко   ­ Пусто(каково?)­категория состояния. Поговорим о морфологических  признаках слова  пусто. Какие выводы вы можете сделать на основании следующих примеров:  Слайд   На   улицах   было    На   улицах   пусто.\Изъяв,наст.вр\ пусто.\Изъяв,прош вр.\ На улицах будет пусто.\изъяв.,буд. вр.\ На улицах было   бы   пусто.\сослаг.нак   (К   числу   морфологических   признаков категории состояния, кроме неизменяемости, можно отнести также выражение   значения   синтаксического   времени   и   наклонения. Повелительного наклонения у категории  состояния  нет) Может ли иметь  категория состояния степени сравнения?
Слайд Сейчас в доме теплее, чем неделю назад. Сегодня в доме потеплее. Сейчас в доме более тепло, чем неделю назад. Теплее всего в Наташиной комнате  (Категория   состояния.   имеет   степени   сравнения:   сравнительную   и превосходную.   Формы   типа  потеплее,  в   отличие   от   форм   типа  теплее, имеют значение меньшей степени проявления состояния III. Учитель/ Лингвистическое исследование     В лингвистике существует несколько определений категории состояния. Все они имеют право на существование. На слайде  записаны 3 определения, отдельные   слова   в   них   пропущены.   Вставив   верно   вместо   точек недостающие слова, вы тем самым докажете, что понимаете суть категории состояния.  Слайд Категория   состояния  ­это   часть   речи,   которая   обозначает…,   не   имеет форм…   и   выполняет   функцию   ...члена   односоставного   безличного предложения.(Л. И. Ушакова. Современный русский язык. Морфология). Категория   состояния­ характеризующихся: а)   обозначение   состояния   живых   существ,   природы,   окружающей   среды, иногда   с   модальной   окраской   и   выражением   оценки(семантический признак); б)   отсутствием   форм   склонения   и   спряжения.   т.е.   неизменяемостью   и наличием   аналитических   форм   времени,   создаваемых   глагольной связкой(морфологический признак); в)   употреблением   в   функции   главного   члена   сказуемого   в   безличном предложении(синтаксический признак (Д.Е. Розенталь. Словарь­справочник лингвистических терминов)  лексико­грамматический   разряд   слов, Учитель    В зависимости от того, какое состояние выражают слова этой части речи, лингвисты выделяют несколько семантических разрядов. Ваша задача определить   семантический разряд категории состояния и записать его. Слайд  Холодно, тошно, больно, видно, слышно – слова, обозначающие физическое состояние живых существ. Грустно, стыдно, жаль, лень, неохота – слова, обозначающие психическое состояние. Темно, пасмурно, ветрено, тихо – слова, обозначающие состояние природы Просторно,   людно,   тесно,   уютно   –   слова,   обозначающие   состояние окружающей обстановки. Можно, нельзя, надо, полно ­ слова, обозначающие состояние, связанное с модальной оценкой.
IV. Практическая часть. Вспомните, как называется звуковое совпадение двух или нескольких  языковых единиц, различных по значению? (Омонимией. Слова категории  состояния имеют грамматические ( омоформы) омонимы среди  кратких прилагательных, наречий, существительных). Как же различить  омоформы?  Только в предложении. Слова категории состояния  выполняют роль главного члена безличного предложения,  наречие­роль  обстоятельства, краткое прилагательное является именной частью  составного именного сказуемого. Запись предложений: 1. Густо и пахуче дымит самовар. Дымит (как?)пахуче (наречие) 2. В кабаке было тепло, привычно пахуче и шумно (каково?): тепло,  пахуче, шумно.(категория состояния. Безличное предложение) 3. Лицо её было молодо и свежо(было каково?) краткое прилагательное   в составе составного именного сказуемого 4. На улице свежо (каково? категория состояния, безличное  предложение) 5. Труд человека кормит, а лень портит. (что? лень. Сущ., подлежащее) 6. Ему это  делать лень (лень­категория состояния, утрачено значение предметности, обозначают состояние, не изменяются; в сочетании со связкой выражают значение времени и наклонения, является главным членом безличного предложения) 7. Морозна ночь; всё небо ясно. /Небо(каково?) ясно­ кр.прил., сказуемое 8. Солнце ясно светило нам в глаза. Светило (как?)ясно­ наречие, обст. 9. Ясно было, что раненый не мог жить и что последний час его был уже близок.\Каково? ясно было­ категория состояния, сказуемое V. Составим   таблицу,   в   которой   отметим   основные   различия   между категорией состояния и омонимичными ей частями речи. Слайд Обозначает признак Краткое  прилагательное 1. предмета 2.Согласуется   в   роде   и числе  с существительным Лицо его было весело именем   Наречие 1.Обозначает признак действия 2.Зависит от глагола Он весело  смеялся. Слова  состояния 1.Обозначает состояние. 2.Не   зависит   от других слов предложении. За   обедом   было в
Имя существительное 1. Обозначает предмет 2. Склоняется 3. Подчиняет   себе   имя прилагательное 4. В   предложении   является   или   подлежащим   дополнением весело. Слова состояния 1.Обозначает состояние 2.Не изменяется 3.Подчиняет   себе   глагол   в неопределённой форме 4. безличном предложении   Является   сказуемым   в Наступила осенняя пора. Перешли на зимнее время Нам пора уходить Тебе время спать VI.  Итоговый тест (слайды) Части речи  ­ выполнение заданий теста ( на листочках) VII. Закрепление знаний ­ итоги урока. Рассказать о такой замечательной части речи­ категории состояния VIII.  Рефлексия   Я узнал, что Мне удалось… Меня удивило… Мне понравилось… Я считаю, что поработал… Мне было трудно… Домашнее задание:   Из произведений М.Ю. Лермонтова выписать  предложения со словами категории состояния
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)