Конспект урока русского языка «Особенности научно- популярного стиля».
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка «Особенности научно- популярного стиля».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык +1
11 кл
08.11.2017
Конспект урока русского языка  «Особенности  научно- популярного стиля».
Цели: закрепление знаний о характерных особенностях научного стиля; овладение приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации; формирование интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления учащихся. В научном стиле можно выделить три подстиля: 1)собственно-научный ; 2) научно-популярный; 3) научно учебный. Каждый подстиль имеет свои особенности. Обратимся к особенностям текста научно-популярного стиля и посмотрим, какие же языковые средства характерны для него.
конспект урока Особенности научно - попул стиля.docx
Конспект урока русского языка в 11 классе «Особенности  научно­ популярного стиля». Тема: Особенности научно – популярного стиля.  Стилистический анализ  текста. Цели: закрепление знаний о характерных особенностях научного стиля;   овладение   приемами   языкового   анализа   и  синтеза,  сравнения,  обобщения, классификации;   формирование   интеллекта,   эмоций,   самостоятельности мышления учащихся. Ход урока. 1 Организ. этап. 2. Слово учителя. Добрый день, ребята. Сегодня мы  будем работать   над  темой  “Особенности научно­популярного стиля речи.  Стилистический анализ  текста.” (анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ). Цель нашего урока –  закрепить знания о научном стиле речи, научиться понимать специфику  научно­популярного подстиля и анализировать текст, используя языковые  средства, свойственные ему, т.е. наша работа имеет практическую  направленность. Вспомним, что мы с вами знаем о стилях языка. Какие две основные формы языка существуют? (Язык разговорный и язык книжный.);    Книжный,   или   литературный,   язык   функционирует   в   определенных сферах   деятельности,   в   зависимости   от   этого   различают   различные   стили языка. Какие, нам поможет вспомнить стихотворение поэта В.А.Синицына. Творческое задание в устной форме. Артисты говорят в гримерной, Твой друг беседует с тобой – Стиль это просто ... (разговорный), А не какой­нибудь иной. Рассказ читаешь или стих, Роман, поэму, пьесу – Знай, в них ... (художественный) стиль, Стиль очень интересный. Еще есть стиль... (публицистический) – Статей в журнале политическом, Газетных очерков, заметок – Запомни также стиль и этот. А биографию открой –  увидишь… (официально­деловой). А правила когда мы учим, Употребляем стиль ... (научный). Более подробно мы остановимся на научном стиле. ­ Что такое научный стиль? (научный  стиль  –это  система   речевых   средств,  обслуживающих  сферу науки и обучения). ­ Какие функции выполняет научный стиль речи? (сообщение научных сведений, научное объяснение фактов) ­ Назовите основные черты научного стиля речи: 1. Строгая логичность, объективность текста, смысловая точность; 2. Стандартность, краткость, ясность, строгость 3. Научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация.  4. Терминологическая и профессиональная лексика. 5. Отвлеченность и обобщенность. 3. Работа по новой теме. 1) Сообщение темы (беседа с учащимися) В научном стиле можно выделить три подстиля: 1)собственно­научный ; 2)  научно­популярный; 3) научно учебный. Каждый подстиль имеет свои  особенности. Обратимся к особенностям текста научно­популярного стиля и  посмотрим, какие же языковые средства характерны для него. Языковые средства, делающие научный  текст популярным: ▪  примеры для иллюстрации отдельных научных положений; ▪  сравнение; ▪  вводные слова; ▪  употребление  частиц; ▪  риторические восклицания. Они упрощают язык науки, делают его доступным, понятным для широкого круга   читателей;   привлекают   внимание   к   поднятой   в   тексте   научной проблеме.    (Языковые средства, характерные научному  стилю: ▪ ▪ ▪ ▪  научная лексика (терминология);  повторение ключевых слов;  абстрактные понятия (отглагольные существительные);  конкретная лексика ­ для обозначения общих понятий; словосочетание «существительное +  сложные предложения;  прямой порядок слов. ▪  существительное в родительном падеже»; ▪ ▪ Роль   этих   языковых   средств:   строгая   последовательность   в   изложении, смысловая точность, достоверность) 2) Работа с учебником (чтение теоретического мат­ла) 3) Прочитайте текст, попытайтесь понять его общий смысл. (1)   Тайну   кровообращения   раскрыли   лишь   в   XVI   веке   после многочисленных опытов на животных и изучения анатомии на трупах людей. (2) Оказалось, что кровь не расходуется в органах, а лишь переходит в них из артерий   в   вены   по   мельчайшим   сосудам     капиллярам  –   и   возвращается   к сердцу.   (3)   Так   был   установлен   замкнутый   характер   её   движения   по организму. (4) Если говорить о человеке, то в среднем за его жизнь лёгкие совершают   720   миллионов   вдохов   и   выдохов,   а   сердце   –   три   миллиарда ударов.   (5)   Вот   уж   мотор   так   мотор!   (6)   Трудно   даже   сравнить   эту биологическую машину с чем­то, созданным людьми.   (7) Вот почему, оказалось, непросто создать искусственное сердце. (8) К сожалению, эта задача очень важна, так как сердце человека часто выходит из строя, не исчерпав отпущенного ему природой ресурса.  (9) Сейчас мы не касаемся проблемы пересадки сердца от донора. (10) Разговор идёт лишь об искусственных аппаратах. (11) Здесь есть определенные успехи, немало больных живут с искусственными клапанами сердца. (12) Но эти операции ещё очень дороги, к тому же существует проблема отторжения чужеродных нашему организму веществ. (13) Поиски в этой области идут очень интенсивно, работы здесь хватит и бионикам.         Детская энциклопедия «Я познаю мир» К какому стилю относится данный текст? Текст относится к научному стилю, это один из его подстилей – научно­ популярный.  Здесь  есть   типичные   признаки  научного  стиля:   логичность   изложения, точность,   обобщенность,   объективность.   Научные   суждения   написаны доступным, ясным, понятным языком, раскрыты подробно, иллюстрированы примерами. К какому типу речи принадлежит текст? Анализируемый   текст   принадлежит   к   рассуждению.   Что   же   об   этом говорит?   В   нём   содержится   размышление   над   теми   вопросами,   которые затронуты в тексте, имеются предложения, являющиеся своеобразным выводом, вытекающим из фактов (предложение 3 и 7).  ­ Какова ведущая тема данного текста?  Ведущая тема данного текста – рассказ о работе сердца.  Сколько в тексте микротем? Выделите их. В тексте три микротемы:  ­ открытие тайны кровообращения;  ­ сложность создания искусственного сердца;  ­   «плюсы»   и   «минусы»  в   применении   искусственных   клапанов   сердца (запись в тетрадь);   ­ Какие проблемы поднимает автор в данном тексте? В   этом   тексте   поднимается   научная   проблема   исследования   работы сердца   и   применения   искусственного   аппарата,   проблема   сложности   и важности создания искусственного сердца. Какая основная проблема существует у создателей искусственного сердца? Проблема отторжения чужеродных органов.  Почему проблема создания искусственного сердца – трудная задача? По мнению автора, сердце столь совершенная «биологическая машина», что ничто, созданное людьми, с ним сравниться не может. Как автор текста оценивает перспективы решения этой проблемы? Автор положительно оценивает перспективы разрешения этой проблемы, утверждая, что «поиски в этой области идут очень интенсивно». Какие препятствия встречают создатели искусственного сердца? Одно из основных препятствий – дороговизна подобных операций. Какой связью соединены предложения в тексте? Предложения   в   тексте   из   энциклопедии   преимущественно   соединены последовательной   связью.   Так   предложения   1   и   2   связаны   с   помощью однокоренных   слов   «кровообращение»   –   «кровь»;   предложения   2   и   3   – заменой существительного «кровь» местоимением «её» и использованием в предложении   3   наречия   «так»,   заменяющего   высказывание   в   предыдущем, слово   «мотор»   в   предложении   5   является   контекстным   синонимом   слова «сердце» в предложении 4.  Какие средства языка, характерные научно­популярному подстилю, здесь используются? Какова их роль?  В тексте имеются средства языка, характерные научному стилю, научно­ популярному подстилю: ­   использование   терминов   («кровообращение»,   «артерий»,   «вена», «искусственное сердце», «бионика»); ­   словосочетания   «сущ.   +   сущ.   в   род.   п.»   («изучение   анатомии», «проблемы пересадки сердца», «проблема отторжения веществ»;  ­ абстрактные отглагольные существительные («движения», «пересадки», «поиски»); ­   подчёркивает   строгую   последовательность,   смысловую   точность, достоверность;  ­   применение   восклицательного   предложения,   перифразы   («мотор», «биологическая   машина»);   вводного   слова   («к   сожалению»);   модальных частиц   («лишь»,   «даже»)   упрощает   язык   науки,   привлекает   внимание   к поднятой научной проблеме и делает текст доступным для широкого круга читателей. Выразите свое отношение к проблеме, поднятой в тексте. Данный текст   привлекает интересными фактами из области медицины. Он рождает гордость за человека, далеко шагнувшего в исследовании работы сердца, вселяет веру в то, что в далёком будущем продолжительность жизни человека увеличится. Заключительное слово учителя. ­ Итак, мы доказали, что цели, функции,   языковые особенности текста указывают   на   принадлежность   текста   к   научному   стилю,   научно­ популярному подстилю. Рефлексия  ­ Я понял … ­ Я получил наиболее полные … ­ Я научился …  Итог урока.  Оценивание работы. Домашнее задание. Подготовить теоретический материал, написать сочинение ­  рассуждение по прочитанному тесту.

Конспект урока русского языка «Особенности научно- популярного стиля».

Конспект урока русского языка  «Особенности  научно- популярного стиля».

Конспект урока русского языка «Особенности научно- популярного стиля».

Конспект урока русского языка  «Особенности  научно- популярного стиля».

Конспект урока русского языка «Особенности научно- популярного стиля».

Конспект урока русского языка  «Особенности  научно- популярного стиля».

Конспект урока русского языка «Особенности научно- популярного стиля».

Конспект урока русского языка  «Особенности  научно- популярного стиля».

Конспект урока русского языка «Особенности научно- популярного стиля».

Конспект урока русского языка  «Особенности  научно- популярного стиля».

Конспект урока русского языка «Особенности научно- популярного стиля».

Конспект урока русского языка  «Особенности  научно- популярного стиля».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2017