Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
14.03.2018
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие" УМК "Школа России" составлен в соответствии с ФГОС. I. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии. III. Постановка учебной задачи. IV. Построение проекта выхода из затруднения. V. Первичное закрепление V. Рефлексия.
урок Наречие.docx
Тема урока: Наречие как часть речи.     Тип урока: урок открытия новых знаний.        Цель:  дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи. Задачи: 1. Предметные: организовать деятельность учащихся по  выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.                2. Метапредметные: Познавательные: создать содержательные и организационные условия для  развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и  грамматических признаков наречия, выделения главного; содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть  речи; формировать умения структурировать информацию. Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели,  планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения  осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию. Коммуникативные: содействовать  развитию умения общаться, создать  условия для реализации диалогической и монологической речи. Личностные:  помочь осознать социальную практическую и личностную  значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной  деятельности. Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий  среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических  признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью,  навыками  сотрудничества. Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование,  учебник,  фронтальная самостоятельная групповая раздаточный материал, презентация к уроку. Формы работы:    Методы работы:  наглядный  диалог I. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) ­ Здравствуйте. Садитесь. Ход урока. 1 ­ Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? (С  прекрасным, с хорошим) ­ Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с  трудностями, с хитростями)  ­ Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким? (Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу) ­ Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение  наблюдать, сравнивать, делать выводы.  ­ Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.  ­ Сегодня у нас необычный урок – урок исследования.   ­ Кто помнит, что такое исследование?  (поиск новых знаний,  установление каких­то фактов, поиск информации по какой­либо проблеме). ­ Правильно. Вот этим мы сегодня и займемся. II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в  действии. ­ Сели правильно. Открыли тетради. Записали число и классная работа.  Сегодня тридцатое октября. СЛАЙД 2 СЛАЙД 3  ­ Прочитайте слова на экране.  писал, заяц,  строить, хорошо, весёлый, близко, красивый, плащ. ­Какие орфограммы вам встретились? ­ Распределите данные слова на группы по частям речи и запишите их в  тетрадь. Каждую группу подпишите.  ­ Вспомните, как называется наука, которая изучает части речи  (морфология). ­ Молодцы. А теперь приступаем к работе. ­ Проверяем. Прочитаете только существительные (заяц, плащ) ­ Каким эталоном вы пользовались? Докажите (это самостоятельная  часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или  что? Изменяется по числам, падежам. В предложении может быть  подлежащим, дополнением,  обстоятельством).  ­ Прочитайте прилагательные (весёлый, красивый). ­ Каким эталоном пользовались? (это самостоятельная часть речи,  которая обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? какая?  какое? какие? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении  бывает определением). ­ Прочитайте глаголы (писал, строить). 2 ­ Каким эталоном пользовались? (это самостоятельная часть речи,  которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делал? что делает? что будет делать? Изменяются по временам, числам,  в  настоящем и будущем времени по лицам, а в прошедшем времени ­ по  родам). СЛАЙД 4 ­Проверим, так ли у вас получилось.  ­ Какие слова вызвали затруднения? (хорошо, близко).  ­ На какие вопросы отвечают эти слова? (как? где?) ­ Почему вы их не выписали? (это слова­ловушки, они не относятся к  частям речи, которые мы уже прошли) Если кто­то записал слова к сущ. или прилаг., пусть докажет по эталону. ­ Может кто­то знает, какая это часть речи? Мы о ней уже о ней  упоминали на уроках (наречие). ­ Можете вы это доказать? (нет, мы не знаем эталона, по которому мы  можем определить, какая это часть речи) III. Постановка учебной задачи. ­ Как вы думаете, какая тема нашего урока? (наречие).     ­ Мы с вами выяснили, что мы не знаем эталона. Что будем делать дальше?  Сформулируйте цель нашей работы  (составить эталон для определения  новой части речи (т.е. дать общую характеристику о наречии как части речи). ­ Какие задачи мы перед собой поставим? (дать определение новой  части речи, выявить признаки, установить роль в предложении). СЛАЙД 5 IV. Построение проекта выхода из затруднения. ­ Итак, начнем наше исследование. Работать будем в группах. Но  сначала вспомним правила работы в группах.   СЛАЙД 6 1. В группе должен быть ответственный. 2. Работать должен каждый на общий результат. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Если не понял, переспроси. 5. Свое несогласие высказывай вежливо. 1. Работа в группах. 3 ­ У каждой группы на столе лежит карточка с заданием. Внимательно  прочитайте задание и приступайте к работе. Задание для 1 группы    .   СЛАЙД 7 ­ Из данных слов составьте предложение и сделайте полный  синтаксический разбор.   Трава, и, облетели, давно, деревья, увяла. (Давно увяла трава и  облетели деревья). (Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное (есть  второст. члены),  сложное, т.к. две грамматических основы). ­ Назовите наречие? (давно)  ­ На какой вопрос отвечает? (когда?) ­ С какой частью речи связано? (с глаголом) ­ Что обозначает наречие? (признак действия)          ­ Каким же членом предложения является наречие? (В предложении  наречие является обстоятельством). ­ Проверяем задание 2 группы Задание для 2 группы.         СЛАЙД 8 ­Распределите наречия на группы по вопросам. Везде, весело, сверху, завтра, сзади, мрачно, вниз, направо, сейчас,  вблизи, быстро, теперь, вчера, тихо, налево.  ­ Укажите наречия, которые указывают на время действия,  на место  действия.  ­  Молодцы, справились с заданием.  ­ Как же запомнить столько вопросов? (высказывания детей) ­ Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение (читает вместе с  детьми) СЛАЙД 9 Семь вопросов – просто чудо. Их запомнить можно так: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? ­ Проверяем задание 3 группы. Задание для 3 группы. 4 ­ Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам,  лицам и падежам. СЛАЙД 10. 1. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?                      ед.ч.                                              мн.ч. Образец:  прилетел     (когда?)         рано  –     прилетели      (когда?)        рано;                  запел            (               ?)                 ­  запели             (______?)   _____; Сделайте вывод! Наречия по числам ____________________________________ СЛАЙД  11 2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?                     м.р.                         Образец:  пришел   ( когда ?)      рано;                  пришла   (_______?)    _________;                  пришло   (_______?)    _________; Сделайте вывод! Наречия по родам  _______________________________________________________. СЛАЙД 12 3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного  времени? Образец:    появились        ( когда ? )          рано;                    разольются     (________?)      ___________;                    цветут            (________?)      ___________;    Сделайте вывод!  Наречия по временам _________________________________ СЛАЙД 13 4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица  единственного числа? Образец:   1 л:   я встаю            ( когда ? )      рано;                   2 л:   ты встаешь     (_______?)    _________;                   3 л:   он встает         (_______?)    _________;    Сделайте вывод!  Наречия по лицам ____________________________ 5 СЛАЙД 14 Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе! Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так,  чтобы они  отвечали на один из падежных вопросов: Что? ___________________________ Чего? ________________________ Чему? ______________________ Чем?_______________________ О чем? ____________________ Сделайте вывод! Наречия по падежам ______________________ ­ А теперь сделайте общий вывод. (Наречие – неизменяемая часть речи) ­ Обратите внимание! Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у  неё не может быть окончания. СЛАЙД 15 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Влево наклонись, вправо наклонись, Вниз опустись, вверх поднимись, А теперь чуть­чуть попрыгай. Влево, вправо повернись И тихонечко садись! ­ Кто из вас был внимательным, какие наречия вы услышали в стихотворении? ­ А теперь давайте попробуем составить эталон, по которому мы  сможем определить наречие. Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак  действия. Отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? В  предложении является обстоятельством. ­А теперь давайте посмотрим, какой эталон у нас получился. СЛАЙД 16 6 НАРЕЧИЕ ­ обозначает признак действия, ­ отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? куда? ­ неизменяемая часть речи, ­  в предложении: обстоятельство. ­ Где мы об этом можем прочитать? (в учебнике). Откройте учебники на стр. 74 и прочитайте правило. ­ Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Это  очень старое слово, оно встречается в древнерусском языке. Корень  ­речь­  как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи  приглаголием. ­ Как вы думаете, почему? (потому что это слово стоит при глаголе и  поясняет его). СЛАЙД 17­18 ­ Давайте теперь проверим задание, которое выполняла 4 группа. Задание 4 группы. Подберите и запишите к наречиям антонимы и синонимы.  а) подобрать антонимы (вспомнить, что такое антонимы) завтра –  быстро – справа – тихо – мало – впереди – хорошо – б) подобрать синонимы (вспомнить, что такое синонимы) красиво – прекрасно интересно – увлекательно печально – грустно тихо – бесшумно гладко – ровно 2. Словарная работа ­ Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словарными словами  (повесить карточки на доску). 7 Запишите  слова впереди и медленно в тетради.  ­ Объясните значение слова  впереди? (на каком­нибудь расстоянии  перед кем­нибудь, в будущем) ­ Слово впереди образовалось  путем слияния предлога в и слова перед  (передняя часть) ­  Проанализируйте это слово. в слове 3 слога, ударение падает на 3 –й слог, 2 безударные гласные е,  отвечает на вопрос где? Это наречие. ­ Запишите однокоренное слово к слову впереди (вперед) ­ Вспомните пословицы и поговорки со словом впереди (Это все  присказка, сказка будет впереди). ­ Составьте и запишите предложение с эти словом (Впереди нас ждут  каникулы). Каким членом предложения является здесь наречие?         ­ Объясните значение слова  медленно? (неторопливо, с небольшой  скоростью) ­ Произошло  это слово  от древнего слова «медля», что значит  медленный. ­ Проанализируйте слово. ­ В слове 3 слога, ударение падает на 1 слог, безуд гл. е, удвоенная  согласная  нн, отвечает на вопрос как? Это наречие. Составьте и запишите цепочку однокоренных слов (медленный,  медлить, медлительный, замедлить). ­ Выделите корень, определите часть речи. ­ Придумайте и запишите к наречию медленно синонимы и антонимы. антонимы – быстро, стремительно. синонимы – неторопливо, небыстро, неспешно. V. Первичное закрепление ­ Найдите в учебнике упр 126. Прочитайте задание (ученик у доски  выполняет) (после вопроса ­ Какую роль выполняют наречия?) ­ А вот как сказал о наречии писатель М. Горький: «Русский язык  необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». СЛАЙД 20 V. Рефлексия.     ­ Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили? 8 ­ Какие же открытии мы сегодня сделали? (узнали на какие вопросы  отвечает наречие, что обозначает, неизменяемая часть речи, в  предложении является обстоятельством)             ­ А теперь проанализируйте свою  работу на уроке.  У вас на столе лежат   карточки.   Отметьте   знаком   «+»     те   высказывания,   с   которыми   вы согласны. 1. Я знаю, что такое наречие. 2. Я смогу определить наречие по эталону. 3. На уроке  у меня все получилось. 4. Я смог понять ошибку, которую допустил в работе  (если была) 5. Я активно участвовал в открытии нового знания. СЛАЙД 21 Домашнее задание.  Составить и записать 5 предложений с наречиями. Оценки за урок. СЛАЙД 22 Всем большое спасибо за работу. Урок окончен. 9

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2018