Урок –обобщение
по теме
«Сложносочинённое
предложение»
Учитель русского языка и литературы
Волкова Ольга Николаевна
МОУ «Козская средняя общеобразовательная школа»
Тема урока: Обобщение по
теме
«Сложносочиненное
предложение»
Цель урока:
Обобщить и систематизировать материал
о ССП, отработать умения находить ССП
в тексте, развивать навыки постановки
знаков препинания в ССП и заданиях
ОГЭ типа В12
Задачи урока:
• Повторение теоретических сведений о
ССП
• Повторение пунктуации в ССП.
• Нахождение ССП в тексте, отличие их от
ПП с однородными членами.
• Выполнение заданий ОГЭ.
Орфографическая минутка
1) Прибрежный, приклеенный, премудрый,
бессердечность
2) Биография, подгорелый, касание,
растение
3) Удивляться, чемпион, пианино, октябрь
4) Кожаный, берестяной, скошенный,
оловянный
Проверим!
1) Прибрежный, приклеенный, премудрый,
бессердечность
2) Биография, подгорелый, касание,
растение
3) Удивляться, чемпион, пианино, октябрь
4) Кожаный, берестяной, скошенный,
оловянный
Повторим теорию о ССП
1) ССП – это сложное предложение, части
которого связаны сочинительными
союзами.
2) Части ССП неравноправны, одна часть
зависит от другой.
3) Между частями ССП не всегда ставится
запятая.
• 4) Между частями ССП могут быть
соединительные, противительные и
разделительные отношения.
• 5) В ССП с противительными
разделительными союзами: или, либо,
тото, зато.
отношениями показана
последовательная смена событий или
чередование событий.
• 6) Части ССП могут связываться
Проверим!
«Верные и неверные утверждения»
1) +
2)
3) +
4) +
5)
6)
Объясним!
• Части ССП неравноправны, одна часть
зависит от другой.
• В ССП с противительными отношениями
показана последовательная смена
событий или чередование событий.
• Части ССП могут связываться
разделительными союзами: или, либо,
тото, зато.
Знаки препинания в ССП
1) Становилось жарко, и я поспешил
домой.
2) Снова ударила молния, и прогремел
гром.
3) Ветер подул ровно и мощно и наполнил
паруса новой силой.
1) Маячат далёкие горы, да однообразно
желтеют уже освободившиеся от снега
пологие холмы.
2) Последние тени сливались да мгла
синела.
3) Белка песенки поёт да орешки всё
грызёт.
1)Кто это такие и что им нужно?
2) Осень и мне стало както грустно.
3) И воздух становится чище, и дали
приветливее.
Проверяем!
• Снова ударила молния и прогремел гром.
• Последние тени сливались, да мгла
синела.
• Осень, и мне стало както грустно.
ССП в ОГЭ
В 12 В приведенных ниже предложениях
пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру, обозначающую запятую(ые) между
частями сложного предложения,
связанными сочинительной связью.
Ребята ушли,(1) и в доме стало подчеркнуто
тихо. А баба Настасья вернулась к столу,
(2) села на лавку. Перед ней лежало
письмо,(3) которое она знала наизусть.
Когда много лет назад письмо пришло с
фронта,(4) все бабы завидовали ей.
Ответ: 1
По дорогам уже нельзя было ни пройти, (1)
ни проехать, (2) а пастухи перестали
гонять их в стадо.
Ответ: 2
Тогда я опустил глаза и подскочил! У
подножья стены, (1) подняв голову к
Маленькому Принцу, (2) свернулась
жёлтая змейка,(3) из тех, (4) чей укус
убивает в полминуты. Нащупывая в
кармане револьвер,(5) я бросился к ней,
(6) но при звуке шагов змейка тихо
заструилась по песку, (7) словно
умирающий ручеёк, (8) и с еле слышным
металлическим звоном неторопливо
скрылась меж камней.
Ответ: 6
ССП в тексте
Номера ССП: 2, 6, 7, 8
Ответы к дополнительным заданиям
по тексту
1) Бессильно
2) Тянуть лямку
3) Ног
Выставим отметки за урок
• 22 23 балла – «5»
• 18 22 балла – «4»
• 1217 баллов – «3»
• 011 баллов – «2»
С лёгкостью я справился с заданием..…..
Самым сложным для меня было…..
Чтобы подготовиться к контрольной
работе, необходимо….
Сегодняшний урок мне показался…..
Домашнее задание:
Напишите сочинение рассуждение,
раскрывая смысл высказывания
современного лингвиста Н.С. Валгиной,
которая считает, что пунктуационные
знаки «помогают пишущему сделать
очень тонкие смысловые выделения,
заострить внимание на важных
деталях, показать их значимость».