Предмет: обществознание 9 класс
Класс: общеобразовательный
Тема урока: «Семейные правоотношения»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательная: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений;
проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития.
Развивающая: Формировать умение анализировать семейные отношения, уважая личность другого человека.
Воспитательная: Пробудить у учащихся чувство личной ответственности за благополучие в своей семье;
формировать понятие о семейных ценностях.
Задачи:
I.Образовательные:
1)изучить понятия семьи и брака;
2)выявить функции и отношения семьи;
II.Коррекционно-развивающие:
1)развивать понятийный аппарат учащихся и устную речь при ответах на вопросы;
2)корригировать мелкую моторику при выполнении письменных заданий.
III.Воспитательные:
1)способствовать воспитанию уважительного отношения к семье и хорошим взаимоотношениям людей в ней.
2) учить учащихся мыслить, высказывать и аргументировать свою позицию по заданным вопросам;
Основные понятия: семья, функции семьи, ценности семьи
Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.
Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь, раздаточный материал, учебные принадлежности.
Методы и формы обучения: работа с учебником в группах, работа со статьями «Семейного кодекса», устные ответы.
Структура занятия:
Этапы урока, время в мин. |
Методы и приемы обучения |
Деятельность учащихся |
Средства обучения |
Организационный момент, (1 мин) |
Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя (здравствуйте ребята, сегодня мы с вами работаем в группах, поэтому напоминаю, о том, чтобы вы соблюдали тишину, чтобы не мешать вашим одноклассникам) |
|
На столах разложены ромашка, на лепестках которой написаны задания и высказывания американского ученого-психолога Карнели |
Актуализация знаний, сообщение темы и задач урока (5 мин) |
Нашу
встречу хочется начать со слов: Семья – это счастье, любовь и удача, Как вы думаете, почему я прочитала эти строки? Действительно -Тема сегодняшнего урока - СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. Узнаем, что такое семья, поговорим об условиях создания семьи и об отношениях в семье. Запись темы урока в тетрадь. II.Основная часть
|
Выслушиваем ответы ребят |
Слайд № 1
Слайд № 2 |
Изучение нового материала (30 мин)
Задания если останется время
Домашнее задание.
Рефлексия. |
Перед вами набор слов, из которых вы должны сложить определение (сложили, прочитали, что получилось, а теперь запишите его в тетради)
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ: Семья – это люди, которые живут вместе, ведут общее хозяйство и заботятся друг о друге. 8 июля – День святых Петра и Февроньи. Они прожили вместе всю жизнь и умерли в один день. 8 июля в России отмечают День семьи, любви и верности. Символом семейного счастья принято считать ромашку. -Ребята, как вы понимаете, что такое семья?
Понятие «семья» мы можем рассматривать с двух сторон: · Семья в социальном плане · Семья в юридическом смысле
Давайте рассмотрим ситуацию: 25-летняя Ксения познакомилась с Александром – состоятельным разведенным мужчиной 45 лет. Вскоре он предложил ей уйти с работы и стать хозяйкой в его загородном доме. Союз этой пары казался благополучным. Она заботилась о нем, как о муже, проявляя такт и внимание. Он порой советовался с ней, баловал дорогими подарками, выводил в свет, знакомил с интересными людьми. Но однажды после 5 лет совместной жизни Александр заявил, что Ксения должна покинуть его дом, так как у него появилась другая, более молодая возлюбленная. Имеет ли Ксения право на имущество Александра? Почему? Действительно, в юридическом понимании данный союз семьей не являлся, так как он не был официально зарегистрирован и поэтому не порождал юридических прав и обязанностей мужа и жены. Таким образом, давайте подумаем, с какого момента возникают семейные правоотношения и при каких условиях? Для этого выполним задание и ответим на данный вопрос Ключевое слово - «БРАК». Правильно, с момента заключения брака. Итак, предпосылкой возникновения семьи является законный брак. В юридическом смысле брак – свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в установленном законном порядке, имеющий целью создание семьи и порождающий между суп ругами права и обязанности. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Брак –добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи зарегистрированный в ЗАГСе. -ЗАГС - это …запись актов гражданского состояния "Возможно, это знают не все, но традиция надевать во время свадьбы супругу кольцо на палец идёт из Древнего Рима. Там кольцо надевали рабу, чтобы показать: теперь он лишён свободы и стал собственностью господина. Обряд-то, конечно, красивый. Подъезжает эскорт машин. Празднично одетые молодые по пушистому ковру входят во Дворец. И наконец, торжественное: "Именем РФ объявляю вас мужем и женой!" Свершилось! Он надевает кольцо ей : и делает своей собственностью. Она надевает кольцо ему: и делает его своей собственностью. А печальное событие, оформляющее этот акт насильственного лишения свободы, называется свадьбой!" Вопрос: как вы считаете, есть ли какие-нибудь условия, которые нужно обязательно соблюсти, чтобы вступить в брак? Чтобы ответить на этот вопрос поработаем с учебником. У вас на столах карточки с заданиями, выполните задание № 1 в ваших карточках. Работа с учебником: откройте стр.156 рассмотрим схему, каковы же условия заключения брака? (1 группа) · Взаимное добровольное согласие · Отсутствие других браков · Отсутствие близкого родства · Достижение брачного возраста · Дееспособность Найдите на стр.157 какой порядок существует при регистрации брака? (2 группа) · Совместное письменное заявление в органы ЗАГСа · Назначение даты через 1 месяц · Обязательное присутствие жениха и невесты на бракосочетании · Ответ на юридический вопрос · Подпись в записи акта заключения брака · Обмен кольцами и вручение государственного документа – свидетельства о заключении брака Но вот все препятствия позади, прозвучал марш Мендельсона и новоиспеченные супруги вступают в сферу семейных правоотношений, которые регулируются нормами семейного права, основным источником которого является Семейный кодекс РФ. (слайд № 9) · (группа № 3) Вопрос: назовите участников семейных правоотношений? (супруги, родители и дети) Давайте попробуем вместе назвать, в чем же заключаются особенности семейных правоотношений?
· Субъекты – члены семьи · Основание возникновения (объект) – юридический факты: брак, родство · Содержание семейных правоотношений – юридические права и обязанности членов семьи Права и обязанности членов семьи разделяются на 2 группы: · Личные (неимущественные) правоотношения · Имущественные правоотношения Чтобы их охарактеризовать выполните пожайлуста задание № 2 в ваших карточках. Задание (работа в группах): 1 группа: стр.159 прочитайте и назовите, что относят к личным (неимущественным правам) супругов. 2 группа: стр.159 прочитайте и назовите, что относится к законному режиму имущества супругов. 3 группа: стр.160 прочитайте и назовите, что относится к договорному режиму имущества супругов. В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу – мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом.
Ребята, данное стихотворение было прочитано не только для отдыха, скажите, что является самым важным событием в жизни супругов, когда появляется «основа основ – родительский дом»? Действительно, когда появляются дети.
Рождение детей удостоверяется свидетельством о рождении, которое выдается органами ЗАГСа. Вопрос: скажите, после рождения ребенка, какие семейные правоотношения возникают? Правоотношения родителей и детей. Отличительная особенность родительских прав в том, что они одновременно являются и их обязанностями. Давайте поработаем с выдержками из Семейного кодекса. У вас на столах лежат приготовленные статьи, работая с ними, ответьте на задание № 3 в ваших карточках. Задание 1 группе: прочитайте статьи 54-60 из Семейного кодекса РФ и назовите, какими правами обладают несовершеннолетние дети? Задание 2 группе: прочитайте статьи 61-68 из Семейного кодекса РФ и назовите, какими правами и обязанностями обладают родители Задание 3 группе: рассмотрите ст.69, 70 и скажите, в каких случаях родителей лишают родительских прав и каков порядок лишения родительских прав. Задание в
группах «Создайте портрет»: До нашей следующей встречи я предлагаю вам выполнить ряд заданий по изученной теме, что поможет вам в закреплении тема, поэтому запишите домашнее задание: § 18, стр.163, задания № 1, 3, 4. А для тех, кто хочет более детально поработать над этим вопросом, либо выбрал обществознание для сдачи экзаменов, я дополнительно предлагаю написать эссе «Брачный договор: за и против». Ребята, а теперь я предлагаю вам вернуться к началу нашего урока, вспомнить те цели и задачи, которые вы ставили перед собой и давайте попробуем построить цепочку наших ответов на вопрос «Что я знаю о семейных правоотношениях»? И свой ответы вы начните с фразы «Я знаю, что…». В
заключение урока мне хотелось бы вам подарить семь правил Американского
специалиста в области человеческих отношений, автор книги «Как перестать
беспокоиться и начать жить» Д. Карнеги, следуя которым супруги могут
обеспечить себе счастливую семейную жизнь: ведь в будущем каждый из вас
создаст свою счастливую семью |
Ребята складывают из набора слов определение, озвучивают его. Записывают получившееся определение в тетрадь
Ответы учащихся
(выслушиваются ответы)
Записывают определение брака под диктовку
Работа с текстом учебника. Озвучиваем ответы
Работа с текстом учебника. Озвучиваем ответы
Учащиеся работают с выдержками из «Семейного кодекса» Отвечают на поставленный вопрос
Набрасывают те черты, которые хотели бы видеть в идеальной жене, муже, ребенке |
Слайд № 3
слайд № 4
Слайд № 5)
(слайд № 6)
(слайд № 7
(слайд № 8)
(слайд № 10
(слайд № 11)
(слайд № 12)
слайд № 14)
(слайд № 13)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.