Конспект урока "Семейные правоотношения"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ. Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
Иконка файла материала разработка открытого урока Семейное правоотношение.docx

Предмет: обществознание 9 класс

Класс: общеобразовательный

Тема урока: «Семейные правоотношения»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательная: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений;

 проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития.

Развивающая: Формировать умение анализировать семейные отношения, уважая личность другого человека.

Воспитательная:  Пробудить у учащихся чувство личной ответственности за благополучие в своей семье;

формировать понятие о семейных ценностях.

 

Задачи:

I.Образовательные:

1)изучить понятия семьи и брака;

2)выявить функции и отношения семьи;

 II.Коррекционно-развивающие:

1)развивать понятийный аппарат учащихся и устную речь при ответах на вопросы;

2)корригировать мелкую моторику при выполнении письменных заданий.

III.Воспитательные:

1)способствовать воспитанию уважительного отношения к семье и хорошим взаимоотношениям людей в ней.

2) учить учащихся мыслить, высказывать и аргументировать свою позицию по заданным вопросам;

 

Основные понятия: семья, функции семьи, ценности семьи

 

Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.

 

Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь, раздаточный материал, учебные принадлежности.

Методы и формы обучения:  работа с учебником в группах, работа со статьями «Семейного кодекса», устные ответы.

Структура занятия:

Этапы урока, время в мин.

Методы и приемы обучения

Деятельность учащихся

Средства обучения

Организационный момент, (1 мин)

Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя (здравствуйте ребята, сегодня мы с вами работаем в группах, поэтому напоминаю, о том, чтобы вы соблюдали тишину, чтобы не мешать вашим одноклассникам)

 

На столах разложены ромашка, на лепестках которой написаны задания и высказывания американского ученого-психолога Карнели

Актуализация знаний, сообщение темы и задач урока (5 мин)

Нашу встречу хочется начать со слов: Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Как вы думаете, почему я прочитала эти строки?

Действительно -Тема сегодняшнего урока  - СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

Узнаем, что такое семья, поговорим об условиях создания семьи и об отношениях в семье.

Запись темы урока в тетрадь.

II.Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушиваем ответы ребят

Слайд № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 2

Изучение нового материала (30 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания если останется время

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

Перед вами набор слов, из которых вы должны сложить определение (сложили, прочитали, что получилось, а теперь запишите его в тетради)

 

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:

Семья – это люди, которые живут вместе, ведут общее хозяйство и заботятся друг о друге.

8 июля – День святых Петра и Февроньи. Они прожили вместе всю жизнь и умерли в один день.

8 июля в России отмечают День семьи, любви и верности.

Символом семейного счастья принято считать ромашку.

-Ребята, как вы понимаете, что такое семья?

 

Понятие «семья» мы можем рассматривать с двух сторон:

·         Семья в социальном плане

·         Семья в юридическом смысле

 

Давайте рассмотрим ситуацию: 25-летняя Ксения познакомилась с Александром – состоятельным разведенным мужчиной 45 лет. Вскоре он предложил ей уйти с работы и стать хозяйкой в его загородном доме. Союз этой пары казался благополучным. Она заботилась о нем, как о муже, проявляя такт и внимание. Он порой советовался с ней, баловал дорогими подарками, выводил в свет, знакомил с интересными людьми. Но однажды после 5 лет совместной жизни Александр заявил, что Ксения должна покинуть его дом, так как у него появилась другая, более молодая возлюбленная. Имеет ли Ксения право на имущество Александра? Почему?

Действительно, в юридическом понимании данный союз семьей не являлся, так как он не был официально зарегистрирован и поэтому не порождал юридических прав и обязанностей мужа и жены. Таким образом, давайте подумаем, с какого момента возникают семейные правоотношения и при каких условиях?

Для этого выполним задание и ответим на данный вопрос

                                                                                      Ключевое слово - «БРАК».

 Правильно, с момента заключения брака.

Итак, предпосылкой возникновения семьи является законный брак.

В юридическом смысле брак – свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в установленном законном порядке, имеющий целью создание семьи и порождающий между суп ругами права и обязанности.

 ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

Брак –добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи зарегистрированный в ЗАГСе.

-ЗАГС -  это …запись актов гражданского состояния

"Возможно, это знают не все, но традиция надевать во время свадьбы супругу кольцо на палец идёт из Древнего Рима. Там кольцо надевали рабу, чтобы показать: теперь он лишён свободы и стал собственностью господина. Обряд-то, конечно, красивый. Подъезжает эскорт машин. Празднично одетые молодые по пушистому ковру входят во Дворец. И наконец, торжественное: "Именем РФ объявляю вас мужем и женой!" Свершилось! Он надевает кольцо ей : и делает своей собственностью. Она надевает кольцо ему: и делает его своей собственностью. А печальное событие, оформляющее этот акт насильственного лишения свободы, называется свадьбой!"

Вопрос: как вы считаете, есть ли какие-нибудь условия, которые нужно обязательно соблюсти, чтобы вступить в брак?

 Чтобы ответить на этот вопрос поработаем с учебником. У вас на столах карточки с заданиями, выполните задание № 1 в ваших карточках.

Работа с учебником: откройте стр.156  рассмотрим схему, каковы же условия заключения брака? (1 группа)

·         Взаимное добровольное согласие

·         Отсутствие других браков

·         Отсутствие близкого родства

·         Достижение брачного возраста

·         Дееспособность

Найдите на стр.157  какой порядок существует при регистрации брака? (2 группа)

·         Совместное письменное заявление в органы ЗАГСа

·         Назначение даты через  1 месяц

·         Обязательное присутствие жениха и невесты на бракосочетании

·         Ответ на юридический вопрос

·         Подпись в записи акта заключения брака

·         Обмен кольцами и вручение государственного документа – свидетельства о заключении брака

Но вот все препятствия позади, прозвучал марш Мендельсона и новоиспеченные супруги вступают в сферу семейных правоотношений, которые регулируются нормами семейного права, основным источником которого является Семейный кодекс РФ.  (слайд №  9)

·         (группа № 3)  Вопрос: назовите участников семейных правоотношений? (супруги, родители и дети)

Давайте попробуем вместе назвать, в чем же заключаются особенности семейных правоотношений?

 

·         Субъекты – члены семьи

·        Основание возникновения (объект) – юридический факты: брак,                 

                                                                                                   родство

·         Содержание семейных правоотношений – юридические права и обязанности членов семьи

     Права и обязанности членов семьи разделяются на 2 группы:

·         Личные (неимущественные) правоотношения

·         Имущественные правоотношения

Чтобы их охарактеризовать выполните пожайлуста задание № 2 в ваших карточках. Задание (работа в группах):

1 группа: стр.159 прочитайте и назовите, что относят к личным (неимущественным правам) супругов.

2 группа: стр.159 прочитайте и назовите, что относится к законному режиму имущества супругов.

3 группа: стр.160 прочитайте и назовите, что относится к договорному режиму имущества супругов.

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу – мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

 

Ребята, данное стихотворение было прочитано не только для отдыха, скажите, что является самым важным событием в жизни супругов, когда появляется «основа основ – родительский дом»? Действительно, когда появляются дети.

 

 Рождение детей удостоверяется свидетельством о рождении, которое выдается органами ЗАГСа.

Вопрос: скажите, после рождения ребенка, какие семейные правоотношения возникают? Правоотношения родителей и детей. Отличительная особенность родительских прав в том, что они одновременно являются и их обязанностями.

Давайте поработаем с выдержками из Семейного кодекса. У вас на столах лежат приготовленные статьи, работая с ними, ответьте на задание № 3 в ваших карточках.

Задание 1 группе: прочитайте статьи 54-60 из Семейного кодекса РФ и назовите, какими правами обладают несовершеннолетние дети?

Задание 2 группе: прочитайте статьи 61-68 из Семейного кодекса РФ и назовите, какими правами и обязанностями обладают родители

Задание 3 группе: рассмотрите ст.69, 70 и скажите, в каких случаях родителей лишают родительских прав и каков порядок лишения родительских прав.

Задание в группах «Создайте портрет»:
• 1 группа – идеальный портрет жены;
• 2 группа – идеальный портрет мужа;
• 3 группа – идеальный портрет ребенка.

До нашей следующей встречи я предлагаю вам выполнить ряд заданий по изученной теме, что поможет вам  в закреплении тема, поэтому запишите домашнее задание: § 18, стр.163, задания № 1, 3, 4. А для тех, кто хочет более детально поработать над этим вопросом, либо выбрал обществознание для сдачи экзаменов, я дополнительно предлагаю написать эссе «Брачный договор: за и против».

Ребята, а теперь я предлагаю вам вернуться к началу нашего урока, вспомнить те цели и задачи, которые вы ставили перед собой и давайте попробуем построить цепочку наших ответов на вопрос «Что я знаю о семейных правоотношениях»? И свой ответы вы начните с фразы «Я знаю, что…».

В заключение урока мне хотелось бы вам подарить семь правил Американского специалиста в области человеческих отношений, автор книги «Как перестать беспокоиться и начать жить» Д. Карнеги, следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь: ведь в будущем каждый из вас создаст свою счастливую семью

Ребята складывают из набора слов определение, озвучивают его.

Записывают получившееся определение в тетрадь

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(выслушиваются ответы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают определение брака под диктовку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника. Озвучиваем ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника. Озвучиваем ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают с выдержками из «Семейного кодекса»

Отвечают на поставленный вопрос

 

 

 

 

 

Набрасывают те черты, которые хотели бы видеть в идеальной жене, муже, ребенке

 

 

 

 

Слайд № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд № 4

 

 

 

Слайд № 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд № 6)

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд № 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд № 8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (слайд № 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд № 11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд № 12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд № 14)

 

 

 

 

 

 

(слайд № 13)